СОДЕРЖАНИЕ

Владивостокский Центр по изучению организованной преступности

Firearms Control in Japan
2001
Firearms Division
National Police Agency


КОНТРОЛЬ НАД ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ В ЯПОНИИ
2001
ДИВИЗИОН ПО КОНТРОЛЮ НАД ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЛИЦЕЙСКОЕ
АГЕНСТВО
(ежегодный аналитический отчет)

Перевел Филиппов В.В.


1.Последние тенденции относительно преступлений, связанных с огнестрельным оружием

(1) Происшествия, связанные с использованием огнестрельного оружия
Количество ежегодных происшествий, связанных с использованием огнестрельного оружия в Японии впервые снизилось с 1996 года (128 случаев) до 134 случая в 2000 году (что на 28 меньше, чем в предыдущем году), благодаря снижению использования оружия японскими организованными преступными группами. Среди них ручное огнестрельное оружие использовалось в 125 случаях (на 21 меньше, чем в предыдущем году). Ручное огнестрельное оружие применяется в 90 % от общего количества происшествий, связанных с использованием огнестрельного оружия и очевидно, что ручное огнестрельное оружие использовалось гораздо чаще, чем другие виды огнестрельного оружия. Количество смертей от огнестрельного оружия в 2000 году составило 23, что на 5 меньше, чем в предыдущем году, но количество ранений составило 35, что на 11 больше, чем в предыдущем году.







Таблица 1. Преступления, связанные с использованием огнестрельного оружия



Годы

1996

1997

1998

1999

2000

происшествия, связанные с оружием



128


148


154


162


134
количество
смертельных исходов

17 (6)

22 (9)

19 (8)

28 (10)

23 (9)
количество
ранений

35 (12)

31 (10)

35 (13)

24 (74)

35 (18)

Примечание : в скобках указано количество жертв, не относящихся к организованной преступности

Наиболее значимые происшествия, случившиеся в 2000 году :

Убийства, совершенные с использованием огнестрельного оружия
* В феврале женщина- инструктор школы профессиональной подготовки была застрелена в грудь из дробовика подругой своего мужа в Аичи. Позже убийца застрелилась из того же самого оружия.
* В марте мужчина в торговом зале оптовой одежды был застрелен в голову участником организованной преступной группировки после спора по поводу переплаты денег в зале. Убийца был арестован в марте.
* В апреле безработный мужчина (в прошлом старший служащий компании) и его жена были застрелены в голову в своем дому в Канагава. Убийца, один из бывших подчиненных жертвы, застрелился на месте преступления из того же оружия.
* В августе в офисе правой политической группы в Токио, два члена организованной преступной группы были убиты и шестеро были ранены при попытке ворваться в офис, чтобы решить проблемы своей организации. Преступники из политической партии были арестованы в августе.
* В ноябре в Осаке на улице перед баром бывший член организованной преступной группировки произвел несколько выстрелов владельцу бара в грудь и в живот. Преступник несколько раз ранил владельца другого бара (закусочной), ранив его в плечо и в живот, так же как и старшего сына владельца магазина, выстрелив ему в живот и грудь. Затем преступник вернулся к себе домой и повесился.


Ранения, причиненные огнестрельным оружием
* В феврале студент колледжа был ранен в голову в доме своего знакомого бывшим членом организованной преступной группировки, который ошибочно принял студента не за того человека. Преступник был арестован в мае.
* В мае в офисе одной из организованных преступных группировок в Хиого, руководитель доминирующей преступной группировки использовал огнестрельное оружие, чтобы попасть своему подчиненному в плечо и бедро в споре из-за женщины. Преступник был арестован в июне.
* В июле в закусочном баре в Токио нелегальный иностранец из Китая был ранен в правую часть груди и левое бедро неизвестным хулиганом, вооруженным ручным огнестрельным оружием.
* В июле высокопоставленный член организованной преступной группировки был ранен в затылочную часть головы своим подчиненным, который вторгся в дом жертвы с намерением убийства. Преступник был арестован в июле.
* В октябре сотрудник агентства по продаже недвижимости был ранен в живот в своем доме неизвестным.

(2) Доля и структура преступлений, совершенных с использованием ручного огнестрельного оружия
Доля преступлений, совершенных с использованием ручного огнестрельного оружия в Японии продолжала расти с 1993 (138 случаев). В 2000 было зарегистрировано 233 случая, что является наибольшим уровнем с 1989. Было зарегистрировано 173 случая отвратительных преступлений, совершенных с использованием ручного огнестрельного оружия в 2000. Это составляет 75 % от всех преступлений, связанных с использованием ручного огнестрельного оружия. По своей структуре они включают 36 убийств (на 4 меньше, чем в предыдущем году); 115 вооруженных ограблений (на 7 больше); 7 случаев ранений (на 4 меньше); и 16 случаев вымогательств (на 4 больше).
Так, количество вооруженных ограблений с использованием ручного огнестрельного оружия, увеличивается из года в год; и оружие применялось на деле в 13 из 115 случаях вооруженных ограблений, которые связаны с использованием огнестрельного оружия в 2000 и это больше на 6 случаев по сравнению с 1999. Среди них было 7 несчастных случаев, на 6 больше, чем в предыдущем году.
Таким образом, преступления, связанные с использованием ручного огнестрельного оружия все еще представляют серьезную опасность для Японии.
Структура преступлений, совершенных с использованием ручного огнестрельного оружия за последние пять лет, показана в Таблице 2. Существует значительная взаимосвязь между организованной преступностью и преступлениями, связанными с ручным огнестрельным оружием. За последние пять лет 82 % общего количества преступлений, связанных с ручным огнестрельным оружием, были совершены организованной преступностью. В этом значении конфискация ручного огнестрельного оружия, находящегося у организованных преступных группировок, стала весьма важна в борьбе с преступлениями, связанными с огнестрельным оружием.








Таблица 2. Доля и структура преступлений, связанных с огнестрельным оружием


Год




1996

1997

1998

1999

2000








происшествия
количество
происшествий
количество
арестов количество
арестов
количество
происшествий
количество
арестов количество
арестов
количество
происшествий
количество
арестов количество
арестов
количество
происшествий
количество
арестов количество
арестов
количество
происшествий
количество
арестов количество
арестов

Общее
количество

221

84 (70)

210

77 (63)

221

87 (73)

229

82 (64)

230

93 (76)

убийства

36

33 (29)


40

30 (27)

49


43 (39)

40

36 (34)

36

32 (27)

Вооруженные
ограбления

104

29 (23)

90

16 (9)

92

19 (13)

108

21(9)

115

21(17)

Вымогательство с
причинением
вреда

20

5(5)

20

4(3)

17

3(1)

22

5(4)

22

10 (8)

Всего

160

67 (57)


150

50 (39)

158

65(53)

170

62 (47)

173

63 (52)

Примечание: В скобках ( ) указано количество преступлений, совершенных членами организованных преступных группировок
Количество убийств, вооруженных грабежей и вымогательств включает попытки совершения преступлений

Наиболее значимые ограбления, связанные с использованием огнестрельного оружия
* В январе в отделении банка в Осаке мужчина, вооруженный ручным огнестрельным оружием, угрожал кассиру, требуя денег, и, выстрелив в потолок, скрылся с наличными в сумме 8 100 000 иен. Огнестрельное оружие и деньги позже были получены от буддистского храма.
* В мае на автомобильной парковке банка в Фокушима мужчина, вооруженный огнестрельным оружием, выстрелил в служащего компании по транспортировке денег. Нападавший выхватил мешок, содержащий 2 000 000 иен, из бронированной автомашины и убежал. Пострадавший умер в июле.
* В ноябре в доме со встроенным магазином двое мужчин, вооруженных огнестрельным оружием и ломом, угрожали владельцу магазина, требуя денег. Подозреваемые забрали наличные в сумме 300 000 иен у потерпевшего и убежали, стреляя из оружия.
* В ноябре трое мужчин проникли в зал игровых автоматов в кафе в Хиого и внезапно выстрелили в служащего, чтобы убить. Подозреваемые схватили 300 000 иен и убежали. Преступники были арестованы в ноябре.
* В декабре на улице в Токио мужчина выстрелил несколько раз и убил водителя бронированной автомашины, предназначенной для перевозки денег, принадлежащей кредитному союзу. Нападавший затем захватил автомашину, в которой находилось 46 000 000 иен наличными.


2. Правоприменительная деятельность по контролю над огнестрельным оружием

(1) Конфискация ручного огнестрельного оружия

Полиция усилила сотрудничество со всеми государственными департаментами в отношении содействия организаций в сфере предотвращения самых серьезных видов преступлений, связанных с использованием огнестрельного оружия. Например, чтобы обнаружить тайники организованной преступности или контрабандную перевозку оружия.
Действия полиции были результативными в конфискации 903 единиц оружия в Японии в 2000. Это включает 45 единиц ручного огнестрельного оружия (12 уголовных дел), конфискованных в ходе рейдов по тайникам организованной преступности и 114 единицы (5 уголовных дел), изъятых полицией как контрабанда.
Анализ правонарушителей, незаконно хранивших оружие, показал, что 564 единицы (62,5 % от общего количества) было конфисковано у членов организованной преступности и 339 единиц (37,5 %) у лиц, кто не относился к организованной преступности. В течение последних нескольких лет пропорциональное соотношение оружия, конфискованное у лиц, не являющихся членами организованной преступности, повысилась (Таблица 3).
Конфискованное оружие у лиц, не являющихся членами организованной преступности, включает пистолеты армейского образца, полученные от бывших солдат императорских вооруженных сил. Оно также включает большое количество усовершенствованного ручного огнестрельного оружия, хранившегося у любителей. В нескольких делах хранение антикварного оружия было признано незаконным, несмотря на наличие регистрационных сертификатов, так как это оружие не было надлежащим образом зарегистрировано.









Таблица 3. Ручное огнестрельное оружие, конфискованное японской полицией
(у кого)


год
1996
1997
1998
1999
2000
Общее
количество

1,549

1,225

1,104

1,001

903

У членов ОПГ
% соотношение

1,035

(66.8 %)

761

(62.1 %)

576

(52.2 %)

580

(57.9 %)

564

(62.5 %)
Прочее
%
соотношение
514

(33.2 %)
464

(37.9 %)
528

(47.8 %)
421

(42.1 %)
339

(37.5 %)

Около 90 % конфискованного оружия является подлинным и большинство произведено в других странах и ввезено в Японию контрабандой. В 2000 участились случаи попыток контрабандного ввоза в Японию оружия путем сокрытия его в импортных грузах или путем доставки на иностранных судах (Таблица 4).

Таблица 4. Ручное огнестрельное оружие, конфискованное японской полицией
(подлинное и переделанное)


год
1996
1997
1998
1999
2000
Общее
количество

1,549

1,225

1,104

1,001

903
Подлинное
оружие
%
соотношение

1,400

(90,4 %)

1,064

(86,9 %)

929

(84,1 %)

837

(83,6 %)

812

(89,9 %)

Переделанное
оружие
% соотношение

149

(9,6 %)

161

(13,1 %)

175

(15,9 %)

164

(16,4 %)

91

(10,1 %)

Таблица 5 показывает страны, в которых было произведено подлинное конфискованное оружие. Из подлинного оружия, конфискованного в 2000, 214 единиц было американского производства, составляющее самую большую долю в 26.6 % от общего количества конфискованного, за которым следует оружие, произведенное в Китае и на Филиппинах. Рассматривая конфискованное оружие после 1996, контрабанда оружия из этих трех стран составляет чуть более 50 % от общего количества конфискованного.
По типам, оружие, незаконно произведенное на Филиппинах (так называемое "CRS"), было самым часто обнаруживаемым оружием среди подлинного конфискованного оружия в 2000 (86 единиц) и более чем системы "Токарев" и "Смит энд Вессон", которые наиболее часто изымались в 1999.



Таблица 5. Страны-производители конфискованного оружия



Год

1996

1997

1998

1999

2000

всего
%
соотнош.
США
436
374
270
265
214
1,559
30,9
Филиппины
159
122
75
93
145
594
11,8
Китай
207
115
100
90
70
582
11,5
Бразилия
79
51
34
39
51
254
5,0
Бельгия
56
37
41
37
46
217
4,3
Германия
45
34
28
22
31
160
3,2
Италия
49
19
25
18
20
131
2,6
Испания
40
26
21
22
12
121
2,4
Другие
329
286
335
251
223
1,424
28,3
Всего
1,400
1,064
929
837
812
5,042
100,0

Законом о контроле за огнестрельным оружием и мечами от 1993 года и положением о "добровольной выдаче для смягчения или освобождения от уголовного преследования" преступникам предоставляется возможность либо полного освобождения от наказания, либо смягчения, если они добровольно сдадут свое незаконно хранящееся оружие.
В 2000 143 единиц оружия (что составляет 15,8 % от общего числа конфискованного оружия) были добровольно сданы в полицию. Положение о смягчении наказания в случае добровольной выдачи остается очень эффективной мерой обнаружения огнестрельного оружия. Прилагаются дальнейшие усилия для того, чтобы сделать систему добровольной выдачи более широко известной через активизацию общественности.

(2) Контроль над контрабандой огнестрельного оружия

В 2000 было выявлено 6 случаев контрабандного ввоза оружия и боеприпасов (5 случаев ввоза оружия и 1 случай ввоза боеприпасов) с общим количеством конфискации 114 единиц оружия и 1 633 патрона. Это включает случай, в котором оружие контрабандой было ввезено филиппинским моряком из Филиппин.
За последние пять лет процентное соотношение количества оружия, конфискованного на границе, к общему количеству конфискованного оружия составило только 3,4 % (194 из 5 782 единиц). Пока усилия были направлены на укрепление гражданского берегового патруля и охранительной системы, включая добровольное содействие рыбаков и укрепление связей с правоохранительными органами, включая таможню и агентство по безопасности мореплавания, и это необходимо, чтобы обнаружить контрабанду с самой большой результативностью.
По количеству оружия, конфискованного в связи с контрабандным ввозом, в качестве страны-экспортера лидируют Филиппины.







Таблица 6. Страны, из которых поступало контрабандное оружие


год
1996
1997
1998
1999
2000
всего
общее
количество
14
38
9
19
114
194
Филиппины
6
26
5
13
114
164
США
8
9

2

19
Турция

1

1

2
Россия


2


2
Другие

2
2
3

7

Примечание: систематизация огнестрельного оружия, конфискованного как контрабанда в течение последних пяти лет
Изучение последних случаев, связанных с контрабандным ввозом оружия, показало, что ввоз планируется очень изобретательно. К примеру, в 2000 году было ввезено 17 единиц оружия и 497 патронов из Филиппин, спрятанных на дне партии груза. В другом случае филиппинский моряк, арестованный за контрабандный ввоз оружия, привязал 6 единиц оружия у своему телу и еще 5 единиц оружия и 24 патрона спрятал в матрас на койке своего судна.
Кроме того, в 1999 единица оружия, разобранная на части, и 25 патронов были ввезены турком, спрятавшим их в подошве обуви и послал международной посылкой. Другие случаи были обнаружены в 1998, когда 5 единиц оружия и 81 патрон были спрятаны в машинном отделении грузового судна и вытащены матросом в порту Мияко в Ивате. В 1997 22 единицы оружия и 401 патрон были доставлены из Филиппин членами организованных преступных групп. Оружие было разобрано и спрятано в своем грузе, отправленном самолетом.

(3) Конфискация боеприпасов и винтовок армейского образца
Согласно поправке к Закону о контроле за огнестрельным оружием и мечами от 1995 года, новые наказания были предусмотрены в отношении хранения огнестрельного оружия и боеприпасов. В течение последних пяти лет полиция конфисковала 90 979 единиц боеприпасов. Количество другого конфискованного оружия (помимо ручного огнестрельного) в 2000 году составило 13 винтовок военного образца, 30 винтовок, 133 дробовика, 36 единиц пневматического оружия и 35 единиц другого оружия, использующего порох.

3. Законодательство Японии по контролю над огнестрельным оружием и международное положение в отношении огнестрельного оружия.
(1) Законодательство по контролю над огнестрельным оружием в Японии
Хранение, ввоз и стрельба из огнестрельного оружия являются предметом воздействия со стороны Закона о контроле над огнестрельным оружием и мечами. Производство и продажа боеприпасов регулируется Законом об артиллерийском производстве.
Огнестрельное оружие включает различные типы оружия, в том числе охотничье оружие (дробовики и винтовки), пневматическое оружие, оружие, используемое в промышленных целях, использование которого допустимо общественностью, и другое оружие (ручное оружие, винтовки военного образца, автоматы), использование которого в основном не одобряется. Законодательство поэтому предусматривает различные степени воздействия и отличается в своем содержании в отношении различных типов оружия.
По Закону о контроле над огнестрельным оружием и мечами хранение огнестрельного оружия первой категории является предметом разрешения комиссии общественной безопасности префектуры.
Хранение огнестрельного оружия второй категории, однако, в основном запрещено. В осознании того, что ручное огнестрельное оружие является смертельно опасными устройствами, их хранение практически частным лицам не разрешается, за исключением полиции и военнослужащих. Нарушение также ведет к более жестким наказаниям, чем незаконное хранение другого огнестрельного оружия.
Для правонарушителей в хранении ручного огнестрельного оружия наиболее приемлема система "добровольной выдачи оружия для смягчения или избавления от уголовного преследования", которая предлагает полное освобождение от уголовного наказания или смягчение, если правонарушители сдают свое незаконно хранимое оружие на добровольной основе. Таким образом, была создана система, нацеленная на облегчение обнаружения и конфискацию незаконно хранимого огнестрельного оружия. Для детализации по этой законодательной системы, касающейся огнестрельного оружия, необходимо просмотреть Приложение 1.
Приложение 2 (Наказания за нарушение законодательства о ручном огнестрельном оружии) описывает детально наказания, которым могут быть подвергнуты правонарушители указанного законодательства.

(3) История законодательства по контролю над огнестрельном оружии в Японии
Контроль над огнестрельным оружием в Японии начинается с Katana - gari (конфискация мечей) - мера, установленная Тоиоми Хидеоши в 1588 (Теншо 16) с целью подавления мятежей и восстаний сельского населения. Эта политика была продолжена Токугава Шоганс. Современное законодательство обрело настоящее содержание после восстановления Мейджи с появлением лицензионной системы контроля над хранением огнестрельного оружия, требующей разрешение для получения, доставки, перевозки и хранение оружия.
После второй мировой войны союзные силы, которые оккупировали Японию, предприняли суровые меры для конфискации оружия и мечей с тем, чтобы поддержать закон и порядок. В 1950 Закон "О контроле над хранением огнестрельного оружия и мечами" вступил в силу. Позже, в 1958 вступил в силу Закон "О контроле над огнестрельным оружием и мечами", устанавливающий общий принцип признания хранения огнестрельного оружия в Японии незаконным для гарантии гражданской безопасности. Впоследствии к этому закону было принято десять важных поправок (для детализации необходимо ознакомиться с Приложением 3 ("История законодательства об огнестрельном оружии")).
(4) Международная ситуация с огнестрельным оружием
Глобализация обусловила все более возрастающую интенсивность перемещения людей и товаров. Это имело большое значение для Японии с ее политикой строгого контроля над огнестрельным оружием. Другими словами, различие в законодательстве по контролю над оружием в разных странах является особенной причиной разницы в ценах в незаконной торговле оружием. Это плата за текущую тенденцию распространения оружия во всем мире, чтобы перевозить оружие из стран со слабым законодательством в страны с сильным законодательством. Когда международное перемещение людей и товаров увеличивается, это дает двойной эффект для облегчения деятельности людей, организующих приобретение оружия для контрабандной перевозки и сделать более трудным для властей поддержание эффективного наблюдения, с тем, чтобы обнаружить и предупредить большой наплыв оружия.
Таким образом, сейчас для любого государства очень трудно применить адекватный контроль к незаконному распространению оружия, которым торгуют законно и незаконно.
С тем, чтобы поддерживать и гарантировать домашний контроль над оружием в Японии, будет очевидно создана система международной кооперации как для обнаружения, так и для контроля над оружием.


(5) Признаки уменьшающегося отвращения к огнестрельному оружию
В Японии общество защищено системой контроля над оружием и прошлым, отрицающим контакт с оружием. Благоприятные условия, что касается законодательства, дали обществу общее ощущение, что нет какой-либо необходимости для хранения оружия для личной защиты.
В последние годы, однако, повышенные возможности заграничных путешествий для общества привели Японию к близкому контакту с оружием за границей. В январе 1999 года студентка высшей школы в Аомори попробовала контрабандой ввезти 21 патрон в международной посылке из Соединенных Штатов в течение периода, когда она была студенткой.
В марте 1999 две студентки женского колледжа попробовали въехать в Японию с 100 патронами из США.
В 1998 и 1997 годах было выявлено три происшествия, связанных с контрабандой оружия молодым поколением.
Это событие является беспокоящим признаком того, что здоровое отвращение общества в Японии против оружия слабеет. Принимая во внимание эту опасность, ясно, что действия должны быть предприняты с пониманием и сотрудничеством общества более широко, с тем, чтобы остановить дальнейшее распространение оружия в нарушение Закона "О контроле за огнестрельном оружии и мечами".

4. Обязательные меры против незаконного огнестрельного оружия

(1) Меры национального правительства
Тяжелые преступления, совершаемые с использованием ручного огнестрельного оружия, стали серьезной проблемой в нашем обществе ввиду их частого совершения. Чтобы применить существенные меры против огнестрельного оружия, обеспокоенные министры провели совещание в ноябре 1994 и решили ужесточить контроль над оружием. В декабре 1994 "Министерское совещание по контролю над ручным огнестрельным оружием" закончилось достижением соглашения, названного "Усиление контроля в отношении ручного огнестрельного оружием". Совещание также обсудило меры, направленные на исполнение соглашения.
Положение с преступлениями, связанными с огнестрельным оружием ухудшилось в 1995 году. Второе совещание министров решило реорганизовать совещание и организовать "Штаб-квартиру контроля над огнестрельным оружием" под управлением Секретариата Кабинета, который состоит из 12 министерств и агентств: Секретариат Кабинета, Канцелярии Кабинета, Национального Полицейского Агентства, Министерства общих дел, Министерства юстиции, Министерства экономики и промышленности, Министерства национальной территории и транспорта, Агентства по безопасности мореплавания и Министерства по охране окружающей среды. В декабре штаб-квартира по контролю над огнестрельным оружием решила провести серию акций, чтобы применить жесткие меры по контролю над оружием, установленные правительством в сотрудничестве со всеми министерствами и агентствами.
Вот эти меры:
1) Усиление системы обнаружения огнестрельного оружия и повышение сотрудничества среди правоохранительных органов;
2) Повсеместный поиск и жесткое расследование преступлений, связанных с огнестрельным оружием;
3) Развитие соответствующих мер для берегового контроля;
4) Поиск незаконного оружия в Японии;
5) Развитие международного сотрудничества;
6) Развитие понимания и сотрудничество с широкой общественностью;
Правоохранительные органы - полиция, таможня, тарифное бюро и агентство по безопасности мореплавания специально основали региональные консультативные группы во всех частях страны для эффективной правоприменительной деятельности. С 1996 был достигнут успех в организации префектуральных контролирующих штаб-квартир по огнестрельному оружию (в 39 префектурах на конец марта 2001 года) с участием заинтересованных органов власти, включая офис губернатора префектуры и полицию.

(2) Полицейские меры
а. Укрепление системы расследования и правоприменения в отношении огнестрельного оружия
В ответ на ухудшение ситуации с огнестрельным оружием, полиция организовала новый дивизион в июле 1994 как часть Бюро общественной безопасности Национального Полицейского Агентства, с тем, чтобы укрепить правоприменительную систему в отношении огнестрельного оружия.
Чтобы повысить правоприменительную деятельность полицейских сил в масштабах государства, штаб-квартиры по правоприменению огнестрельного оружия возглавили начальники префектуральных полицейских штаб-квартир в августе 1995. В связи с этим усилия совершаются по дальнейшему укреплению правоприменительной системы, включая улучшение технологий расследования и создание информационных банков данных по преступлениям, связанным с огнестрельным оружием.
С окончанием организационных усилий полицейских сил, полицейская активность будет сконцентрирована на разоблачении контрабанды огнестрельного оружия, каналов перевозки и обнаружении оружия, полученного организованной преступностью для того, чтобы преломить ситуацию. С 1992 специальные еженедельные программы по ручному огнестрельному оружию были приняты в таможне и агентстве по безопасности мореплавания, чтобы гарантировать правоприменение по всей территории страны.
Эти усилия постепенно ведут к появлению дел по контрабанде оружия (примерно 800 единиц оружия контрабандно ввезенных в Японию за период около восьми лет), в том числе ввезенного через южно-африканский канал рыбаками по ловле тунца в июле 1995. Также в 1997 рядовые члены организованных преступных групп пробовали ввезти большое количество ручного огнестрельного оружия по филиппинскому каналу (22 единицы и 401 патрон были конфискованы). В 1999 филиппинский моряк был арестован за контрабандный ввоз 10 единиц огнестрельного оружия и 150 патронов. В дальнейшем, в 2000 три больших дела по делам о контрабанде были вскрыты, как показано ниже; филиппинский моряк был арестован за ввоз 11 единиц оружия и 24 патронов; члены организованной преступности пробовали ввезти большое количество ручного огнестрельного оружия и боеприпасов из Филиппин (60 единиц оружия и около 1 100 патронов); компания управленческих служащих была арестована за контрабанду 86 единиц оружия и 1107 патронов из Филиппин, используя свое собственное прогулочное судно.
Недавно было много дел в отношении любителей оружия, пренебрегающих регистрационной системой, в отношении антикварного оружия, чтобы получить возможность для хранения и восстановления оружия, выведенного из строя. Поэтому полиция прилагает все усилия, чтобы выявить и задержать тех, кто нелегально хранит оружие.

b. усиление берегового контроля

Как указано выше, почти все из конфискованного ручного огнестрельного оружия ввезено из-за границы. С тем, чтобы вырвать с корнем нелегальное хранение огнестрельного оружия, включая ручное, будут существенно усилены береговые контрмеры в сближении сотрудничества с властями и группами в Японии и улучшено сотрудничество с иностранными правоохранительными агентствами, чтобы установить эффективный барьер против проникновения оружия из-за границы (сотрудничество с иностранными правоохранительными агентствами будет упомянуто позже).
Чтобы увеличить конфискацию оружия на береговой линии, полицией применяются жесткие меры для прекращения контрабанды и пресечения каналов транспортировки. Эффективное выявление контрабандного оружия на японской береговой линии и предупреждение контрабандного ввоза также требует близкого сотрудничества с таможней и так далее. Усилия поэтому совершаются, чтобы гарантировать более тесную координацию с таможней, агентством по безопасности мореплавания, иммиграционным бюро и офисом общественных прокуроров через уже упомянутые региональные консультативные группы. В связи с этим интенсивный информационный обмен и совместное патрулирование и расследования проводятся по отдельным делам. Различные власти также проводят совместные расследования с твердым намерением бороться с огнестрельным оружием путем более близкого сотрудничества.
Кроме того, каждое усилие совершается, чтобы поддержать сотрудничество общественности в предоставлении информации о подозрительной деятельности путем частных сообщений добровольцев береговому патрулю.

с. улучшение общественного понимания и сотрудничества

В то время как огнестрельное оружие непосредственно угрожает нашей жизни, правительство с широкой общественностью должно искоренять незаконное огнестрельное оружие через взаимное понимание и поддержку.
С целью получения от общественности информации об оружии, полиция старается усилить дальнейшее понимание и широкое сотрудничество в разъяснении законодательства по оружию, широко используя средства массовой информации, включая газеты, телевидение, радио, интернет и службу новостей для распространения информации. С 1995 были проведены симпозиумы для искоренения незаконного оружия. В ноябре 2001 симпозиум по искоренению преступлений, связанных с огнестрельным оружием, был проведен в Осака, префектуре Осака, при содействии префектуральной штаб-квартиры по контролю над огнестрельным оружием. Это было местное совещание, чтобы усилить повсеместную активность для искоренения преступлений, связанных с огнестрельным оружием, пытаясь создать большую обеспокоенность в отношении выявления преступлений, связанных с оружием, главным образом среди молодежи с недооцененным пониманием оружия, через исполнение танца студентами высшей школы в Осака, который выражал горе жертвы от преступлений с огнестрельным оружием.
Предпринимаются также другие попытки установления тесных связей с гражданскими действиями, такими как "Стоп череде трупов от оружия" и группа добровольцев в частной жизни.
Местная полиция по всей стране также совершает призывы к обществу путем выпуска плакатов и другой наглядной агитации, пока решения по искоренению преступлений, связанных с оружием, исходят от конференций по общественной безопасности. Путем этой деятельности власти работают с большим воодушевлением, чтобы провести популярную анти-оружейную общенациональную компанию с программами, чтобы обучить общество в отношении огнестрельного оружия.

(3) усиление международных контрмер против незаконного огнестрельного оружия

Ни одна страна одна не может контролировать поток оружия без международного сотрудничества потому что оружием торгуют между странами как законно, так и незаконно. Обеспокоенная этой ситуацией, Япония прилагает усилия, направленные на увеличение международного сотрудничества в направлении и контроля, и расследования.

а. Стремление к многосторонним конференциям

(а) Резолюция по Конгрессу ООН в Каире (резолюция Каира) и международное изучение ООН ("Проект")

В ООН Япония прилагает усилия, чтобы продвинуть понимание международным сообществом важность законодательства в отношении огнестрельного оружия и найти предпочтительную политику для международного сотрудничества. С этой целью Япония представила на рассмотрение свою Резолюцию по законодательству об огнестрельном оружии с целью предупреждения преступлений и общественной безопасности на 9-м Конгрессе ООН по предупреждению преступлений и угрозы преступников, проходившей в Каире, Египет в мае 1995. Резолюция была единогласно принята всеми членами-государствами (приложение 6). На основе этой резолюции Секретариат ООН начал международное изучение законодательства в отношении огнестрельного оружия (ниже обозначенного как "Проект"), включающее крупномасштабный международный обзор по законодательствам, связанным с огнестрельным оружием.
Окончательные результаты международного изучения по Проекту были сведены в доклад "Международное изучение ООН законодательства по огнестрельному оружию", который был представлен на 7-й сессии Комиссии по предупреждению преступности и уголовной юстиции ООН (ниже обозначенный как "Комиссия") Секретариатом. Япония расширяет поддержку Проекту предоставляя финансовый взнос в сумме примерно 500 000 долларов США к концу 1998 финансового года. В добавление, Япония направила экспертов из Национального Полицейского Агентства и министерства юстиции (Азиатский и Дальневосточный институт по предупреждению преступности и угрозы преступников: UNAFEI) на совещание группы экспертов, организованной в рамках Проекта. Таким образом, Япония предоставила свою полную поддержку Проекту с существенной помощью специалистами и финансовыми взносами.

(b) Разработка "Протокола по огнестрельному оружию"

Комиссия приняла черновую резолюцию ООН, которая суммировала результаты Проекта и разработала основные черты разработки международного инструмента по борьбе с незаконным производством и перевозкой огнестрельного оружия, его частей и компонентов и боеприпасов в рамках конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. В окончательном виде эта резолюция была принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1998.
Международный инструмент, упомянутый в этой резолюции, разрабатывался как протокол против незаконного производства и перевозки огнестрельного оружия, его частей и компонентов и боеприпасов в добавление к конвенции ООН против транснациональной организованной преступности ( впоследствии обозначенный как "Протокол по огнестрельному оружию"). Япония активно участвовала во всех сессиях комитета ООН. Ко всему тому Япония предоставила финансовый взнос в сумме примерно 500 000 долларов США. Таким образом, Япония оказала свою существенную поддержку специалистами и финансами.
Окончательно черновой вариант "Протокола по огнестрельному оружию" был принят в марте 2001.
Ожидаемые существенные результаты, после того, как страны ратифицируют его, должны быть следующими:
1) облегчить отслеживание огнестрельного оружия (систематическое обнаружение оружия при его перевозке от производителя к торговцам), требуя от участвующих стран маркировки и учета оружия;
2) защитить законный рынок от незаконного распространения оружия, требуя от участвующих стран лицензирования экспорта, импорта и перевозки;
3) облегчить непосредственное сотрудничество, требуя от участвующих стран криминализации незаконной перевозки, обмена информацией и отслеживания оружия;

(с) Усилия Интерпола

Япония также прилагала усилия на 64-й Генеральной Ассамблее Интерпола в Пекине в октябре 1995, когда она предложила другую резолюцию по регулированию огнестрельного оружия. После этого Интерпол продолжил свои усилия по урегулированию оружия после принятия "Резолюции по производству, использованию и контролю над огнестрельным оружием" на 65-й Генеральной Ассамблее ООН, проведенной в Нью-Дели, Индия в октябре 1997.

(d) Усилия по "40 рекомендациям" и "Принципы и план действия"

С другой стороны, страны, через свои группы экспертов по транснациональной организованной преступности (Лионская группа) - организация, созданная на основе заявления председателя совещания глав правительств в Галифаксе в июне 1995, изучает различные проблемы, связанные с транснациональной организованной преступностью. Лионская группа представила на рассмотрение 40 рекомендация по контрмерам против транснациональной организованной преступности на Лионском совещании, чтобы одобрить их в июне 1996. 40 рекомендаций включают меры против незаконной перевозки огнестрельного оружия, что было предложено Японией.
Лионская группа продолжила свою работу по огнестрельному оружию на своих последующих сессиях, проводимых подгруппой по огнестрельному оружию, возглавляемой Японией.
Лионская группа продолжила свою работу, чтобы осуществить упомянутое коммюнике на своих последующих сессиях. В марте 1998 Лионская группа приняла заявление по принципам и плане действия по противодействию незаконного производства и перевозке оружия, его частей и компонентов и боеприпасов (впоследствии озаглавленном как "принципы и план действия") и предоставила это на совещание в Бирмингеме (Приложение 7).

b. Международная конференция в Японии

(а) Международный семинар

Как часть официального развивающегося содействия Японии, Национальное Полицейское Агентство организовало международный семинар с 1995, на который офицеры из нескольких стран приглашаются каждый год в Токио. Целью этого семинара является сотрудничество в развитие специфического регулирование огнестрельного оружия и контроль в странах, обеспокоенных этим, также как и способствование международному сотрудничеству в контроле над оружием.

(b) Международная конференция ( симпозиум)

С 1993 Национальное Полицейское Агентство также организует международные конференции каждый год. Главная цель конференции - это предоставить старшим экспертам правоохранительных органов стран возможность для обмена мнениями и информацией. В январе 2001 Национальное Полицейское Агентство и Министерство иностранных дел Японии организовали Азиатско-Тихоокеанскую правоохранительную конференцию по транснациональной организованной преступности с участием 230 офицеров правоохранительных органов из 30 стран (главным образом стран азиатско-тихоокеанского региона) и 3 международных организаций. И как одна из подгрупп этой конференции, был организован "Международный семинар/симпозиум по незаконному производству и перевозке огнестрельного оружия". На этом семинаре были проведены обсуждения по международному сотрудничеству и чернового Протокола ООН по огнестрельному оружию, подготовке и технической помощи и углубленному пониманию друг друга.

(с) Обмен информацией с зарубежными властями и взаимная помощь в расследовании

С тем, чтобы выявить контрабандные каналы для изготовленного за границей огнестрельного оружия и ликвидировать организации, связанные с контрабандой, Национальное Полицейское Агентство обеспечило расследование каналов распространения оружия, позже конфискованного в Японии, в то же самое время поддерживая тесный обмен информацией и оказывая взаимную помощь в расследованиях с властями всех стран через своих представителей в Интерполе.
Ниже приведены примеры дел по контрабанде, расследованные с помощью иностранных властей:
* В июне 1999 была раскрыта контрабанда винтовок военного образца и ручного огнестрельного оружия из Филиппин. Филиппинская полиция оказала помощь в сборе доказательств на Филиппинах, чтобы выявить канал контрабанды.
* Служащие компании были арестованы в январе 2001 за контрабанду 86 единиц огнестрельного оружия из Филиппин в Японию, используя свое частное судно. Филиппинская полиция оказала помощи в сборе доказательств на Филиппинах.

Проводится деятельность с целью усиления международного сотрудничества в расследовании, включая сбор информации и выявление полицией контрабанды оружия.

Приложение 1.
Законодательство в отношении огнестрельного оружия

1. Общие положения

Законодательство в отношении огнестрельного оружия в Японии было принято именно для того, чтобы противодействовать различным типам и целям огнестрельного оружия. Центральной частью законодательства является Закон о контроле за огнестрельным оружием и мечами (под юрисдикцией Национального Полицейского Агентства: НПА), который регулирует владение и импорт огнестрельного оружия ( ручное, винтовки военного образца, автоматы, охотничье оружие и другое огнестрельное оружие, использующее порох, и пневматическое оружие). Он дополняется Законом о производстве артиллерийских орудий (под юрисдикцией Министерства экономики и промышленности (МЭП), которое регулирует производство и торговлю огнестрельным оружием). Снабжение, связанное с огнестрельным оружием, оговаривается также в Законе о таможне, Законе о таможенных тарифах и Законе, касающемся защиты природы и спорта и так далее.
Боеприпасы, используемые для огнестрельного оружия, регламентируются Законом о контроле над взрывчатыми веществами (под юрисдикцией НПА и МЭП), их хранение и импорт регулируются Законом о контроле над огнестрельным оружием и мечами. Боеприпасы, используемые для ручного огнестрельного оружия, винтовок военного образца, автоматов и ружей (впоследствии упоминаемых как "ручное огнестрельное оружие"), также регулируются Законом о производстве артиллерийских орудий и их ввоз Законом о тарифах и Законом о тарифных ставках.
Наказания также могут быть найдены в Законе, касающемся физического насилия и, Законе, касающемся наказания за создание опасности в воздушной навигации и Акте о незначительных правонарушениях, чтобы противодействовать преступлениям, связанным с огнестрельным оружием.

2. Законодательство о ручном огнестрельном оружии

Владение ручным огнестрельным оружием широкой общественностью запрещается соответствующим законом из-за своей вредоносности и смертоносной сущности. Поэтому наказания за насилие с использованием ручного огнестрельного оружия являются весьма суровыми по сравнению с другими наказаниями.
Владение огнестрельным оружием разрешается только в связи с исполнением служебных обязанностей, таких как полицейская служба, императорская охрана и силы самообороны. Специальное разрешение префектуральной комиссии общественной безопасности может быть только для спортсменов, участвующих в стрелковых соревнованиях. Что касается конца 2000 года, количество ручного огнестрельного оружия, разрешенного для этой цели, было 147 единиц. Владение ручным огнестрельным оружием для самозащиты запрещено.
Производство (включая модернизацию и восстановление) ручного огнестрельного оружия, также требует лицензирования, предоставляемого министром международной торговли и промышленности. На конец 2000 было 35 легальных мастерских. Что касается ручного огнестрельного оружия, только одному мастеру была разрешена подобная деятельность в Японии. Продажи ручного оружия разрешены только этому производителю. Ввоз оружия разрешается только лицам, имеющим разрешение на владение ручным огнестрельным оружием и их уполномоченным агентам.
Владение, производство, ввоз и перевозка важных частей оружия, таких как остовы, стволы, барабаны, затворы также контролируется. Разрешается только тем, кому разрешено владение огнестрельным оружием как окончательным изделием.
В рамках законодательства об огнестрельном оружии, продажа во владение "копии оружия", которая имеет высокое сходство с оригиналом, также запрещается, чтобы предотвратить незаконное производство оружия.
Чтобы предотвратить преступления, совершаемые с использованием игрушечного оружия, которое имеет сходство с идентичным оружием, владение "имитационным оружием" также запрещается.
Наказания, связанные с огнестрельным оружием, перечислены в Приложении 2. Пересмотр Закона о контроле над огнестрельным оружием и мечами в 1993 и 1995 установил жесткие наказания. Наказания, касающиеся попытки и/или приготовления для контрабандного ввоза огнестрельного оружия, распространяются за территориальные границы Японии. Наказания могут быть применены, даже если эти действия происходят в других странах. Однако если кто-либо добровольно является в полицию с заявлением о незаконном владении оружием, наказание смягчается или он освобождается от наказания. В этом случае система имеет как строгие, так и снисходительные аспекты, которые были установлены, чтобы контролировать и собирать незаконное огнестрельное оружие.

3. Законодательство по охотничьему оружию

Законодательство об охотничьем оружии (включая дробовики и ружья) является ровно таким же строгим, как и в отношении ручного огнестрельного оружия. В общем, владение охотничьим оружием запрещено. Владение охотничьим оружием для соревнований, уничтожения вредных птиц и зверей или стрельбы в цель разрешается только комиссией общественной безопасности префектуры. До получения лицензии происходит строгая проверка лица, включая возраст и криминальную характеристику. Те, кто получает лицензию, обязаны пройти обучение в обращении и использовании охотничьего оружия. Относительно владения винтовок, лицензия выдается только тем, кто законно владел дробовиками в течение более чем 10 лет.
В дополнение к вышеупомянутым условиям, владение охотничьими ружьями разрешается для значительной общественной цели, такой как экспонироваться в музее. Так же как ручное огнестрельное оружие, владение охотничьего оружия для самозащиты также запрещено. К концу 2000 количество законно хранимого оружия составляло 365,675; 325,136 дробовиков и 40,539 винтовок.
С тем, чтобы производить и продавать охотничье оружие, мастерская или магазин должны получить лицензию от губернатора префектуры. К концу 2000 602 мастерских и 745 магазина были лицензированы. В 2000 166,332 единицы охотничьего оружия было изготовлено и 168,307 (7,369 миллионов иен) единиц было продано. Также 167,014 единиц (7,134 миллиона иен) были проданы на экспорт, что составило 99,2 % от всех продаж.

3. Законодательство в отношении другого огнестрельного оружия, использующего порох и пневматического оружия

За исключением разрешенного комиссией по общественной безопасности префектуры, владение пневматическим оружием или другим оружием, которое использует порох, также запрещено. Разрешенные типы огнестрельного оружия описаны в деталях Законом о контроле над огнестрельным оружием и мечами. Возраст и криминальная информация в отношении обращающегося за разрешением рассматриваются до получения лицензии. К концу 2000 количество оружия, использованного для строительства, составило 38,735 и количество оружия, используемого на скотобойнях было 481. Общее количество пневматического оружия составило 34,015 единиц.
Производство и торговля пневматическим оружием, используемом как охотничье, требует разрешения губернатора префектуры. В 2000 356,614 единиц пневматического оружия были изготовлены и 345,504 единицы были проданы. 344,202 или 99,6 % от всего проданного пневматического оружия было вывезено на экспорт.

5. Законодательство в отношении боеприпасов

Боеприпасы, используемые в огнестрельном оружии, контролируются Законом о контроле над взрывчатыми веществами. Перевозка, импорт и использование боеприпасов требует разрешения комиссии общественной безопасности префектуры (производителям и агентам по продажам взрывчатых веществ разрешение губернатора префектуры). Те, кто является законными владельцами огнестрельного оружия, могут владеть боеприпасами.
Производство или продажа боеприпасов требует разрешения от министра экономики и промышленности или губернатора префектуры, как сказано в Законе о контроле над взрывчатыми веществами и Законе о производстве артиллерийских орудий.
Владение, импорт, перевозка и приобретение боеприпасов для ручного огнестрельного оружия запрещено с несколькими исключениями, изложенными в Законе о контроле над огнестрельным оружием и мечами.

6. Организации, ответственные за контроль над огнестрельным оружием и правоприменение.

Что касается административной организации по контролю над огнестрельным оружием, комиссия по общественной безопасности префектуры является ответственной за разрешенное владение огнестрельным оружием. Министр экономики и промышленности и губернаторы префектур ответственны за разрешение производства оружия. Выполнение административной работы по контролю над оружием проводится местной полицией, как упомянуто в Законе о полиции. На национальном уровне Национальное Полицейское Агентство (дивизион по контролю над огнестрельным оружием, Бюро общественной безопасности) руководит и надзирает за административной работой, требуемой для контроля над оружием.
Уголовное расследование, касающееся нарушения контроля над огнестрельным оружием, упомянутое в Законе о контроле за огнестрельным оружием и мечами и Законе о производстве артиллерийских орудий, проводится полицией. Суровые меры в отношении контрабанды огнестрельного оружия применяются таможней, потому что контрабанда является нарушением Закона о таможне. Это совместное усилие было эффективно против контрабанды оружия.

Приложение 2.
Наказания за нарушения законодательства о ручном огнестрельном оружии (наказания указаны в Законе о контроле за огнестрельным оружием и мечами)

правонарушения
наказания
Стрельба из оружия
От 3 лет лишения свободы до пожизненного заключения
Импорт оружия
От 3 до 15 лет лишения свободы
Импорт оружия для получения доходов
От 5 лет лишения свободы до пожизненного заключения (и штраф не превышающий 10 миллионов иен)
Владение оружием
От 1 до 10 лет лишения свободы
Владение оружием и соответствующими боеприпасами
От 3 до 15 лет лишения свободы
Перевозка оружия
От 1 до 10 лет лишения свободы

Перевозка оружия с целью получения доходов
От 3 до 15 лет лишения свободы
(и штраф не превышающий
5 миллионов иен)

Приготовление для импорта оружия
5 лет или менее лишения свободы и/или штраф не превышающий
1 миллион иен
Предложение для финансирования ввоза оружия
5 лет или менее лишения свободы и/или штраф не превышающий
1 миллион иен
Маклерство при перевозке оружия
3 года или менее лишения свободы

Импорт компонентов оружия
5 лет или менее лишения свободы и/или штраф не превышающий
1 миллион иен

Владение компонентами оружия
3 года или менее лишения свободы и/или штраф не превышающий
500 000 иен

Перевозка компонентов оружия
3 года или менее лишения свободы и/или штраф не превышающий
500 000 иен
Маклерство при перевозке компонентов оружия
1 года или менее лишения свободы и/или штраф не превышающий
300 000 иен

Импорт боеприпасов
7 лет или менее лишения свободы и/или штраф не превышающий
2 миллиона иен

Импорт боеприпасов для получения доходов
10 лет или менее лишения свободы и/или штраф не превышающий
3 миллиона иен

Владение боеприпасами
5 лет или менее лишения свободы и/или штраф не превышающий
1 миллион иен

Перевозка боеприпасов
5 лет или менее лишения свободы и/или штраф не превышающий
1 миллион иен
Перевозка боеприпасов для получения доходов
7 лет лишения свободы или пожизненное заключение (и штраф не превышающий 2 миллиона иен)

Продажа боеприпасов
2 года или менее лишения свободы и/или штраф не превышающий
300 000 иен

Наказания, предусмотренные Законом по производству артиллерийских орудий

правонарушения
наказания
Производство огнестрельного оружия для получения дохода
От 5 лет лишения свободы до пожизненного заключения (и штраф не превышающий 5 миллионов иен)
Производство огнестрельного оружия
От 3 до 15 лет лишения свободы
Примечание 1: оружие включает ручное огнестрельное оружие, винтовки военного образца, автоматы и ружья.
Примечание 2: компоненты оружия включают ружейные рамы, стволы, барабаны или затворы

Приложение 3

История законодательства по огнестрельному оружию в Японии

1. Законодательство от периода Азучи-Момояма до периода Эдо включительно

Появление огнестрельного оружия в Японии датируется 1543 годом (Тенмон 12), когда португальцы прибыли на остров Танегашима, показывая мушкеты с фитильным замком. В те дни национальное успокоение Миромаши Шоган было ослаблено и региональные землевладельцы начали независимое правление, таким образом совершая большое количество внутренних конфликтов по всем территориям. Эти обстоятельства содействовали быстрому распространению огнестрельного оружия, как мощного вооружения. Повышение производства и техническое улучшение оружия наблюдалось в местностях Осака-Киото. Эти факторы привели к повышению количества огнестрельного оружия и военному использованию, таким образом дающее Японии сильную военную мощь.
Однажды Япония была разрушена. Тойотоми Хидеоши, новый правитель, желал общественной стабильности и попробовал конфисковать огнестрельное оружие у фермеров, так, чтобы они не могли бунтовать. В 1588 (Теншо16) он принял "Катана-гари" (конфискация мечей), политику, которая запрещала владение огнестрельным оружием и мечами классами, не относящимися к воинам.
Эта политика была продолжена следующим правителем, Токугава, и широкой общественностью, за исключением охотников и было запрещено владение огнестрельным оружием. Начальная цель этой политики правителя Токугава должна была предотвратить внутренние конфликты. Правитель, боясь мятежа региональных землевладельцев, жестко контролировал поступление огнестрельного оружия в Эдо (Токио); сердце Токугава и выезд женщин (жен и семей землевладельцев, взятых как заложники и обязанных жить в Эдо вне своих территорий).Эта политика называлась как "Ири-диппо, ди-онна" (буквальный перевод: получение огнестрельного оружия, выезд женщин. Когда внутренняя безопасность стабилизировалась, запрещение стало важным для предупреждения преступности. В течение этого периода строгий контроль над оружием правителем удвоил стабильность и мир внутренних дел, не допуская технического и промышленного развития огнестрельного оружия.

2. Законодательство после восстановления Мейджи

После восстановления Мейджи (1868) Япония начала свою модернизацию, принимая западную культуру, и законы о контроле над огнестрельным оружием стали очевидными. Правительство Мейджи приняло "Закон о контроле над огнестрельным оружием" в 1872 (Мейджи 5), содержащие требование получать лицензию для продажи оружия и разрешение для владения оружия военного и охотничьего образца. В 1884 (Мейджи 17) был принят "Закон о контроле над взрывчатыми веществами", в котором указано, что необходимо получить лицензию для продаж. Были приняты "Наказания за взрывчатые вещества", чтобы поддержать внутреннюю безопасность. В 1899 (Мейджи 32) Закон о контроле над огнестрельным оружием и Закон о контроле над взрывчатыми веществами были сведены в Закон "О контроле над огнестрельным оружием и взрывчатыми веществами". И пересмотренный в 1910 (Мейджи 43). Пересмотренный Закон действовал до 1945 (Шова 20), до конца 2 мировой войны. Общий пересмотр упомянутых требований содержит требования получения разрешения для производства и продаж огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, перевозки оружия военного образца и взрывчатки, получение и перевозка ручного огнестрельного оружия и модифицированного оружия и запрещение владения оружия.

3. Законодательство после 2 мировой войны

Основа современной системы законов о контроле над огнестрельным оружием была установлена после 2 мировой войны. Союзные силы, которые оккупировали Японию после войны, издали большое количество приказов, чтобы конфисковать огнестрельное оружие и мечи, которыми владели гражданские лица, как часть разоружения японской армии: "Приказ приготовить сдачу артиллерийско-технического имущества, находящегося во владении гражданских лиц", "Приказ собрать артиллерийско-технического имущества, находящегося во владении гражданских лиц" и "Приказ сдать артиллерийско-техническое имущество, находящегося во владении гражданских лиц". Основываясь на этих приказах, японское правительство приказывало обществу сдавать свое оружие в полицию, сдавая штатное вооружение в административное полицейское бюро министерства внутренних дел. В последующий год правительство приняло "Запретительный Акт для владения огнестрельным оружием". Этот запретительный Акт запрещал владение огнестрельным оружием и взрывчатыми веществами, за исключением исполнения должностных обязанностей или охотничьих целей. Для контроля над производством оружия союзные силы в 1945 издали приказ запретить производство артиллерийско-технического имущества и основанный на этом приказ "Об ограничении производства артиллерийско-технического вооружения и самолетов", в котором указывалось на всеобщий запрет производства огнестрельного оружия.
В процессе передачи ответственности за контроль над огнестрельным оружием от союзных сил, японское правительство приняло "Акт по контролю над владением огнестрельным оружием и мечами". Этот Акт содержал сердцевину ранее упомянутого Акта о запрете, который запрещал владение оружием. Акт о запрете (или Запретительный Акт) состоял только из 3 статей, но Акт о контроле стал более существенным, обуславливая статьи по определению, стандартам владения и процедурам владения. В этом смысле этот Акт о контроле был основанием для текущего законодательства. Производство и продажа огнестрельного оружия были разрешены получаемыми разрешениями, и после двух пересмотров был издан "Приказ ограничить производство артиллерийско-технического вооружения и самолетов". Этот приказ вылился в Закон "О производстве артиллерийско-технического вооружения", принятого в 1953 (Шова 28). В отношении взрывчатых веществ в 1950 (Шова 25) был принят Закон "О контроле за взрывчатыми веществами), регулирующий производство и продажу взрывчатых веществ.
В 1958 (Шова 33) Акт о контроле был отменен и был принят Закон "О контроле за огнестрельном оружии и мечами". Что очень важно, это был существенный пересмотр Акта, содержащего запрет на перевозку огнестрельного оружия и мечей без подходящей причины или основания. Закон о контроле претерпел 10 важных поправок, включая изменение названия, упоминание о тяжелом наказании за нарушения, связанные с ручным огнестрельным оружием, упоминание о правилах стрельбы и новые упоминания о копиях оружия и имитационном оружии.
Обозревая тенденцию послевоенного контроля, могут быть рассмотрены изменения в целях законодательства. Акт о запрете установил особое значение на огнестрельном оружии как артиллерийско-техническом вооружении и содействовал усилиям по конфискации его как части разоружения, таким образом обеспечивая безопасность союзным силам. Акт о контроле, с другой стороны, рассматривал огнестрельное оружие как вооружение, используемое в преступлении и запрещал владение оружием лицами с криминальным прошлым и владение замаскированным оружием. Эта политика также укоренилась в текущем законодательстве. Закон рассматривает ручное огнестрельное оружие как смертельное вооружение и придает особое значение контролю над контрабандой огнестрельного оружия или перевозке, законодательству по имитационному оружию или частям оружия или налагает ограничения. Закон рассматривает охотничье оружие как опасный объект с другой стороны. И так, аспекты предупреждения происшествия выражается как меры, чтобы практиковать стрельбища, стрелковое обучение во время обращения за лицензией на оружие и поддержание мастерства обращения с оружием.

Приложение 6

Резолюция 9-го Конгресса ООН
7 мая 1995

РЕЗОЛЮЦИЯ

Регулирование по огнестрельному оружию для целей предупреждения преступности и общественной безопасности

9-й Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками
Принимая во внимание, что одна из целей ООН, как упомянуто в статье 1 Устава ООН, это улучшение международной кооперации в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного или гуманитарного характера и в продвижении и поддержке уважения прав человека и общей свободы для всех,
Напоминая о резолюции 46/152 от 18 декабря 1991 Генеральной Ассамблеи по созданию эффективного предупреждения преступности ООН и криминальной юридической программе,
Также напоминая о резолюции экономического и социального Совета 1994/19 от 25 июля 1994 по приготовлению к 9-му Конгрессу ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками,
Рассмотрев способы и средства по усилению международного сотрудничества в области предупреждения преступности и криминальной юстиции и устанавливая, кроме прочего, стратегии по предупреждению преступности,
Принимая оценку выводов и рекомендаций пяти региональных подготовительных встреч перед 9м Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками, в особенности резолюции азиатского и тихоокеанского регионального совещания, проведенного в Бангкоке с 17 по 21 января 1994 и резолюции западно-азиатского регионального подготовительного совещания, проведенного в Аммане с 20 по 24 марта 1994, на котором страны-участницы высказались за усиление соответствующего контроля над огнестрельным оружием и другим опасным вооружением как законодательными, так и правоприменительными средствами с акцентированием на насильственную преступность,
Принимая во внимание резолюцию 9(ХХХVI) от 9 апреля 1993 Комиссии по наркотикам о связях между незаконной перевозкой оружия и взрывчатых веществ и незаконной перевозкой наркотиков, в которой Комиссия рекомендует, что государствам следует установить определенный контроль над перевозками взрывчатых веществ, военного имущества и оружия,
Осознавая, что Генеральная Ассамблея в своей резолюции 49/159 от 23 декабря 1994 приняла во внимание выводы и рекомендации Конференции министров по организованной транснациональной преступности, проведенной в Неаполе, Италия с 21 по 23 ноября 1994,
Глубоко обеспокоенная серьезным страданием международного сообщества от причинения насильственной преступности, происшествиями и смертями, связанными с использованием огнестрельного оружия,
Обеспокоенная тем, что широкий охват преступностью, происшествиями и смертями, связанными с использованием огнестрельного оружия близко связан с изобилием оружия в обществе без существенного законодательства его владением и складированием и перевозкой и тем фактом, что лица, которые наиболее вероятно применяют его для преступной деятельности, имеют легкий доступ к нему,
Усматривая что, благодаря охвату использования огнестрельного оружия несовершеннолетними, условия, при которых несовершеннолетние приобретают и владеют огнестрельным оружием, требуют высокой бдительности,
Утверждая это, для целей предупреждения преступности и общественной безопасности, искоренение преступлений, происшествий и смертей, связанных с использованием огнестрельного оружия является целью, которой международному сообществу следует придерживаться,
Определив, чтобы расширить границы международного сотрудничества в области законодательства в отношении огнестрельного оружия, для целей предупреждения преступности и общественной безопасности,
Рассматривая что, криминальная активность, в которой огнестрельное оружие используется, повышается в части из-за повышения незаконной перевозки как на национальных, так и транснациональных уровнях,
И также рассматривая, что с повышением объема и масштаба международных перевозок и существенного повышения транснациональных незаконных перевозок, ни одно из государств не является неуязвимым от эффектов неадекватного законодательства и административной деятельности в отношении огнестрельного оружия в других государствах,
1. Заявляется, что для целей предупреждения преступности и общественной безопасности существует текущая срочная необходимость для эффективных стратегий, чтобы гарантировать должное законодательство по огнестрельному оружию на национальном и транснациональных уровнях;
2. Запросы Комиссии по предупреждению преступности и криминальной юстиции срочно считать мерами для урегулирования применяемого законодательство в странах-участницах, таких как предупреждение незаконной перевозки оружия с обзором использования оружия в преступных деяниях;
3. Рекомендации, которые Комиссия по предупреждению преступности и криминальной юстиции направляет, чтобы установить и поддержать тесное сотрудничество со странами-участницами, межправительственными и другими организациями, особенно Интерполом, деятельность в области законодательства по огнестрельному оружию, в том числе регулярный обмен информацией и кроме всего, следующими :
(а) Уголовные дела, происшествия и смерти, связанные с применением огнестрельного оружия, включая количество таких дел и количество жертв и статус законодательства по огнестрельному оружию правоохранительных органов;
(b) Ситуация с выявлением транснациональной перевозки огнестрельного оружия;
(c) Национальное законодательство и законы, значимые в законодательстве по огнестрельному оружию;
(d) Существенные инициативы для законодательства по огнестрельному оружию на региональном и межрегиональном уровнях;
4. Также рекомендации, которые Комиссия по предупреждению преступности и криминальной юстиции направила Генеральному секретарю, чтобы начать изучение, в том числе вопросы, изложенные в параграфе 3 выше, с тем, чтобы предоставить Комиссии по предупреждению преступности и криминальной юстиции на ее 5-й сессии с обоснованием для обсуждения мер по урегулированию огнестрельного оружия и для этой цели проверила пригодность ресурсов, которые следовало бы использовать;
5. Повторение при необходимости существенных ресурсов как финансовых, так и человеческих подразделениям Секретариата криминальной юстиции и предупреждения преступности с тем, чтобы улучшить активность ООН в области регулирования огнестрельного оружия;
6. Обращение стран-участниц, межправительственных и других организаций, действующих в сфере законодательства по огнестрельному оружию, чтобы расширить их полную поддержку активности ООН по предупреждению преступности и криминальной юридической программы;
7. Дальнейшее обращение стран-участниц, чтобы развить соответствующее регулирование в отношении огнестрельного оружия средствами как законодательными, так и правоприменительными, с намерением защитить общественное здоровье и безопасность и уменьшить насильственную преступность;
8. Приглашения странам-участницам совершать эффективные действия против незаконной перевозки через взаимное сотрудничество, обмен информацией и координацией деятельности правоохранительных органов, считающих, что незаконная перевозка огнестрельного оружия является широко распространенной транснациональной преступной деятельностью, которая часто связана с транснациональными преступными синдикатами;
9. Также приглашения странам-участницам исследовать связь между использованием огнестрельного оружия, происшествиями и смертями, произошедшими с применением огнестрельного оружия и эффективность законодательства их уменьшению;
10. Дальнейшие приглашения странам-участницам уделять должное внимание развитию общественной осведомленности по законодательству в отношении огнестрельного оружия с достижением успеха законодательства, зависящего от распространяющегося доверия населения, с пониманием и поддержкой широкой общественности;
11. Стремление всех подразделений ООН, структур и специализированных агентств обсуждать более серьезно проблему регулирования в отношении огнестрельного оружия в пределах своих полномочий;
12. Поощрение заинтересованных межправительственных и неправительственных организаций активно делать взносы в соответствии с их компетенцией, чтобы улучшить законодательство в отношении огнестрельного оружия;
13. Рекомендации, которые Комиссия по предупреждению преступности и криминальной юстиции направила Генеральному секретарю, чтобы изложить на 5-й сессии по выполнению настоящей резолюции и выполнить ее рекомендации для дальнейшей деятельности на национальном и транснациональном уровнях, включая возможность обмена мнениями между странами-участницами при приготовлении декларации;

Приложение 7

Изложение принципов Лионской группы и план деятельности, чтобы противостоять незаконному производству и перевозке огнестрельного оружия, его частей и компонентов и боеприпасов

Изложение принципов

Настоящим мы одобряем следующие принципы, которые рекомендуем всем странам, чтобы помогать в противостоянии нелегальному производству и перевозке огнестрельного оружия, его частей и компонентов и боеприпасов:
1. Не должно быть безопасных убежищ для тех, кто участвует в вышеупомянутой незаконной деятельности.
2. Государствам следует применять эффективные методы для обнаружения и отслеживания огнестрельного оружия.
3. Необходимо предупреждать склонение законной торговли к незаконному рынку.
4. Государства должны улучшать сотрудничество и обмениваться информацией и данными для правоохранительной деятельности по вышеупомянутой незаконной активности.
5. Государства должны совершенствовать значительное международное сотрудничество через взаимное сотрудничество в расследованиях, связанных с упомянутой незаконной деятельностью.
6. Государствам следует развивать и делиться техническими навыками и подготовкой по предупреждению и противостоянию вышеупомянутой незаконной деятельности.
7. Государства должны повышать меры по предупреждению, обнаружению и противостоянию вышеупомянутой незаконной деятельности.
8. Государства предпримут необходимые шаги, чтобы повысить международную законную основу, чтобы предотвратить и пресекать вышеупомянутую незаконную деятельность.

План действия

В поддержку принципов, имеющих отношение с незаконным производством и перевозкой огнестрельного оружия, его частей и компонентов и боеприпасов, имеются намерения других государств к:
1. Установить такую уголовную ответственность за правонарушения по своему национальному законодательству, упомянутые выше, и включить такие формы соучастия, как предвиденные в соответствующем национальном законодательстве.
2. Принять такие меры, какие могут быть необходимы для каждого государства, чтобы установить юрисдикцию за правонарушения, упомянутые выше, когда правонарушения совершаются на их территориях; и если государство считает это необходимым и правонарушение нарушает национальный закон государства, когда правонарушение совершается вне территории государства кем-либо из его граждан или лицом, которое постоянно проживает на его территории.
3. Считать такие меры, какие могут быть необходимы для каждого государства, чтобы установить юрисдикцию для правонарушений, упомянутых выше, когда предполагаемый преступник находится на их территории и оно решает не высылать такое лицо в другую страну исключительно по основанию национальности предположительного преступника.
4. По запросу государства, требующего высылки, принять необходимые действия, чтобы предоставить сведения о правонарушении, упомянутом выше компетентным органам для расследования, когда государство не высылает предполагаемого преступника исключительно по причинам национальности. В этом случае этому государству следует предоставить такое же преимущество, персонал и финансовые ресурсы, как это было бы необходимо и для других серьезных преступлений, совершенных на его территории.
5. Маркировать огнестрельное оружие преимущественно на заводе и в последующим вывозить для целей коммерческой продажи в импортируемую страну или для постоянного частного импорта, так, чтобы источник огнестрельного оружия мог бы быть обнаружен.
6. Поощрять производителя огнестрельного оружия развивать меры против устранения маркировки.
7. Сотрудничать с Интерполом, чтобы изучать выполнимость развития информационной системы для сотрудничества в идентификации огнестрельного оружия и боеприпасов.
8. Полно и аккуратно отвечать на запросы других стран.
9. Обеспечить продолжительное использование для разумного времени получения информации и необходимого расследования, чтобы отслеживать и идентифицировать нелегально производимое и перевозимое огнестрельное оружие.
10. Через национальные центральные контактные подразделения использовать подготовленный персонал, чтобы гарантировать своевременный обмен информацией, касающейся вышеупомянутой незаконной деятельности и обмениваться информацией друг с другом средствами прямой связи, когда это необходимо.
11.В срочных и соответствующих делах доступ и ответ во взаимной помощи, в отношении вышеупомянутой незаконной деятельности, осуществляется срочно необходимыми средствами коммуникации.
12. Организация и поддержка лицензирования импорта/экспорта и перевозки или санкционированного режима для международной перевозки огнестрельного оружия.
13. Предпринять соответствующие шаги, чтобы гарантировать, что персонал соответствующих правоохранительных органов, разведывательных агентств или служб безопасности и таможни хорошо подготовлен, снабжен оборудованием и организован в подразделения, противостоящие вышеупомянутой незаконной деятельности.
14. Систематизировать совместные тренировочные и обменные программы.
15. Развивать эффективную координацию среди всех существенных агентств на национальных и международных уровнях, чтобы заниматься упомянутыми проблемами.
16. Получить поддержку и сотрудничество у производителей, оптовых продавцов, импортеров, экспортеров и коммерческих перевозчиков огнестрельного оружия, чтобы предупредить и выявить упомянутую незаконную деятельность.
17. Поощрять общественную поддержку и сотрудничество в предупреждении и выявлении упомянутой незаконной деятельности.
18. Предупреждать незаконное производство и перевозку огнестрельного оружия и боеприпасов от попадания в руки преступников конфискуя и уничтожая такое оружие и боеприпасы если не санкционирован другой способ официально распоряжаться им и это оружие и боеприпасы маркировано или зарегистрировано и распоряжение им также зарегистрировано.
19. Поощрять принятие должных мер, чтобы предотвратить восстановление деформированного оружия, когда такое восстановление является преступлением по закону государства.
20. Разработать в дальнейшем детализацию связующего международного инструмента, чтобы противостоять упомянутой незаконной деятельности в контексте конвенции ООН по организованной транснациональной преступности и использовать вместе с существующими инструментами и действующими инициативами.

Пожалуйста контактируйте с полицией если у вас есть информация по огнестрельному оружию
E-mail: firearms@npa.go.jp
http://www.npa.go.jp/

Любой запрос и/или информацию по контрабанде огнестрельного оружия следует адресовать:
Дивизион по контролю над огнестрельным оружием
Национальное Полицейское Агентство
2-1-2 Kasumigaseki, Chiyoda-Ku
Tokyo 100-8974 JAPAN
Tel. (81) 3-3580-7268
Fax. (81) 3-3592-1862






СОДЕРЖАНИЕ