<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Общее руководство деятельностью Правительства РФ осуществляет Президент РФ.
Непосредственный руководитель Правительства - Председатель Правительства РФ, который утверждается Госдумой РФ большинством голосов: от общего числа депутатов по предложению Президента РФ.
Максимальные сроки внесения предложения по кандидатуре Председателя Правительства РФ:
• две недели после вступления вновь избранного Президента РФ в должность или отставки предыдущего состава Правительства;
• одна неделя после отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ.
В случае трехкратного отклонения Госдумой кандидатур на должность Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает Председателя Правительства своим указом и распускает Госдуму.
Председатель Правительства в недельный срок после утверждения представляет Президенту РФ для назначения на должности кандидатуры своих заместителей и федеральных министров.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия до окончания срока работы Президента РФ. Возможно и досрочное сложение полномочий Правительством РФ:
• по воле Президента РФ;
• в случае вынесения вотума недоверия Правительству Госдумой при согласии Президента РФ;
• по собственной инициативе Правительства.
Председатель Правительства вырабатывает основные направления деятельности Правительства и организовывает его работу.

41. Структура Правительства РФ
Нормативную базу организации работы Правительства РФ и создания его структуры составляют:
• Конституция РФ;
• ФКЗ "О Правительстве РФ" от 17.12.97 № 2-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями";
• Указ Президента РФ от 24.02.2004 № 264;
• иные нормативные акты.
Состав Правительства РФ:
• Председатель Правительства РФ;
• заместители Председателя Правительства РФ;
• федеральные министры.
В Российской Федерации в настоящее время созданы следующие:
I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
• Министерство внутренних дел Российской Федерации;
- Федеральная миграционная служба;
• Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
• Министерство иностранных дел Российской Федерации;
• Министерство обороны Российской Федерации;
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
- Федеральная служба по оборонному заказу;
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
- Федеральное агентство специального строительства;
• Министерство юстиции Российской Федерации;
- Федеральная служба исполнения наказаний;
- Федеральная регистрационная служба;
- Федеральная служба судебных приставов;
• Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации;
• Служба внешней разведки Российской Федерации;
• Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
• Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;
• Федеральная служба охраны Российской Федерации;
• Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации;
• Управление делами Президента Российской Федерации.
II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
• Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
- Федеральная служба по труду и занятости;
- Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
- Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму;
• Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;
- Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
- Федеральное архивное агентство;
- Федеральное агентство по культуре и кинематографии;
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
• Министерство образования и науки Российской Федерации
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
- Федеральное агентство по науке и инновациям;
- Федеральное агентство по образованию;
• Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- Федеральное агентство водных ресурсов;
- Федеральное агентство лесного хозяйства;
- Федеральное агентство по недропользованию;
• Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации;
- Федеральное агентство по промышленности;
- Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
- Федеральное агентство по энергетике;
• Министерство регионального развития Российской Федерации;
• Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- Федеральное агентство по рыболовству;
- Федеральное агентство по сельскому хозяйству;
• Министерство транспорта Российской Федерации;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
- Федеральное агентство воздушного транспорта;
- Федеральное дорожное агентство;
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
- Федеральное агентство морского и речного транспорта;
- Федеральное агентство геодезии и картографии;
• Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации;
- Федеральная служба по надзору в сфере связи;
- Федеральное агентство по информационным технологиям;
- Федеральное агентство связи;
• Министерство финансов Российской Федерации;
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная служба страхового надзора;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- Федеральная служба по финансовому мониторингу;
- Федеральное казначейство;
• Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
- Федеральная таможенная служба;
- Федеральное агентство по государственным резервам;
- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
- Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации:
- Федеральная антимонопольная служба;
- Федеральная служба по тарифам;
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Федеральная служба государственной статистики;
- Федеральная служба по финансовым рынкам;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Федеральное агентство по атомной энергии;
- Федеральное космическое агентство.
Обеспечение работы Правительства РФ и организацию контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений осуществляет Аппарат Правительства РФ.
Структура Аппарата Правительства РФ:
• административный департамент;
• департаменты госслужбы и кадров;
• культуры, образования и науки;
• международного сотрудничества;
• оборонного комплекса;
• правительственной информации;
• производственной инфраструктуры и строительства;
• развития агропромышленного комплекса;
• регионального развития;
• по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями;
• социального развития;
• финансов;
• экономики и управления собственности;
• контрольное управление;
• правовое управление;
• управление делопроизводства и архивов;
• управление материально-технического обеспечения;
• управление по защите государственной тайны;
• отдел по работе с обращениями граждан.
Возглавляет Аппарат Правительства РФ руководитель Аппарата Правительства РФ (в статусе Министра РФ).

42. Осуществление полномочий Правительством РФ
Конституция РФ определяет круг исключительных (специальных) полномочий Правительства РФ:
• разработка и представление Госдуме федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление отчета об исполнении бюджета;
• обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики в РФ;
• единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
• управление государственной собственностью;
• обеспечение обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
• обеспечение законности, прав и свобод граждан; охрана собственности и общественного порядка; борьба с преступностью;
• иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ,
Акты Правительства РФ - постановления и распоряжения, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ. Акты, противоречащие данным документам, могут быть отменены Президентом РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат исполнению на всей территории РФ.

43. Основы государственной службы в РФ
Государственная служба - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий госорганов.
Государственный служащий - гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы и получающий за это денежное вознаграждение из государственного бюджета.
Государственные должности - первичные структурные подразделения в федеральных органах госвласти, органах госвласти субъектов РФ; органах, созданных в соответствии с Конституцией РФ, с соответствующим кругом организационно-распорядительных функций, обязанностей, ответственности, за работу в которых предусмотрено денежное вознаграждение за счет государства.
Государственные должности в РФ делятся на три категории - "А", "Б" и "В".
Категория "А" - должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий госорганов:
• Президент РФ;
• Председатель Правительства РФ;
• председатели палат Федерального Собрания РФ;
• руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
• депутаты;
• судьи;
• министры;
• иные должности.
Срок полномочий должностей категории "А" ограничен Конституцией и законами (срок избрания, назначения).
Категория "Б"- должности, созданные для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории
"А" - патронатная служба, например советники, помощники и др. Должности патронатной службы замещаются на срок полномочий соответствующих должностей категории "А".
Категория "В" - все иные должности, учреждаемые госорганами для осуществления их полномочий (самая распространенная категория государственных должностей - основная масса работников госорганов РФ и госорганов субъектов РФ, не являющихся их руководителями, помощниками и советниками руководителей).
Перечень должностей закреплен в Реестре государственных должностей РФ.
К государственным должностям госслужбы относятся должности категории "Б" или "В".
Помимо классификации по категориям, государственные должности классифицируются по уровням:
• высшие государственные должности госслужбы (5-я группа) - квалификационные разряды -действительный государственный советник РФ 1, 2, 3-го класса;
• главные государственные должности госслужбы (4-я группа) - квалификационные разряды - государственный советник РФ 1, 2, 3-го класса;
• ведущие государственные должности госслужбы (3-я группа) - квалификационные разряды - советник РФ 1, 2, 3-го класса;
• старшие государственные должности госслужбы (2-я группа) - квалификационные разряды - советник госслужбы 1, 2, 3-го класса;
• младшие государственные должности госслужбы (1-я группа) - квалификационные разряды - референт госслужбы 1, 2, 3-го класса.
Государственные должности замещаются по конкурсу и в ином порядке, предусмотренном законодательством (для категорий "А" и "Б").
Госслужащий пользуется комплексом политических, социально-экономических прав; имеет право на социальное обеспечение. Государственный служащий не вправе:
• участвовать в забастовках;
• использовать свое положение в интересах политических партий, иных организаций;
• принимать награды и почетные звания иностранных государств без разрешения Президента РФ;
• получать вознаграждение от физических или юридических лиц (в денежной и иной форме), в том числе после выхода на пенсию;
• заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной или творческой;
• выполнять иные действия, запрещенные законом.
Вопросы организации и прохождения госслужбы регулируются Федеральным законом "Об основах государственной службы РФ" от 31.07.95 № 119-ФЗ (в ред. от 07.11.2000), иными нормативными актами.

44. Конституционные принципы правосудия в РФ
Конституционные принципы правосудия - основные начала, составляющие основу правосудия, - деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами - судами (судьями), особыми методами (юридическими) и средствами (применение права) в строгом соответствии с процессом и подтвержденная принудительной силой государства по защите прав и интересов граждан и охране закона. К ним относятся:
• осуществление правосудия только судом (судьей);
• компетентность и беспристрастность суда;
• независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей;
• соединение принципов коллегиального и единоличного рассмотрения дел;
• участие граждан в осуществлении правосудия;
• законность;
• обеспечение прав и свобод человека;
• обеспечение права граждан на судебную защиту;
• обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту;
• равенство всех перед законом и судом;
• состязательность сторон в процессе;
• национальный язык судопроизводства;
• гласность;
• устность;
• непосредственность;
• непрерывность судебного заседания.
Правосудие в РФ осуществляется судом:
Только суд может признать человека виновным в совершении преступления и назначить ему наказание.
Осуществлять правосудие может только суд, входящий в единую судебную систему РФ и созданный на основе Конституции РФ и Федеральных конституционных законов.
Запрещается внесудебная репрессия (применение наказания) и создание судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральными конституционными законами - чрезвычайных судов, "троек", шариатских судов и т. д. Компетентность суда обеспечивается особым порядком назначения судей, высокими требованиями к кандидату на должность судьи, что снижает вероятность назначения судьей некомпетентного претендента. Беспристрастность обеспечивается мерами, исключающими заинтересованность судьи в том или ином исходе дела (родственные связи, имущественные интересы). При наличии сомнений в беспристрастности судьи он может быть отведен в соответствии с процессуальным порядком. Независимость судей гарантируется:
• процедурой осуществления правосудия, исключающей под угрозой ответственности чье-либо вмешательство в деятельность судей;
• особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
• неприкосновенностью судьи;
• правом судьи на отставку;
• системой органов судейского сообщества;
• предоставлением судье за счет государства соответствующего материального и социального обеспечения;
• судьи, присяжные и арбитражные заседатели подлежат государственной защите.
Дела в судах рассматриваются судьями единолично или коллегиально. Единолично (только судьей) рассматриваются несложные дела, не представляющие большой общественной опасности. Коллегиально (судья и заседатели, коллегия из трех профессиональных судей) рассматриваются дела, представляющие среднюю или большую общественную опасность; дела, которые по тем или иным причинам не могут быть рассмотрены единолично (о преступлениях несовершеннолетних, инвалидов и т. д.); пересматриваются приговоры.
К отправлению правосудия в РФ наряду с профессиональными судьями привлекаются представители народа - арбитражные заседатели (рассматривают дела совместно с судьей), присяжные заседатели (граждане, не имеющие отношения к рассматриваемому делу и выносящие вердикт о виновности или невиновности подсудимого) при рассмотрении дел, представляющих большую общественную опасность.
Законность - это исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов гражданами, государственными и негосударственными учреждениями, организациями, их должностными лицами, включая суды и судей. Судья принимает решение по существу рассматриваемого дела только на основании закона (а не целесообразности, личных симпатий и антипатий, взглядов и т. д.).
При осуществлении правосудия в РФ должны обеспечиваться права и свободы человека. Запрещается нарушать права и свободы человека во время судебного процесса (право на личную неприкосновенность, достоинство; нельзя применять пытки, скрывать информацию, заставлять свидетельствовать против себя и т. д.).
Граждане имеют право на судебную защиту: суды обязаны принять к рассмотрению любое дело, входящее в их компетенцию; рассмотреть его по существу, вынести решение (приговор), восстановив тем самым нарушенное право человека и защитив закон.
Граждане имеют право на защиту во время судебного процесса (часто путается с правом на судебную защиту) - наличие защиты с момента привлечения к ответственности до вступления в силу приговора (решения) суда. Защита может осуществляться гражданином самостоятельно, но, как правило, профессиональным юристом - адвокатом. Если невозможно оплатить труд адвоката, защитник (адвокат) предоставляется бесплатно.
В Российской Федерации все равны перед законом и судом: любой человек независимо от его положения и заслуг при нарушении закона должен быть на общих основаниях предан суду, его дело - рассмотрено и по нему вынесено справедливое решение (приговор).
Судебный процесс в РФ проходит на основе состязательности и равенства сторон:
• равенства обвиняемых и потерпевшего в ходе рассмотрения уголовного дела в суде;
• равенства сторон в гражданском деле;
• равенства защиты и обвинения;
• состязательного характера рассмотрения дела в суде - стороны могут доказывать свою правоту и бороться за решение дела в их пользу. Правосудие в РФ осуществляется на русском языке. Если дело рассматривается в местности, где распространен иной язык (например в республике в составе РФ), правосудие ведется на национальном языке. Если участник процесса не владеет языком, на котором слушается дело, ему должен быть предоставлен переводчик.
Рассмотрение дел в судах РФ открытое. Граждане (имеющие и не имеющие отношения к делу), пресса, представители госорганов и др. вправе беспрепятственно посещать судебные заседания. При наличии веских оснований (интересы госбезопасности; сохранение государственной тайны, тайны усыновления, интимной жизни и др.) по решению суда проводится закрытое судебное заседание.
Дела в судах РФ рассматриваются устно, доказательства исследуются непосредственно (то есть предъявляются суду).
Слушание дела происходит непрерывно:
• дело рассматривается без перерывов (кроме обеденных и времени окончания рабочего дня судей - при слушании дела более суток);
• судья не может приступить к рассмотрению в суде следующего дела, если не вынесено решение по предыдущему.

45. Основы судебной системы РФ
Судебная власть в РФ осуществляется исключительно судами (судьями). Суд - особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан; обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства - рассмотрения в соответствии с процессуальным порядком дел и принятия решений по их существу.
Суды РФ составляют судебную систему, которая строится на основе:
• единства;
• иерархичности;
• соподчиненности.
Единство судебной системы:
• устанавливается в масштабе всей страны;
• правила судопроизводства едины;
• право применяется единообразно;
• решения судов обязательны для исполнения на всей территории страны;
• судьи в РФ имеют единый статус;
• суды в РФ финансируются из средств федерального бюджета. Иерархичность судебной системы означает наличие в РФ нескольких уровней судов определенного вида:
• федеральные;
• субъектов РФ;
• городские - межмуниципальные;
• районные;
• мировые судьи.
Под уровнем подразумеваются территориальные границы, в пределах которых распространяется юрисдикция данного суда (например. район для районного суда, федерация для Верховного Суда РФ).
Все суды РФ относятся к федеральным органам госвласти. Верховный Суд РФ, суды субъектов федерации, районные суды выражают государственную волю России в целом и осуществляют правосудие именем Российской Федерации (а не субъекта РФ, района и т. д.).
Россия предпочла создание единой федеральной судебной системы, а не смешанной (как в США, где сосуществуют единая судебная система государства и независимые судебные системы каждого штата). Субъекты РФ не могут устанавливать собственные судебные системы. Исключение составляет предусмотренная ФКЗ "О судебной системе РФ" возможность введения в России института мировых судей.
Мировые судьи - органы судебной власти субъектов РФ. Субъекты РФ сами определяют порядок деятельности мировых судей и иные связанные с этим судебным институтом вопросы. Цель введения мировых судей:
• разгрузить суды общей юрисдикции;
• передать на рассмотрение мировых судей преступления, не представляющие большой общественной опасности;
• приблизить судебную систему к народу.
Соподчиненность звеньев судебной системы: вышестоящие суды контролируют правильность применения закона нижестоящими, их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами.
В зависимости от специфики дел (гражданские, уголовные, хозяйственные, конституционно-правовые, административные и др.)
Судопроизводство в РФ подразделяется:
• на конституционное;
• гражданское;
• административное;
• уголовное.
Особый вид судопроизводства - арбитражное (экономическое). В этой связи судебная система РФ состоит из трех подсистем:
• конституционная юстиция;
• суды общей юрисдикции;
• арбитражные суды.
Органы конституционной юстиции рассматривают конституционно-правовые вопросы; суды общей юрисдикции - гражданские, административные и уголовные дела; арбитражные суды - экономические споры.
Органы конституционной юстиции:
• Конституционный Суд РФ;
• конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые не составляют единой конституционно-судебной системы с Конституционным Судом РФ.
Суды общей юрисдикции составляют единую систему. В нее входят:
• Верховный Суд РФ;
• верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; суды автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга (суды субъектов РФ);
• суды "промежуточных" звеньев между субъектом РФ и районом - городские, межмуниципальные;
• районные суды;
• мировые судьи;
• военные суды (гарнизонов, армий, флотилий и т. д.).
Систему арбитражных судов (первичное звено арбитражных судов -субъект федерации, а не район) составляют:
• Высший Арбитражный Суд;
• федеральные арбитражные суды округов (федеральные округа (всего 10) охватывают несколько субъектов РФ);
• арбитражные суды субъектов РФ.
Судебная инстанция - суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения).
Суд первой инстанции - суд, принимающий решение по существу дела. По уголовному делу это вопросы:
• виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления;
• применения или неприменения к нему уголовного наказания, его конкретной меры.
По гражданскому делу:
• вопрос о доказанности (недоказанности) гражданского иска;
• юридических последствиях, которые должны наступить. Судами первой инстанции являются суды основного звена:
• районные суды общей юрисдикции;
• арбитражные суды субъектов РФ.
Они рассматривают по существу подавляющее большинство гражданских, уголовных дел и экономических (хозяйственных) споров. При рассмотрении отдельных категорий дел (особой общественной опасности) в качестве суда первой инстанции могут выступать вышестоящие суды.
Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу.
• суды общей юрисдикции субъектов РФ;
• федеральные арбитражные суды округов.
В некоторых случаях эту функцию могут выполнять вышестоящие суды.
В апелляционном порядке проверяются законность, обоснованность и справедливость приговора и постановления мирового судьи.
В надзорной инстанции проверяются законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу; пересматриваются дела в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам. Суды (подразделения судов) данной инстанции:
• президиумы судов среднего звена (субъектов РФ);
• коллегии Верховного Суда РФ;
• Президиум Верховного Суда РФ;
• Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

46. Статус судей в РФ
Правосудие в РФ осуществляется только судом в лице специально уполномоченных должностных лиц - судей (в ряде случаев представителей народа - присяжных заседателей).
Судьей РФ может быть гражданин РФ:
• достигший 25 лет;
• имеющий высшее юридическое образование;
• стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет;
• не совершивший порочных поступков;
• сдавший квалификационный экзамен;
• получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.
К судьям вышестоящих и иных судов предъявляются дополнительные требования.
Судьей суда субъекта РФ может быть гражданин РФ, достигший 30 лет. Судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин РФ:
• достигший 35 лет;
• имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ:
• достигший 40 лет;
• имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;
• обладающий признанной квалификацией в области права.
Судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Конституционного Суда РФ назначаются на должность:
• Советом Федерации ФС РФ большинством голосов от общего числа его членов;
• по представлению Президента РФ, которое вносится (в отношении кандидатов на должность судей Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ) с учетом мнения председателей соответствующих судов.
Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются:
• Президентом РФ;
• по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются:
• Президентом РФ;
• по представлению Председателя соответственно Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судьи РФ представляются к назначению только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии. Судьи РФ назначаются:
• первый раз - на 3-летний срок;
• после его окончания и при соответствии занимаемой должности - бессрочно.
Кандидаты на должность судьи отбираются на конкурсной основе. Любой гражданин РФ, отвечающий установленным требованиям, может быть допущен к участию в конкурсе. Кандидат на должность судьи сдает квалификационный экзамен специальной комиссии при органе юстиции. Окончательное решение о рекомендации на должность судьи дает квалификационная коллегия судей с учетом результатов экзамена и при соответствии личности кандидата установленным требованиям.
Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу судьи. С этого момента он считается наделенным полномочиями и приступает к исполнению обязанностей судьи.
В своей деятельности судья независим и подчиняется Конституции РФ и законам. Гарантии независимости судьи:
• предусмотренная законом процедура осуществления правосудия; запрет под угрозой ответственности любого постороннего вмешательства в деятельность судей;
• несменяемость судьи и особый порядок приостановления и прекращения полномочий судей;
• право судьи на отставку;
• неприкосновенность судьи;
• наличие системы органов судейского сообщества;
• материальное и социальное обеспечение судьи, предоставляемое за счет государства.
Судья не обязан допускать к делу посторонних лиц, давать объяснения по его существу до вынесения решения (приговора). Приговоры и решения выносятся судьями (судьей) в особом помещении - совещательной комнате. Предусмотрен режим тайны совещательной комнаты. Никто не должен знать, что в ней происходит; присутствовать при вынесении приговора (решения); оказывать воздействие на судью (судей). Вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.
Судьи несменяемы. После вторичного назначения на должность судья занимает ее пожизненно или до отставки. Судья не должен заботиться о своем переизбрании, зависеть от начальства, он не может быть уволен с работы и без его согласия переведен в другой суд (даже на повышение). Полномочия судьи приостанавливаются и прекращаются в особом порядке.
Полномочия судьи приостанавливаются квалификационной коллегией судей в случае:
• признания судьи решением суда, вступившим в законную силу, безвестно отсутствующим;
• возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
• участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или субъекта РФ;
• избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или субъекта РФ.
В течение времени приостановления полномочий за судьей сохраняются рабочее место и заработная плата. Полномочия судьи возобновляются решением квалификационной коллегии.
Полномочия судьи прекращаются вследствие:
• его письменного заявления об отставке;
• неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
• письменного заявления судьи о переходе на другую работу;
• истечения срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
• увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
• прекращения гражданства РФ;
• занятия деятельностью, не совместимой со статусом судьи;
• вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи или судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
• вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи или признании его недееспособным;
• смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
• отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
• достижения предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение о прекращении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия.
Деятельность, несовместимая со статусом судьи:
• нахождение в должности депутата Госдумы либо законодательного (представительного) органа субъекта РФ, третейского судьи, арбитра;
• членство в политических партиях;
• предпринимательская деятельность;
• иная оплачиваемая деятельность, кроме преподавательской, научной, творческой.
Судья имеет право на отставку - почетный уход с должности - в любое время. В случае отставки за ним сохраняются статус судьи и привилегии; выплачивается выходное пособие в размере месячного оклада по последнему месту работы за каждый проработанный год. Находясь в отставке, судья не может заниматься деятельностью, не совместимой со статусом судьи (любой, кроме научной, преподавательской и творческой); совершать порочащие его поступки; выходить из гражданства РФ. В противном случае отставка будет прекращена и он будет исключен из судейского сообщества.
Неприкосновенность судьи распространяется на его личность, служебное помещение, жилище, паспорт, средства связи, имущество, документы. Судья не может быть задержан; привлечен к административной, уголовной, дисциплинарной ответственности.
Судья имеет право на материальное и социальное обеспечение за счет государства.
Органы судейского сообщества, созданные для выражения интересов судей как носителей судебной власти:
• Всероссийский съезд судей;
• конференции судей субъектов РФ;
• Совет судей РФ;
• советы судей субъектов РФ;
• общие собрания судей судов;
• Высшая квалификационная коллегия судей РФ;
• квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
Деятельность органов судейского сообщества регулируется принимаемыми ими актами (регламентами, положениями). Основные задачи органов судейского сообщества:
• содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
• защита прав и законных интересов судей;
• участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
• утверждение авторитета судебной власти; обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ. В Высшую квалификационную коллегию судей входят 29 членов, которые избираются из числа судей по нормам представительства:
• от судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - по 2 судьи;
• от судей федеральных арбитражных судов округов - 3 судьи;
• от судей верховных судов республик; краевых, областных судов; судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов - 4 судьи;
• от судей арбитражных судов субъектов РФ - 4 судьи;
• от судей окружных (флотских) военных судов - 3 судьи.
Десять членов коллегии - представители общественности - назначаются Советом Федерации. Один член коллегии - представитель Президента РФ назначается главой государства.
Членами квалификационных коллегий судей не могут быть председатели судов и их заместители. Судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня; не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней.
Полномочия члена квалификационной коллегии судей могут быть досрочно прекращены:
• по его инициативе;
• в случае совершения им дисциплинарного проступка;
• отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение 4-х месяцев без уважительных причин.
Решение о досрочном прекращении полномочий членов квалификационной коллегии судей принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей.

47. Конституционный Суд РФ
Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Существует с 1991 г.; состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.
Компетенция Конституционного Суда РФ:
1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ:
• федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ;
• конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, касающихся вопросов ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов;
• договоров между органами госвласти РФ и субъектов РФ;
• не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешение споров о компетенции:
• между федеральными органами госвласти;
• между органами госвласти РФ и субъектов РФ;
• между высшими госорганами субъектов РФ;
3) толкование Конституции РФ;
4) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, - по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.
Кроме того, в компетенцию Конституционного Суда РФ входят:
• дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
• право законодательной инициативы;
• иные полномочия.
Принципы конституционного судопроизводства: независимость; коллегиальность; гласность; устность; ведение судопроизводства на русском языке; непрерывность судебного заседания; равноправие и состязательность сторон.
Независимость конституционного судопроизводства: судьи при рассмотрении дел и решений руководствуются только Конституцией РФ и ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"; выступают в личном качестве; не представляют политических партий и госорганов, учреждений, организаций, социальных групп; высказывают исключительно правовую позицию. Посторонние воздействия на судей Конституционного Суда РФ, вмешательство в их деятельность запрещаются.
Рассмотрение вопросов и принятие решений в Конституционном Суде РФ осуществляются коллегиально и только судьями, участвовавшими в судебном заседании, а также открыто, за исключением случаев, когда необходимо сохранить охраняемые законом тайны, обеспечить безопасность граждан и защитить общественную нравственность.
Разбирательство в Конституционном Суде РФ происходит устно и на русском языке. Если участник процесса не владеет русским языком, ему должен быть предоставлен переводчик.
Непрерывность судебного заседания: запрещается рассматривать следующее дело, пока не рассмотрено предыдущее.

48. Судьи, структура и организация работы Конституционного Суда РФ
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые избираются Советом Федерации большинством голосов от общего числа его членов по представлению Президента РФ только на 15-летний срок. С 01.01.2005г. предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ ограничивается (70 лет). Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Полномочия судьи прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.
Судьей Конституционного Суда РФ может стать:
• гражданин РФ;
• достигший 40 лет;
• с безупречной репутацией;
• имеющий высшее юридическое образование;
• работающий по юридической специальности не менее 15 лет;
• обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
С должностью судьи КС РФ несовместимы такие виды деятельности, как:
• членство в Совете Федерации; работа депутатом Госдумы, в иных представительных органах; занятие иных государственных или общественных должностей;
• предпринимательская, иная оплачиваемая деятельность, кроме научной или преподавательской;
• осуществление защиты и представительства (кроме законных) в судах и арбитражных судах;
• членство в политических партиях и движениях;
• выступление в СМИ по существу нерассмотренных дел или дел, которые могут быть рассмотрены Конституционным Судом РФ в будущем.
Полномочия судьи КС РФ могут быть приостановлены Конституционным Судом РФ, если:
• в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
• судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои ' обязанности.
Основания прекращения полномочий судьи КС РФ:
• нарушение порядка его назначения на должность судьи КС РФ;
• истечение срока полномочий судьи (15 лет);
• личное письменное заявление судьи об отставке до истечения срока его полномочий;
• утрата судьей гражданства РФ;
• вынесение в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
• совершение судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
• продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны КС РФ, занятий или совершение действий, несовместимых с его должностью;
• неучастие судьи в заседаниях КС РФ или уклонение его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
• признание судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
• признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
• объявление судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
• смерти судьи.
Судья КС РФ обладает особым статусом: он неприкосновенен; не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное при рассмотрении дела в КС РФ, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет
установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями. Законодательством предусмотрены нормы, повышающие уровень правовой защиты судей, материального и социального обеспечения.
Деятельностью КС РФ руководят Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь (избираются тайным голосованием большинством от общего числа судей на 3-летний срок и могут быть переизбраны повторно).
Конституционный Суд РФ имеет двухпалатную структуру. Палаты КС РФ включают соответственно 9 и 10 судей. Состав палат определяется жребием и остается неизменным не более 3-х лет. Каждый судья является членом только одной из двух палат. Во время заседаний палат рассматривается большинство дел.
Исключительно в пленарных заседаниях рассматриваются:
• дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;
• толковании Конституции РФ;
• соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
• принимаются послания Конституционного Суда РФ;
• решается вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Председатель Конституционного Суда РФ:
• руководит подготовкой пленарных заседаний КС РФ, созывает данные заседания и председательствует на них;
• вносит на обсуждение КС РФ вопросы, входящие в его компетенцию;
• представляет КС РФ в отношениях с госорганами и общественными организациями; делает заявления от имени суда;
• производит назначение на должность в аппарате КС РФ, руководит его работой;
• осуществляет иные полномочия.
Когда Председатель КС РФ не в состоянии исполнить свои обязанности, их исполняет заместитель Председателя КС РФ.
Судья-секретарь Конституционного Суда РФ:
• непосредственно руководит работой аппарата КС РФ;
• организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний КС РФ;
• доводит решения КС РФ до сведения соответствующих органов и организаций; информирует КС РФ об их исполнении;
• организует информационное обеспечение судей КС РФ;
• осуществляет иные полномочия.
Эффективную работу Конституционного Суда РФ обеспечивают аппарат КС РФ (секретариат, подразделения аппарата) и иные службы.

49. Верховный Суд РФ
Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Верховный Суд РФ:
• рассматривает дела по существу;
• в кассационном порядке;
• в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам;
• осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов;
• дает разъяснения по вопросам судебной практики.
• Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции.
В структуру Верховного Суда РФ входят:
• Пленум Верховного Суда РФ;
• Президиум Верховного Суда РФ;
• Кассационная коллегия;
• Судебная коллегия по гражданским делам;
• Судебная коллегия по уголовным делам;
• Военная коллегия;
• Председатель и заместители Председателя Верховного Суда РФ;
• аппарат Верховного Суда РФ.
Численный состав ВС РФ составляют:
• 100 судей;
• Председатель Верховного Суда РФ;
• первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ;
• пять заместителей Председателя;
• Председатель Военной коллегии;
• заместитель Председателя Военной коллегии;
• шесть судей Военной коллегии.
Председатель и заместители Председателя ВС РФ организуют работу Верховного Суда РФ, осуществляют общее руководство его деятельностью.
Председатель Верховного Суда РФ также:
• приносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;
• приостанавливает исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;
• организует работу по изучению и обобщению судебной практики;
• рекомендует Президенту РФ кандидатуры на должность судей Верховного Суда РФ;
• представляет Верховный Суд РФ в отношениях с госорганами, выступает от его имени.
Пленум Верховного Суда работает в составе:
• судей Верховного Суда РФ;
• Председателя и заместителей Председателя ВС РФ;
• Генерального прокурора РФ;
• министра юстиции РФ. Пленум Верховного Суда РФ:
• изучает и обобщает судебную практику;
• дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства;
• дает ответы на представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции;
• заслушивает сообщения председателей нижестоящих судов по вопросам применения законодательства;
• утверждает составы судебных коллегий;
• заслушивает отчеты о деятельности Президиума Верховного Суда РФ и коллегий.
Пленум Верховного Суда РФ созывается не реже одного раза в 4 месяца. Президиум Верховного Суда РФ:
• состоит из 13 судей;
• утверждается Советом Федерации;
• по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ;
• состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, избранных судей.
Компетенция Президиума Верховного Суда РФ:
• рассмотрение судебных дел в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам;
• материалов изучения и обобщения судебной практики, анализ судебной статистики;
• вопросов организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;
• оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства (совместно с Министерством юстиции);
• осуществление иных полномочий.
Из числа судей Верховного Суда РФ Пленум ВС РФ утверждает коллегии:
• Судебную коллегию по гражданским делам;
• Судебную коллегию по уголовным делам;
• Военную коллегию.
Данные коллегии рассматривают подсудные им дела (гражданские, уголовные, касающиеся военнослужащих, и некоторые иные):
• в качестве суда первой инстанции;
• кассационном порядке;
• порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам;
• а также обобщают и изучают судебную практику, анализируют судебную статистику;
• выполняют иные функции.
Работой коллегий руководят их председатели.
Организационное обеспечение деятельности судов, направленное на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, возложено на Судебный департамент при ВС РФ. Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляет аппарат этого суда.

50. Арбитражные суды в РФ
Арбитражные суды в РФ - это федеральные суды, входящие в единую судебную систему РФ. К их ведению относятся особая разновидность дел об экономических (хозяйственных) спорах и частично дела, возникающие из административных отношений.
Главные задачи арбитражных судов при рассмотрении дел:
• защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
• содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды составляют единую иерархическую, соподчиненную систему:
• арбитражные суды субъектов РФ;
• федеральные арбитражные суды округов;
• Высший Арбитражный Суд РФ.
Арбитражные суды субъектов РФ, созданные в каждом субъекте РФ, являются арбитражными судами основного звена (в отличие от судов общей юрисдикции, где суды субъектов РФ - среднее звено) и в большинстве случаев выступают в качестве судов первой инстанции.
Федеральные арбитражные суды округов - среднее звено. Их юрисдикция распространяется на территорию арбитражного округа, охватывающего около 10 субъектов РФ.
Федеральные арбитражные суды (суды среднего звена) созданы:
• в Волго-Вятском;
• Западно-Сибирском;
• Восточно-Сибирском;
• Дальневосточном;
• Московском;
• Поволжском;
• Северо-Западном;
• Северо-Кавказском;
• Уральском;
• Центральном округах (всего округов - 10).
Федеральные арбитражные суды округов наиболее часто выступают в качестве судов второй инстанции.
Состав федерального арбитражного суда округа:
• председатель арбитражного суда округа, заместители;
• президиум данного суда;
• судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
• судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Аналогична структура арбитражного суда субъекта РФ. Компетенция арбитражного суда субъекта РФ:
• рассмотрение в первой инстанции дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;
• рассмотрение в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренного в этом суде в первой инстанции;
• пересмотр судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам;
• обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле;
• изучение и обобщение судебной практики;
• подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
• анализ судебной статистики.
Компетенция федерального арбитражного суда округа (суда среднего звена):
• проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях;
• пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам ранее рассмотренных дел;
• обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, применяемого или подлежащего применению в рассматриваемом деле;
• изучение и обобщение судебной практики;
• подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов;
• анализ судебной статистики.
Во главе системы арбитражных судов РФ - Высший Арбитражный Суд РФ.

51. Высший Арбитражный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ - судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; вышестоящая судебная инстанция по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ:
• рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
• дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов РФ;
• пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам ранее рассмотренные и разрешенные им дела;
• обращается в КС РФ с запросами о проверке конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, конституций, уставов, нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами госвласти РФ и органами госвласти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и запросами о проверке конституционности закона, применяемого или подлежащего применению;
• обобщает и изучает судебную практику;
• дает руководящие разъяснения нижестоящим судам;
• ведет судебную статистику;
• создает условия для организационного, кадрового и иного обеспечения деятельности арбитражных судов;
• решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ, и другие вопросы.
Структура Высшего Арбитражного Суда РФ:
• Председатель и заместитель Председателя ВАС РФ;
• Пленум ВАС РФ;
• Президиум ВАС РФ;
• судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
• судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Председатель ВАС РФ избирается Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Заместители Председателя ВАС РФ назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВАС РФ.
Компетенция Председателя ВАС РФ:
• организация деятельности ВАС РФ и системы арбитражных судов РФ;
• созыв Пленума и Президиума суда, председательство на их заседаниях;
• общее руководство аппаратом ВАС РФ;
• назначение работников аппарата;
• распределение обязанностей между своими заместителями;
• формирование из числа судей ВАС РФ судебных составов;
• представление ВАС РФ во взаимоотношениях с госорганами и общественными организациями;
• осуществление иных полномочий.
Пленум ВАС РФ работает в составе:
• Председателя и заместителей Председателя ВАС РФ;
• судей ВАС РФ.
В работе его заседаний могут участвовать:
• члены Совета Федерации и депутаты Госдумы;
• Председатель КС РФ;
• Председатель ВС РФ;
• Генеральный прокурор РФ;
• Министр юстиции РФ;
• председатели арбитражных судов;
• судьи арбитражных судов;
• представители госорганов РФ и субъектов РФ, научных учреждений; граждане (по приглашению Председателя ВАС РФ).
Полномочия Пленума ВАС РФ:
• изучение и обобщение судебной практики; анализ статистики;
• разъяснение судебной практики в форме постановлений, обязательных для всех арбитражных судов;
• выступление с законодательной инициативой;
• решение вопросов об обращении в КС РФ;
• назначение секретаря Пленума (по представлению Председателя суда);
• утверждение (по представлению Председателя суда) членов судебных коллегий и председателей судебных составов;
• утверждение места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;
• утверждение состава президиума федеральных арбитражных судов округов;
• утверждение состава президиума арбитражного суда субъектов РФ;
• утверждение регламента арбитражных судов (по представлению Председателя ВАС РФ);
• иные полномочия.
Пленум ВАС собирается по мере необходимости не реже одного раза в полгода.
Состав Президиума ВАС РФ:
• Председатель ВАС РФ;
• его заместители;
• председатели судебных составов ВАС РФ. Компетенция Президиума ВАС РФ:
• рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ;
• рассмотрение отдельных вопросов судебной практики.
Судебные коллегии ВАС РФ (по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений):
• рассматривают дела в первой инстанции;
• изучают и обобщают судебную практику;
• разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства;
• анализируют судебную статистику;
• решают иные вопросы.
В судебных коллегиях формируются судебные составы, члены которых определяются Председателем ВАС РФ. Председатели судебных составов (они же заместители Председателя ВАС РФ) утверждаются Пленумом ВАС РФ.
При Высшем Арбитражном Суде РФ работает научно-консультативный совет.
Организационно работу ВАС РФ обеспечивает его аппарат.

52. Военные суды в РФ
Военные суды РФ - федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Характеристика военных судов:
• военные суды входят в подсистему судов общей юрисдикции и выполняют те же задачи, что и невоенные суды общей юрисдикции;
• военные суды обязаны строго следовать принципу законности и соблюдать в своей деятельности требования закона; защищать права и
• свободы граждан; охранять права и законные интересы общества и государства;
• военные суды не рассматривают дела об административных правонарушениях и не дают разъяснений по вопросам судебной практики;
• военные суды рассматривают уголовные и гражданские дела с участием строго определенных категорий граждан;
• в исключительной подведомственности военных судов находятся дела о преступлениях против военной службы;
• расположение военных судов связано не с административно-территориальным делением страны, а с дислокацией соответствующих воинских формирований (флотов, видов войск и пр.), которые могут находиться и за пределами РФ;
• высший судебный контроль за деятельностью военных судов осуществляет ВС РФ;
• при осуществлении судебных полномочий военные суды независимы и не подчиняются никаким органам военного управления, в том числе и командованию соответствующего воинского формирования.
Структура военных судов в России:
• гарнизонные суды;
• окружные (флотские) суды;
• Военная коллегия Верховного Суда РФ,
Окружные военные суды создаются по месту дислокации воинских частей; как правило, один окружной военный суд охватывает территорию нескольких субъектов РФ. Флотские суды по своему статусу приравнены к окружным. Возглавляет систему военных судов Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Вопросы создания, деятельности военных судов в России регулируются ФКЗ "О военных судах РФ" от 23.06.99 № 1-ФКЗ.

53. Институт мировых судей в РФ
Институт мировых судей - нововведение российской судебной системы, хотя правильнее говорить о возрождении отечественных традиций правосудия. Мировые судьи осуществляли свою деятельность в России в последней четверти XIX - начале XX вв. Формированию этого института способствовали реформы Александра II (1861 - 1874). Цель создания института мировых судей в РФ - приблизить правосудие к народу путем передачи несложных дел от профессиональных судей на рассмотрение уважаемыми гражданами того или иного населенного пункта, а также упростить судебную процедуру по несложным делам.
Современные российские мировые судьи по своему статусу - судьи субъектов федерации и входят в единую судебную систему РФ. Мировые судьи единолично рассматривают в первой инстанции:
• уголовные дела небольшой тяжести, за которые может быть назначено наказание, не превышающее 2-х лет лишения свободы;
• дела о выдаче судебного приказа;
• дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
• дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
• иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;
• дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления;
• дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о -восстановлении на работе;
• дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
• дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП РФ.
Мировые судьи рассматривают дела в соответствии с законодательством РФ. Решения, законные распоряжения мировых судей носят обязательный характер и подлежат исполнению.
Мировым судьей может быть гражданин РФ:
• достигший 25 лет;
• имеющий высшее юридическое образование;
• опыт работы по юридической специальности не менее 5 лет;
• сдавший квалификационный экзамен и рекомендованный квалификационной коллегией на должность мирового судьи (судьи со стажем более 5 лет освобождаются от сдачи экзамена).
Лица, прошедшие отбор:
• назначаются на должность мирового судьи законодательным (представительным) органом госвласти субъекта федерации;
• избираются населением соответствующего судебного участка. Мировой судья назначается (избирается) на срок не менее 5 лет с правом повторного избрания (назначения).
Мировым судьям запрещается совмещать работу мирового судьи с иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной и творческой; они пользуются правами судьи РФ. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков (создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс.).
Согласно концепции судебно-правовой реформы в России мировые судьи позволят значительно разгрузить федеральные суды и смогут рассматривать около 30% уголовных и 50% гражданских дел.

54. Адвокатская деятельность и адвокатура в РФ
Адвокатская деятельность - квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и свобод, законных интересов лицами, получившими статус адвоката в установленном законом порядке. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.
Статус адвоката в РФ может получить:
• дееспособное физическое лицо (гражданин РФ или не гражданин РФ);
• имеющее высшее юридическое образование, полученное в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию, либо ученую степень по юридической специальности;
• стаж работы по юридической специальности не менее 2-х лет или прошедшее стажировку в адвокатском объединении;
• не имеющее судимости;
• сдавшее квалификационный экзамен в квалификационной палате субъекта федерации;
• принявшее присягу адвоката.
Статус адвоката присваивается бессрочно.
Лицо, получившее статус адвоката, вправе осуществлять свою деятельность на всей территории РФ. Адвокаты, не являющиеся гражданами РФ, вправе вести дела при условии, что они (дела) не связаны с допуском к государственной тайне РФ.
Адвокаты предоставляют юридическую помощь в формах:
• консультаций и справок по правовым вопросам (устно и письменно);
• составления заявлений, жалоб, ходатайств, иных документов правового характера;
• представления интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
• участия в качестве представителя или защитника в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
• участия в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном 'арбитраже и иных органах разрешения конфликтов;
• участия в качестве представителя доверителя в государственных, в том числе налоговых органах; общественных организациях;
• представления интересов клиента в иностранных и международных инстанциях;
• иных формах, предусмотренных законодательством.
При осуществлении адвокатской деятельности адвокат вправе:
• собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи; делать запросы;
• опрашивать лиц, предположительно владеющих информацией, имеющей отношение к делу;
• собирать вещественные доказательства;
• - привлекать на договорной основе специалистов в других областях знаний;
• беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в том числе в период содержания его под стражей, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность, без ограничения числа свиданий и их продолжительности;
• фиксировать с помощью технических средств информацию;
• пользоваться правами, предоставленными представителю и защитнику процессуальным законодательством;
• осуществлять иные действия, не запрещенные законом. Адвокату запрещается:
• занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, кроме случая самооговора доверителя;
• заявлять о доказанности вины доверителя, если доверитель свою вину отрицает;
• негласно сотрудничать с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
• отказаться от принятой на себя защиты;
• разглашать сведения, ставшие известными при осуществлении защиты или при представлении интересов доверителя - без его согласия;
• принимать поручение, если он имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, участвовал в деле в качестве сотрудника правоохранительного органа, является по делу потерпевшим или свидетелем, состоит в родственных отношениях с должностным лицом, участвующим в расследовании или рассмотрении дела, оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица.
Адвокатская деятельность гарантируется:
• запретом вмешательства в нее и оказание препятствий;
• запретом привлечения адвоката к ответственности за правовую позицию по делу;
• особым порядком привлечения адвоката к уголовной ответственности;
• государственной защитой адвокатов;
• правом на социальное обеспечение;
• иными средствами, предусмотренными законодательством.
Адвокатская деятельность в РФ может осуществляться:
• индивидуально, без создания юридического лица - путем открытия адвокатского кабинета;
• через адвокатское бюро, создаваемое на основании партнерского договора на ведение совместной адвокатской деятельности;
• через юридические консультации;
• коллегии адвокатов.
Первичное звено системы органов адвокатуры РФ на уровне субъекта РФ - адвокатская палата субъекта РФ - негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов данного субъекта. При переезде в другой субъект федерации адвокат обязан письменно известить палату о перемене места жительства и стать членом соответствующей палаты субъекта. Каждая адвокатская палата субъекта РФ ведет реестр адвокатов. Адвокат, наделенный данным статусом после вступления в силу Закона (01.07.2002) и принявший присягу, становится членом адвокатской палаты того субъекта РФ, в квалификационной палате которого он сдал экзамен и был наделен полномочиями.
Высший орган адвокатской палаты субъекта РФ - собрание адвокатов, а если их число превышает 300 человек - конференция адвокатов. Собрание (конференция) избирает Совет адвокатской палаты, из состава которого избирается Президент адвокатской палаты субъекта РФ (на 4 года).
В каждом субъекте РФ функционирует только одна адвокатская палата.
Орган адвокатского самоуправления в масштабах РФ, который представляет и защищает интересы адвокатов России, - Федеральная палата адвокатов - некоммерческая негосударственная организация, основанная на членстве адвокатских палат всех субъектов РФ.
Высший орган самоуправления адвокатов в РФ - Всероссийский съезд адвокатов:
• собирается не реже одного раза в 2 года;
• принимает Устав Федеральной палаты адвокатов;
• избирает Совет ФПА в количестве 36' человек, который из своего состава избирает на 4 года Президента ФПА.
Решения Всероссийского съезда адвокатов обязательны для адвокатов и адвокатских палат субъектов РФ. Создание органов адвокатского самоуправления, аналогичных Федеральной палате адвокатов и дублирующих ее функции, не допускается.

55. Прокуратура РФ
Прокуратура РФ - это единая, федеральная, централизованная, независимая система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением и соблюдением действующих на территории России законов.
Основные направления деятельности прокуратуры РФ:
1) надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ; органами местного самоуправления, военного управления; органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов:
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека госорганами, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами;
3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) надзор за исполнением законов судебными приставами;
5) надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера; администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
6) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
7) поддержание обвинения в суде;
8) опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;
9) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
10) правотворческая деятельность.
Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ:
• независимость от органов госвласти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и т. д.;
• единство прокуратуры в масштабах всей страны;
• централизованность (отсутствие автономии) прокуратур; строгое подчинение нижестоящих прокуратур и прокуроров вышестоящим прокуратурам и прокурорам и Генеральному прокурору РФ;
• руководство в своей деятельности Конституцией РФ и законами;
• соблюдение прав и свобод человека (если таковые в конкретной ситуации не ограничены законом);
• невмешательство государственных и иных органов в деятельность прокуратуры;
• обязательность исполнения решений прокурора;
• особые требования к кадрам прокуратуры;
• несовместимость работы в прокуратуре с членством в партиях, политической деятельностью и иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью (кроме преподавательской, научной, творческой).
Система прокуратуры РФ:
• Генеральная прокуратура РФ;
• прокуратуры субъектов РФ;
• приравниваемые к прокуратурам субъектов военные и другие специализированные прокуратуры;
• научные и образовательные учреждения прокуратуры;
• прокуратуры городов и районов;
• другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Генеральный прокурор РФ - высшее должностное лицо прокуратуры РФ, которому подчинены все иные прокуроры:
• осуществляет общее руководство прокуратурой РФ;
• назначает прокуроров и иных должностных лиц;
• участвует во всех основных направлениях деятельности прокуратуры;
• представляет прокуратуру во взаимоотношениях с госорганами и общественными организациями;
• выступает от имени прокуратуры;
• выполняет ряд иных функций.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность:
• Советом Федерации (большинством голосов от числа его членов);
• по представлению Президента РФ;
• сроком на 5 лет.
Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность:
• Советом Федерации;
• по представлению Генерального прокурора РФ.
Прокуроры:
• субъектов РФ;
• городов;
• районов;
• специализированных прокуратур назначаются Генеральным прокурором РФ (прокуроры субъектов назначаются по согласованию с органами госвласти данных субъектов; порядок подобного согласования различен в субъектах РФ).
Срок полномочий прокуроров в РФ - 5 лет. Прокурор может быть досрочно освобожден от занимаемой должности в случае:
• собственного желания;
• выхода в отставку;
• перехода на другую работу;
• невозможности исполнять обязанности по состоянию здоровья;
• неудовлетворительных результатов аттестации;
• совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
• иных случаях.
Высшее звено органов прокуратуры - Генеральная прокуратура. Важнейшая ее функция - управление деятельностью прокуратуры РФ. В состав Генеральной прокуратуры, помимо Генпрокурора и его заместителей, входят Главные управления, управления, отделы, должностные лица Генпрокуратуры.
Структурная единица Генеральной прокуратуры - Главная военная прокуратура, возглавляемая Главным военным прокурором - заместителем Генпрокурора. В систему военной прокуратуры, к ведению которой относится надзор за исполнением законов в войсках, входят прокуратуры военных округов, групп войск, флотов и др.
Специализированные прокуратуры:
• транспортная прокуратура;
• природоохранная прокуратура;
• прокуратура по надзору за законностью в органах, исполняющих уголовное наказание.

56. Официальные государственные символы Российской Федерации
Государственный флаг РФ - официальный государственный символ РФ - представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос белого, синего и красного цвета.
Описание и порядок официального использования флага устанавливаются Федеральным конституционным законом "О государственном флаге РФ" от 25.12.2000 № 1-ФКЗ (в ред. от 09.07.2002).
Государственный флаг РФ не может использоваться в качестве геральдической основы флагов субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности.
Государственный герб представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым, двуглавым орлом, увенчанным двумя малыми коронами, и - над ним - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Государственный герб РФ, его описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным конституционным законом "О государственном гербе РФ" от 25.12.2000 № 2-ФКЗ (в ред. от 09.07.2002).
Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба РФ устанавливается Правительством РФ.
Государственный гимн РФ - официальный государственный символ Российской Федерации - музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, установленных законом.
Порядок и случаи официального исполнения Государственного гимна РФ установлены Федеральным конституционным законом "О государственном гимне РФ" от 25.12.2000 № 3-ФКЗ (в ред. от 22.03.2001).
Государственным гимном РФ является музыкально-поэтическое произведение на слова С.В. Михалкова и музыку А.В. Александрова, текст утвержден ФКЗ от 22.03.2001 № 2-ФКЗ.


Ответы на контрольные вопросы по курсу "Конституционное право России" подготовлены по материалам конспекта лекций "Конституционное право Российской Федерации (конспект лекций)". - М.: "Приор-издат", 2004. Автор-составитель: Якушев А.В.

??

??

??

??


<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ