<<

стр. 2
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

вованию действующего законодательства и внесение их на рассмотрение
Кабинета Министров Украины.
Главными задачами Патентного Ведомства можно назвать:



35
• обеспечение правовой охраны объектов промышленной соб-
ственности, выдача патентов и других охранных документов";
• разработка эффективных форм и методов государственного
регулирования отношений в сфере охраны промышленной
собственности;
• обеспечение физических и юридических лиц информацией об
объектах промышленной собственности. В частности, издание
официального бюллетеня ведомства "Промислова власність",
в котором содержатся сведения о зарегистрированных объек-
тах промышленной собственности;
• обеспечение функционирования автоматизированной базы
данных объектов охраны промышленной собственности.
• предоставление государственной поддержки и содействие
созданию экономических, организационных и социальных ус-
ловий для эффективной деятельности авторов объектов про-
мышленной собственности;
• организация подготовки и повышения квалификации специа-
листов в вопросах охраны промышленной собственности.
Например, по инициативе и при непосредственном участии Гос-
патента Украины проводились международные семинары, отраслевые и
региональные конференции, семинары и совещания по вопросам охраны
и использования прав на объекты промышленной собственности. В 1997
году в Киеве был создан Институт интеллектуальной собственности и
права, который должен стать координационным и методологическим цен-
тром обучения и повышения квалификации специалистов в этой области
и вошел в инфраструктуру государственной системы охраны промыш-
ленной собственности.
• осуществление межгосударственного сотрудничества и уча-
стие в подготовке и заключении международных договоров по
вопросам охраны промышленной собственности.
Госпатент, в соответствии с возложенными на него задачами:
• проводит систематический анализ деятельности в сфере ох-
раны промышленной собственности, тенденций и динамики
ее развития, разрабатывает и вносит предложения Кабинету
Министров относительно усиления влияния этой деятельно-
сти на состояние экономического развития государства; раз-
рабатывает проекты нормативных актов по вопросам охраны
промышленной собственности;
• проводит государственную экспертизу заявок на выдачу ох-
ранных документов на объекты промышленной собственности
36
с учетом требований экологической безопасности и предпри-
нимает меры по ее усовершенствованию, ведет государст-
венные реестры объектов промышленной собственности, вы-
дает охранные документы;
• рассматривает заявки физических и юридических лиц о наме-
рении патентования изобретений и промышленных образцов
и регистрации товарных знаков за рубежом;
• регистрирует лицензионные соглашения о передаче прав на
использование объектов промышленной собственности,
имеющих охрану, на территории Украины.
• осуществляет мероприятия по охране государственных инте-
ресов Украины в сфере промышленной собственности;
• предоставляет методическую помощь органам государствен-
ной власти, предприятиям и учреждениям в вопросах охраны
объектов промышленной собственности, а также в вопросах
стоимостной оценки прав интеллектуальной собственности и
нематериальных активов предприятий.
• разрабатывает предложения по лицензированию экспорта и
импорта научно-технической продукции, которая содержит
объекты промышленной собственности;
Госпатент Украины возглавлял Председатель, который назна-
чался Кабинетом Министров Украины.
Для принятия решений по основным направлениям деятельности
Госпатента, обсуждения наиболее важных вопросов формирования и
реализации государственной политики в сфере охраны промышленной и
интеллектуальной собственности, в Госпатенте был создан научно-
технический совет, в состав которого входили все руководители подраз-
делений Госпатента. Решения научно-технического совета носили реко-
мендательный характер и принимались во внимание Председателем
Госпатента при вынесении определенных решений.
В структуре Госпатента были выделены 12 управлений, основ-
ными направлениями деятельности которых являлись основные задачи,
поставленные перед Госпатентом.
Управление права и патентной политики. Управление экономики
промышленной собственности. Управление патентования и лицензирова-
ния, Управление внешних связей и международной кооперации - это ос-
новные подразделения Госпатента, задачами которых является органи-
зационно-правовое обеспечение деятельности Госпатента по осуществ-
лению реализации государственной политики в сфере охраны объекте
промышленной собственности.

37
Управление патентной документации и информации, Управление
автоматизации и компьютеризации информационной деятельности,
Управление редакционно-издательской деятельности. Управление госу-
дарственных реестров - подразделения в функции которых входит обес-
печение деятельности Госпатента по разработки и стандартизации ос-
новных документов (охранных документов на объекты промышленной
собственности, официального бюллетеня, всех решений, которые прини-
маются Госпатентом для обеспечения функции органа, на который госу-
дарством возложены обязанности предоставления прав на объекты про-
мышленной собственности.
Управление апелляций - структурное подразделение, основной
функцией которого являлось принятие апелляций от заявителей или вла-
дельцев охранных документов на решения Ведомства или апелляций,
направленных на оспаривание охранных документов.
Управление организации обучения, повышения квалификации
специалистов и аттестации патентных поверенных - структурное подраз-
деление Госпатента основными задачами которого являлось формирова-
ние политики государственного органа в вопросах повышения квалифи-
кации специалистов всех отраслей промышленности, организация обуче-
ния, разработка программ, проведение семинаров по всем вопросам,
связанных с охранной объектов промышленной собственности.
Управление финансов, учета и контроля - подразделение в
функции которого входил учет и контроль за уплатой сборов, предусмот-
ренных законодательством за все юридически значимые действия по
приобретению прав на объекты промышленной собственности, а также
осуществлению и контролю всех финансовый действий Госпатента как
юридического лица.
Управление делами - структурное подразделение, которое осу-
ществляет обеспечение всех «жизненных» функций Ведомства.
Научно-исследовательский центр патентной экспертизы Госпа-
тента Украины - экспертный орган Ведомства, призванный принимать
заявки на объекты промышленной собственности, проводить экспертизу и
принимать решения о выдаче охранных документов.
В настоящее время, в связи с административной реформой, ко-
торая проходит в Украине, будет изменена структура Ведомства и его
наименование.

4.5. Представители по делам интеллектуальной собственности (па-
тентные поверенные)

Институт представителей по делам интеллектуальной собствен-
ности (патентных поверенных) существует во всех государствах, которые

38
имеют патентную систему. Деятельность патентный поверенных тесно
связана с получением, использованием и защитой прав на объекты про-
мышленной собственности. В большинстве стран деятельность предста-
вителей по делам интеллектуальной собственности относится к наиболее
важным видам гражданских отношений, регулируется на законодатель-
ном уровне и контролируется патентными ведомствами, профессиональ-
ными ассоциациями и государственными органами.
Необходимо отметить, что ведение дел, связанных с охраной
прав на объекты промышленной собственности, решение иных патентно-
правовых вопросов требуют специальных знаний как в соответствующей
области науки и техники, так и в сфере патентного права. Представитель
по делам интеллектуальной собственности, в частности, патентный пове-
ренный, должен в совершенстве знать как национальное общее законо-
дательство, так и законодательство в сфере охраны прав на объекты
промышленной собственности, владеть опытом составления описания
изобретения и формулы, иметь техническую подготовку для оказания
квалифицированной помощи заявителю при ведении делопроизводства
по заявке в Ведомстве, понимать природу такого сложного объекта про-
мышленной собственности как знак для товаров и услуг и других обозна-
чений, которые используются субъектами предпринимательской деятель-
ности.
В соответствии с положениями «Парижской конвенции по охране
промышленной собственности» охрана прав на объекты промышленной
собственности носит территориальный характер. Государства-участники
Парижского Союза имеют право в соответствии со своими интересами
устанавливать особые требования к порядку получения прав на объекты
промышленной собственности. Несмотря на то, что в мире идет постоян-
ный процесс гармонизации международного законодательства в сфере
охраны промышленной собственности и унификации требований к заяв-
кам и процедурам, связанным с их рассмотрением, каждое государство-
участник Парижского Союза имеет в своем законодательстве особенно-
сти, регламентируемые большим количеством правил и инструкций. Та-
кие нормативные документы устанавливают порядок подачи и рассмот-
рения заявок на объекты промышленной собственности, сроки подачи
переводов, дополнительных материалов, порядок истребования приори-
тета, размеры и порядок оплаты официальных пошлин и т.п. Необходимо
отметить, что делопроизводство во всех ведомствах государств-
участников Парижского Союза ведется на государственном языке. Поэто-
му для получения прав на объект промышленной собственности в ино-
странном государстве, заявитель должен владеть всей информацией,
касающейся процедур и порядка получения такой охраны в определен-
ном государстве. Такое положение дел и было основанием для возникно-
вения специального института представительства перед Патентным ве-
домством интересов заявителей. Лица, которые имеют право оказывать
услуги заявителям или владельцам прав на объекты промышленной соб-

39
ственности по всем вопросам, возникающим при получении и осуществ-
лении таких прав в каждом отдельном государстве, называются патент-
ными поверенными, патентными агентами, патентными асессорами.
Институт представительства имеет многолетний опыт. Например,
Японская ассоциация патентных поверенных (JHAA) отметила в 1999 г.
девяностолетие патентной системы Японии и столетие института патент-
ных поверенных, который возник в 1899 г. Институт патентных поверен-
ных (C.I.P.F.) и Институт агентов по товарным знакам (I.T.M.A.) Велико-
британии были основаны в 1882 г. и утверждены королевским указом в
1891 г.
Анализ международного законодательства, регулирующего от-
ношения, связанные с профессиональным представительством в сфере
охраны промышленной собственности дает возможность определить об-
щие черты такого законодательства.
1. Патентный поверенный - это профессиональный и независи-
мый представитель, который действует от имени клиента, предоставляя
правовую помощь в сфере охраны промышленной собственности.
2. Патентный поверенный должен иметь:
• соответствующее гражданство и постоянное место прожива-
ния в стране;
• безупречную репутацию;
• высокую квалификацию (высшее техническое образование
или высшее образование в области естественных наук, юри-
дическое образование, подтвержденные знания в области ох-
раны интеллектуальной собственности), владеть иностран-
ными языками, в совершенстве знать законодательство в
сфере охраны промышленной собственности своего государ-
ства и зарубежных стран;
• опыт практической работы в сфере охраны интеллектуальной
собственности.
3. Для получения статуса патентного поверенного необходимо:
• сдать квалификационные экзамены;
• зарегистрироваться в специальном реестре, который ве-
дется Патентным ведомством или профессиональной организаци-
ей;
• получить свидетельство;
• принести Присягу.
4. Основными видами деятельности патентного поверенного яв-
40
ляются:
• консультации на начальном этапе создания объекта промыш-
ленной собственности;
• услуги и представительство на этапе получения права;
• услуги и представительство на этапе использования прав (со-
ставление лицензионных договоров, договоров о передаче
права, защита прав собственников на объекты промышленной
собственности и т.д.);
• оказание услуг при поддержании в силе охранных докумен-
тов, внесение изменений в них;
• оказание правовой помощи в сфере промышленной собст-
венности.
• представлять интересы клиента перед третьими лицами, ад-
министративными органами и судами;
• свободно выбирать и применять способы оказания услуг кли-
енту в соответствии с действующим законодательством;
5. Патентный Поверенный может иметь специализацию по объ-
ектам промышленной собственности.
6. Патентные поверенные предоставляют услуги разным катего-
риям клиентов: индивидуальным, предприятиям различных форм собст-
венности и направления деятельности, иностранным лицам.
7. Патентные поверенные могут осуществлять свою деятель-
ность:
индивидуально (независимые патентные поверенные); в составе
фирм (бюро, контор, объединений) патентных поверенных, в качестве
сотрудников предприятий, деятельность которых связана с оказанием
услуг в сфере охраны прав на объекты промышленной собственности его
права и гарантии профессиональной деятельности.
Создание в Украине государственной системы охраны промыш-
ленной собственности и ее развитие вызвало необходимость создания
института профессионального представительства перед Государствен-
ным патентным ведомством Украины интересов национальных и ино-
странных заявителей, а также оказания услуг в сфере охраны прав на
объекты промышленной собственности.
Принятие Верховным Советом Украины в 1993 г. пакета Законов
Украины, действующих в сфере охраны прав на объекты промышленной
собственности положило начало созданию нормативно-правой базы, на-


41
правленной на регулирование деятельности представителей по делам
интеллектуальной собственности (патентных поверенных).
В соответствии с указанными Законами, иностранные лица и дру-
гие лица, проживающие или имеющие постоянное место жительства вне
Украины, в отношениях с Ведомством реализуют свои права только через
представителей по делам интеллектуальной собственности (патентных
поверенных), которые должны предоставлять услуги и квалифицирован-
ную помощь по вопросам, касающимся охраны прав на объекты промыш-
ленной собственности. Услугами патентных поверенных могут пользо-
ваться также национальные авторы, заявители или владельцы прав на
объекты промышленной собственности.
В настоящее время отношения, связанные с профессиональной
деятельностью патентных поверенных в Украине, регулируются «Поло-
жением о представителях по делам интеллектуальной собственности
(патентных поверенных)» (дальше - Положение), утвержденное поста-
новлением Кабинета Министров Украины от 10 августа 1994г. №545 с
изменениями и дополнениями, внесенными в его текст в соответствии с
постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 1997 г. №
938, а также рядом нормативных документов, утвержденных приказами
Госпатента Украины.
Положение определяет правовой статус представителей по де-
лам интеллектуальной собственности и регулирует отношения, связан-
ные с получением, реализацией и прекращением права заниматься дея-
тельностью патентного поверенного. В Положении определены также
права и обязанности патентных поверенных, условия и порядок их атте-
стации и регистрации, ответственности за нарушение требований законо-
дательства Украины и указанного Положения, возможность объединения
патентных поверенных в общественные организации и др.
Патентные поверенные имеют право создавать в соответствии с
законодательством Украины агентства патентных поверенных и другие
предприятия, а также общественные объединения и профессиональные
ассоциации, в том числе с учетом специализации по объектам промыш-
ленной собственности, отраслям науки и техники.
Взаимоотношения патентных поверенных с клиентами строятся
на гражданско-правовой договорной основе, в качестве которой обычно
выступает договор поручения. Для представительства интересов клиен-
тов перед третьими лицами, в том числе перед Патентным ведомством и
входящими в единую государственную патентную систему организация-
ми, патентный поверенный наделяется доверенностью, которая состав-
ляется в простой письменной форме и не требует нотариального удосто-
верения. Оплата услуг патентного поверенного, его отчет перед клиентом
и ответственность определяются соглашением сторон с учетом правил,
установленных гражданским законодательством. Поверенный вправе

42
ограничить свою деятельность отдельными объектами промышленной
собственности или отдельными видами услуг. Сведения об этом вносятся
в Государственный Реестр.
Создание института патентных поверенных не означает, что
только они могут представлять интересы изобретателей, патентооблада-
телей и их правопреемников. В соответствии с общегражданским прави-
лом клиент может избрать в качестве своего представителя любое дее-
способное лицо, заключив с ним соответствующий договор и наделив его
надлежащими полномочиями. Так, например, интересы клиента в судеб-
ном споре может представлять любой адвокат, а не только тот, который
аттестован в качестве патентного поверенного. Не допускается лишь
вводить клиентов в заблуждение относительно своего правового статуса.
В настоящее время рассматривается необходимость о разработ-
ке законодательного акта Украины, призванного более детально урегули-
ровать все отношения, возникающие в связи с профессиональным пред-
ставительством в сфере охраны промышленной собственности.

4.6. Общество изобретателей и рационализаторов Украины

Изобретатели, как и все граждане Украины, имеют право объе-
диняться в союзы, общества, ассоциации и иные общественные органи-
зации в целях защиты своих прав и законных интересов,
С формальной точки зрения Общество изобретателей и рацио-
нализаторов Украины (далее – Общество, ОИР) было создано 16 апреля
1991 г., когда состоялся его съезд, принявший Устав Общества (зарегист-
рировано в Министерстве юстиции Украины 23 декабря 1992 г., свиде-
тельство №361). Фактически Общество существовало с 1958 г. в статусе
общесоюзного общества. Во всех бывших союзных республиках, кроме
России, имелись свои республиканские общества, входившие в состав
Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. В 1991 г.
изобретатели и рационализаторы Украины организационно оформили
создание своего профессионального союза.
В соответствии с Уставом основными задачами ОИР Украины
являются:
1. Создание условий для творческой работы изобретателей, ра-
ционализаторов, самодеятельных авторов, используя возможности об-
щественных творческих объединений изобретателей, рационализаторов,
клубов самодеятельного технического творчества, институтов техниче-
ского творчества и патентоведения, инновационных фондов и др.
2. Защита прав и интересов авторов изобретений, промышлен-
ных образцов, рационализаторских предложений, а также самодеятель-
ных авторов.

43
3. Привлечение специалистов различных областей промышлен-
ности к изобретательской и рационализаторской деятельности.
4. Пропаганда достижений изобретателей и рационализаторов,
самодеятельных авторов.
Общество действует на принципах добровольности и равнопра-
вия его членов, самофинансирования, самостоятельности, самоуправле-
ния и независимости его организаций от политических, хозяйственных и
государственных органов.
Реализуя свои уставные задачи, ОИР Украины создает специ-
альные центры, учреждения и организации, подает в установленном по-
рядке предложения по привлечению и поощрению изобретателей, рацио-
нализаторов, самодеятельных авторов, определяет систему социальной
защиты изобретателей; организует и осуществляет консультационную и
экспертную помощь предприятиям, организациям и гражданам и др.
Членом Общества может стать любой гражданин Украины. Наря-
ду с индивидуальным членством Устав Общества допускает коллектив-
ное членство в лице коллективов предприятий и организаций, а также
других общественных организаций, содействующих техническому творче-
ству. Члены Общества должны признавать Устав и принимать участие в
изобретательстве, рационализаторстве, самодеятельном техническом
творчестве или способствовать их развитию. Они могут предоставлять
Обществу материально-техническую, финансовую помощь и поддержку.
Общество строится по территориально-производственному
принципу и объединяет организации Республики Крым, областей и г. Кие-
ва. В городах, районах создаются городские, районные, отраслевые орга-
низации Общества. На предприятиях, в объединениях, учебных заведе-
ниях и других учреждениях создаются первичные организации Общества.
Высшими руководящими органами Общества являются общее
первичных организаций, конференция — для городских, районных, обла-
стных организаций, съезд - для Общества. Имущество и средства фор-
мируются из членских взносов индивидуальных и коллективных отчисле-
ний созданных Обществом предприятий, добровольных в пожертвований,
поступлений от проведения лекций, выставок, лоте мероприятий, доходов
от производственной, хозяйственной и из. деятельности, других, не за-
прещенных законодательством Украины, поступлений.
Вопросы для самопроверки:

1. Субъекты патентного права авторы (изобретатели, се-
лекционеры).
2. Патентообладатели.
3. Правоприемники авторов и патентообладателей.
44
4. Патентное ведомство.
5. Представители по делам интеллектуальной собствен-
ности (патентные поверенные)
6. Общество изобретателей и рационализаторов Украины.




45
Тема 5. Международная система охраны объектов промыш-
ленной собственности


5.1. Всемирная организация интеллектуальной собственности
(ВОИС) и международное сотрудничество в сфере охраны
промышленной собственности.
Задачи и цели ВОИС. Органы ВОИС.
Членство ВОИС

Международная система охраны промышленной собственности
направлена на формирование единых подходов к обеспечению правовой
охраны промышленной собственности. Комплекс мероприятий по между-
народному сотрудничеству координирует Всемирная организация интел-
лектуальной собственности, которая является одной из 16-ти специали-
зированных у Организации Объединенных Наций.
Начало ВОИС в ее настоящем виде было положено в 1883 и
1886 г.г., когда были приняты, соответственно. Парижская конвенция по
охране промышленной собственности и Бернская конвенция по охране
литературных и художественных произведений. Каждая из этих Конвен-
ций предусматривала создание секретариата - Международного бюро. В
1893г. оба Бюро были объединены и до конца 1970г. выступали под раз-
личными названиями, когда в силу Парижской конвенции им на смену
пришло Международное бюро интеллектуальной собственности.
ВОИС была учреждена конвенцией, подписанной в Стокгольме
14 июля 1967 г. под название «Конвенция, учреждающая Всемирную ор-
ганизацию интеллектуальной собственности». Конвенция вступила в силу
в 1970 г.
Конвенция определяет объекты интеллектуальной собственно-
сти, права на которые охраняются государствами-участниками. В соот-
ветствии со ст. 2 Конвенции, под интеллектуальной собственностью по-
нимаются авторские права и права на изобретения во всех сферах чело-
веческой деятельности, научные открытия, промышленные образцы, то-
варные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммер-
ческие обозначения, защита от недобросовестной конкуренции, а также
все другие права, которые относятся к интеллектуальной деятельности в
производственной, научной и художественной сферах.
На 15 июля 1999 г. 171 государства являются участниками Кон-
венции.
Основными целями ВОИС является:



46
• содействие охране интеллектуальной собственности во всем
мире, путем сотрудничества между государствами и, в соот-
ветствующих случаях, во взаимодействии с любой другой ме-
ждународной организацией;
• обеспечение административного сотрудничества между Сою-
зами в области охраны интеллектуальной собственности, то
есть. Союзами, созданными в рамках Парижской и Бернской
конвенций, а также в рамках нескольких поддоговоров, заклю-
ченных членами Парижского союза.
В целях содействия охране интеллектуальной собственности, во
всем мире ВОИС поощряет заключение новых международных договоров
и унификации национальных законодательств в сфере охраны объектов
промышленной собственности; предоставляет техническую помощь раз-
вивающимся странам; собирает и распространяет информацию; обеспе-
чивает работу служб, облегчающих получение охраны изобретений, зна-
ков для товаров и услуг и промышленных образцов; содействует разви-
тию других видов административного сотрудничества между государст-
вами-членами.
Что касается административного сотрудничества между Союза-
ми, то ВОИС централизует административное управление Союзами и
Международным бюро в Женеве, которое является секретариатом ВОИС
и осуществляет контроль за такими административным управлением че-
рез свои различные органы.
ВОИС выполняет административные функции следующих Сою-
зов или договоров в области промышленной собственности:
• Парижский союз по охране промышленной собственности;
• Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих
в заблуждение указаний происхождения на товарах;
• Мадридский союз по международной регистрации знаков;
• Гаагский союз по международному депонированию промыш-
ленных образцов;
• Ниццкий союз по международной классификации товаров и
услуг для регистрации знаков;
• Лиссабонский союз по охране наименований мест происхож-
дения и их международной регистрации;
• Локарнский союз, учреждающий международную классифи-
кацию промышленных образцов;
• Союз РСТ (Договор о патентной кооперации);

47
• Союз МПК (международная патентная классификация);
• Венский союз. учреждающий международную классификацию
изобразительных элементов знаков;
• Будапештский союз по международному признанию депони-
рования микроорганизмов для целей патентной процедуры;
• Найробский договор об охране олимпийского символа;
• Договор о законах по товарным знакам.
ВОИС имеет три руководящих органа:
1. Генеральная Ассамблея, членами которой являются государ-
ства-члены ВОИС, которые также состоят членами Парижского и/или
Бернского союзов;
2. Конференция, членами которой являются все государства-
члены ВОИС;
3. Координационный комитет, члены которого избираются из
числа членов ВОИС, Парижского и Бернского союзов, и Швейцария. кото-
рая является членом ex officio.
Генеральная Ассамблея и Конференция собираются на очеред-
ные сессии один раз каждые два года. Тогда как Координационный коми-
тет собирается на очередную сессию один раз в год.
Исполнительным главой ВОИС является Генеральный директор.
Генеральный директор избирается Генеральной Ассамблеей. Секретари-
ат ВОИС называется «Международное бюро». Членом ВОИС может стать
любое государство, являющееся членом Парижского или Бернского сою-
зов, а также любое другое государство, которое отвечает одному из сле-
дующих условий:
- является членом Организации Объединенных Наций;
- является членом любого из специализированных учреждений,
связанных с Организацией Объединенных Наций, или Между-
народного агентства по атомной энергии;
- является стороной Статута Международного суда;
- приглашено Генеральной Ассамблеей ВОИС стать участником
Конвенции.
Чтобы стать членом ВОИС государство должно сдать на хране-
ние ратификационную грамоту или акт о присоединении Генеральному
директору ВОИС в Женеве.



48
5.2. Договоры, обеспечивающие охрану промышленной
собственности

Договорами, обеспечивающими охрану промышленной собст-
венности, являются:
Парижская конвенция по охране промышленной собствен-
-
ности;
Найробский договор об охране олимпийской символики;
-
Вашингтонский договор об интеллектуальной собственно-
-
сти в отношении интегральных микросхем;
Договор о законах по товарным знакам.
-
• Парижская конвенция по охране промышленной собствен-
ности
(1883 г.)

Во второй половине прошлого столетия, по мере того как все
большее число стран создавало системы охраны изобретений, появилась
необходимость гармонизировать законодательство о промышленной соб-
ственности на международном и даже на всемирном уровне. Необходи-
мость такой гармонизации была вызвана развитием межгосударственного
технологического обмена и ростом международной торговли. В 1883 году
была подписана Парижская конвенция по охране промышленной собст-
венности (дальше Парижская конвенция). Бельгия, Бразилия, Сальвадор,
Франция, Гватемала, Италия, Нидерланды, Португалия, Сербия, Испания
и Швейцария объединились в Международный Союз по охране промыш-
ленной собственности (дальше Союз), целью которого была «разработка
основ для единообразного законодательства» в области промышленной
собственности. На 15 июля 1999 г. участниками Парижской конвенции
являются 155 государств-участников.
В Парижской Конвенции не предусматривались единые для госу-
дарств-членов Союза правовые нормы об охране объектов промышлен-
ной собственности, в ней содержаться основные принципы охраны, кото-
рые обязуются отражать в национальных законах государства-участники
Парижской Конвенции.
Основные принципы:
1. В п. 2 ст. 1 Парижской конвенции определяются объекты про-
мышленной собственности: патенты на изобретения, полезные модели,
промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирмен-
ные наименования и указания происхождения или наименования места
происхождения товаров, а также пресечение недобросовестной конку-
ренции.

49
2. В п. 3 ст. 1 указывается сфера распространения промышлен-
ной собственности.
Промышленная собственность понимается в самом широком
смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в
собственном смысле этого слова, но также и на область сельско-
хозяйственного производства и добывающей промышленности и на все
продукты промышленного и природного происхождения как, например:
вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные во-
ды, пиво, цветы, мука.
«Данное положение не означает, что все объекты промышленной
собственности, перечисленные в п. 2 ст. 1, такие как, например, патенты,
товарные знаки и т.д. должны применяться в отношении всякой деятель-
ности и ко всем вилам продукции, перечисленной в п. 3. Государства чле-
ны Союза не обязаны выдавать патенты на вина, скот, или фрукты или
охранять товарными знаками минералы. Это положение имеет целью
избежать того, чтобы не были лишены охраны как промышленная собст-
венность виды деятельности и продукты, которым угрожает опасность
вовсе не быть причисленными к видам деятельности или продуктам чисто
промышленным. Тем не менее различные права промышленной собст-
венности будут применяться к этим видам деятельности или продуктам
лишь тогда, когда для этого есть основания. («Комментарии» Г. Боден-
хаузен).
3. Государства-участники Парижской Конвенции предоставляют
равные права национальным иностранным заявителям. Для того чтобы
получить охрану своих прав на объект промышленной собственности,
иностранный заявитель должен во всех странах Союза соблюдать все
условия и формальности, предусмотренные внутренним законодательст-
вом каждой из стран, обязательные для граждан данных государств (так
называемый, принцип «национального режима») (п. 1 ст. 2).
4. Одним из важнейших положений Парижской Конвенции явля-
ется правило о конвенционном приоритете. Это правило сводится к тому,
что лицо, подавшее заявку на объект промышленной собственности в
одном из государств-членов Союза, пользуется в течение определенного
срока (12 месяцев - для изобретений и 6 месяцев - для промышленных
образцов и товарных знаков), приоритетом на этот объект промышленной
собственности и в других государствах Союза. Основанием для истребо-
вания приоритета служит первая, правильно оформленная в соответст-
вии с национальным законодательством заявка какой-либо страны Сою-
за.
Конвенция не уничтожает территориального действия охранных
документов (прав) и для того чтобы обеспечить охрану прав на объект
промышленной собственности в определенном государстве, необходимо
соблюсти все формальные требования для получения такой охраны.

50
Парижская конвенция предусматривает возможность подачи в
одно государство нескольких заявок на патенты, которые относятся к од-
ному изобретению, а потом объединение их в одну заявку для подачи в
другое государство. Право приоритета может относиться как к заявке в
целом, так и к ее частям, т.е. различным пунктам формулы. Условием для
установления нескольких приоритетов или частичного приоритета явля-
ется соблюдение условия единства изобретения.
Парижская конвенция имеет также положение о возможности
разделения патентной заявки, как в стране получения патентной охраны,
так и в другой стране-участнице. Такое разделение возможно или по ини-
циативе заявителя или по требованию Ведомства. Если в процессе экс-
пертизы будет установлено, что заявка не отвечает условиям единства
изобретения. При таком разделении приоритет сохраняется по дате по-
дачи первичной заявки, которая содержала признаки всех изобретений.
Разделенные заявки на изобретение должны соответствовать условиям
патентоспособности, принятые в государствах-участницах.
5. Одним из важных положений Парижской конвенции является
положении о независимости охраны и сроков охраны прав на объекты
промышленной собственности в разных государствах-участниках Париж-
ского Союза (ст. 4 bis Парижской конвенции). Это означает, что признание
недействительным патента на изобретение в любой из стран-участниц
Парижской конвенции или прекращение его действия не влияет на дейст-
вие патента на такое же изобретение в другой из стран- участниц.
6. В положениях Парижской Конвенции нашло свое отражение и
правило преждепользования». В соответствии с этим правилом лицо,
которое использовало в стране объект промышленной собственности до
даты приоритета заявки на этот объект другим лицом, сохраняет право на
его использование в соответствии с внутренним законодательством, (ст.
4 В Парижской конвенции).
7. В соответствии со ст. 11 Парижской Конвенции государства-
участники предоставляют временную охрану изобретениям, которые экс-
понируются на международных официальных выставках или признаны
такими и организованы на их территориях. Обычно срок такой временной
охраны 6 месяцев. Этот срок получил название «выставочный приоритет»
в отличие от «конвенционного приоритета», правила истребования кото-
рого определены ст. 4 Парижской конвенции. Этот срок не продлевает
срок конвенционного приоритета (12 месяцев). В практическом смысле,
заявитель может истребовать или «конвенционный приоритет» или «вы-
ставочный приоритет».
8. Важным является положение о необходимости обязательного
использования объекта промышленной собственности, в частности изо-
бретения, на который выдан патент. В случае неиспользования без ува-
жительных причин изобретения, на который выдан патент, в течение 4-х

51
лет со дня подачи заявки или 3-х лет со дня выдачи патента, каждое го-
сударство-участник может предусмотреть в своем национальном законо-
дательстве возможность выдачи принудительной лицензии на использо-
вание данного изобретения, или аннулирование патента. Аннулирование
патента возможно лишь в том случае, когда выдача принудительной ли-
цензии недостаточна для прекращения злоупотребления, которое явля-
ется следствием не использования исключительных прав. (ст. 5 А (2, 3,
4).
9. Государства-участники Парижской конвенции не считают на-
рушением патентных прав владельца использование изобретения в мор-
ских, воздушных, наземных транспортных средствах, которые временно
или случайно пребывают на территории действия исключительных прав.
10. В патентной охране на изобретение не может быть отказано
или патент на изобретение признать недействительным на основании
того, что внутреннее законодательство страны-участницы предусматри-
вает запрет или ограничение на производство или продажу продукта, ко-
торый содержит запатентованное изобретение. (ст. 4 quater. Парижской
конвенции).
11. Изобретатель имеет право быть названным в качестве такого
в патенте (ст. 4 ter Парижской конвенции).
Требования к изобретениям, на которые могут быть выданы па-
тенты, порядок определения новизны, срок действия охранных докумен-
тов - эти и другие вопросы регулируются только национальным законода-
тельством государств-участников.
Парижская конвенция содержит также и другие положения, ка-
сающиеся регулирования правоотношений, связанных с охранной и ис-
пользованием и других объектов промышленной собственности.
• Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в от-
ношении интегральных микросхем
(1989 г.)

Этот договор открыт для участия государств-членов ВОИС или
Организации Объединенных Наций и межправительственных организа-
ций, удовлетворяющих определенным критериям.
По состоянию на 1 января 1999 г. он еще не вступил в силу. Он
вступит в силу после того, как пять государств или межправительствен-
ных организаций сдадут на хранение Генеральному директору ВОИС
свои ратификационные грамоты, документы о принятии, одобрении или
присоединении.
Несмотря на то, что Договор еще не вступил в силу, путем от-
сылки он был включен в Соглашение ТРИПС в рамках Всемирной торго-

52
вой организации (ВТО). Во вступившее в силу Соглашение ТРИПС, Дого-
вор был включен со следующими изменениями:
срок охраны составляет 10 (а не восемь) лет;
-
исключительное право правообладателя распространяется
-
также на изделия, включающие интегральные микросхемы,
в которые включена охраняемая топография;
обстоятельства, при которых топографии могут использо-
-
ваться без согласия правообладателя, более ограничены.
В соответствии с Договором, каждая Договаривающаяся сторона
обязана обеспечить на всей своей территории охрану интеллектуальной
собственности в отношении оригиналов топографий интегральных микро-
схем (далее "топографии"), независимо от факта включения интеграль-
ной микросхемы в изделие.
Каждая Договаривающаяся сторона должна предоставлять фи-
зическим и юридическим лицам других Договаривающихся сторон такой
же режим, который она предоставляет своим гражданам (национальный
режим).
Договаривающиеся стороны должны признавать неправомерны-
ми, по крайней мере, следующие действия, если они осуществляются без
разрешения правообладателя: воспроизведение топографии и ввоз, про-
дажу или другие виды распространения в коммерческих целях топогра-
фий или интегральных микросхем, включающих топографию.
Однако некоторые действия могут свободно осуществляться в
частных целях или исключительно с целью оценки, анализа, исследова-
ний или обучения. Более того, предусматривается возможность выдачи
принудительной лицензии, с учетом выплаты справедливого вознаграж-
дения и рассмотрения в судебном порядке, после безуспешных попыток
со стороны третьих лиц в соответствии с обычной коммерческой практи-
кой - получить разрешение у правообладатепя. Аналогичным образом,
любая Договаривающаяся сторона может применять меры, включая вы-
дачу принудительной лицензии, осуществляемые исполнительным или
судебным органом такой стороны после проведения установленной про-
цедуры в соответствии с ее законами, обеспечивающими свободу конку-
ренции и предотвращение злоупотреблений со стороны правообладате-
ля.
Договаривающиеся стороны могут обеспечивать охрану топо-
графий при условии их использования в коммерческих целях или подачи
заявки на их регистрацию или регистрации.
Договор содержит положения, касающиеся урегулирования спо-
ров, включая консультации и другие средства, направленные на мирное
урегулирование споров между Договаривающимися сторонами

53
• Найробский договор об охране олимпийского символа
(1981 г.)

По состоянию на 15 июня 1999 г. участниками этого Договора яв-
лялись следующие 39 государств: Алжир, Аргентина, Барбадос, Болга-
рия, Беларусь, Боливия, Бразилия, Гватемала, Греция, Египет, Индия,
Италия, Катар, Кения, Кипр, Конго, Куба, Марокко, Мексика, Оман, Поль-
ша, Республика Молдова, Российская Федерация, Сальвадор, Сан-
Марино, Сенегал, Словения, Сирия, Таджикистан, Того, Тунис, Уганда,
Украина (с 1998г.), Уругвай, Чили, Шри-Ланка, Экваториальная Гвинея,
Эфиопия, Ямайка.
Договор открыт для любого государства, являющегося членом
ВОИС, Парижского союза, Организации Объединенных Наций или какого-
либо из специализированных учреждений, связанных с Организацией
Объединенных Наций. Ратификационные грамоты, документы о принятии
или одобрении или акты о присоединении должны сдаваться на хранение
Гениальному директору ВОИС.
Все государства-участники этого Договора обязаны охранять
олимпийский символ (пять переплетенных колец) от использования в
коммерческих целях (в рекламных объявлениях, на товарах, в качестве
знака и т.д.) без разрешения Международного олимпийского комитета.
Договор также предусматривает, что во всех случаях, когда Меж-
дународному олимпийскому комитету уплачивается лицензионная по-
шлина за разрешение на использование олимпийского символа в ком-
мерческих целях, часть доходов должна отчисляться в пользу заинтере-
сованных национальных олимпийских комитетов.
Договор не предусматривает учреждение Союза, руководящего
органа или бюджета.
• Договор о законах по товарным знакам (ТЛТ)
(1994 г.)

По состоянию на 15 июня 1999 г. участниками это Договора яв-
лялись 24 государства: Австралия, Буркина Фасо, Кипр, Дания, Египет,
Гвинея, Венгрия, Индонезия, Ирландия, Испания, Лихтенштейн, Литва,
Монако, Республика Молдова, Нидерланды, Румыния, Российская Феде-
рация, Словакия, Соединенное Королевство Великобритании, Чешская
Республика, Шри-Ланка, Швейцария, Украина, Югославия, Япония.
Настоящий Договор был заключен в 1994 г.
Договор открыт для государств-участников Конвенции ВОИС и,
до 31 декабря 1999 г., для любого другого государства, которое на 27 ок-
тября 1994 г. являлось участником Парижской конвенции, и в котором
знаки могут регистрироваться в собственном государственном ведомстве
54
по товарным знакам. Ратификационные грамоты или документы о приня-
тии должны сдаваться на хранение Генеральному директору ВОИС.
Цель ТЛТ состоит в том, чтобы сделать национальные и регио-
нальные системы регистрации товарных знаков более удобными для
пользователей. Это достигается путем упрощения и гармонизации про-
цедур и устранения недостатков, что обеспечивает надежность процедур
для владельцев знаков и их поверенных.
Большая часть положений ТЛТ связана с процедурой перед ве-
домством по товарным знакам, которая может быть разделена на три
основные фазы: заявка на регистрацию, изменения после регистрации и
продление регистрации. Правила в отношении каждой из перечисленных
фаз составлены таким образом, чтобы четко определить спектр требова-
ний, которые ведомство по товарным знакам может или не может предъ-
являть к заявителю или владельцу.
В отношении первой фазы - заявка на регистрацию - Договор в
качестве максимальных допускает требования следующих указаний к
заявке:
- заявление, имя и адрес, а также другие указания в отношении
заявителя и его поверенного;
- различные указания в отношении знака;
- товары и услуги вместе с соответствующей классификацией и
заявление о намерении использовать знак.
Каждая Договаривающаяся сторона должна также разрешать,
чтобы заявка относилась к товарам и/или услугам, принадлежащим к не-
скольким классам международной (Ниццкой) классификации. Договари-
вающаяся сторона не может требовать от заявителя ничего другого, по-
мимо того, что четко оговорено в ТЛТ. Таким образом, она, например, не
может требовать, чтобы заявитель представил выписку из торгового рее-
стра или чтобы он указал, что он занимается определенной коммерческой
деятельностью, или чтобы он представил доказательства того, что знак
зарегистрирован в реестре товарных знаков другой страны.
Вторая фаза процедуры в связи с товарными знаками, на кото-
рые распространяется ТЛТ, относится к изменениям имен или адресов,
либо владельца регистрации. Здесь допускаемые формальные требова-
ния также тщательно перечислены, а предъявление других требований
запрещено. Даже если изменение относится к нескольким, возможно да-
же к сотням заявок на регистрацию товарных знаков и регистрации, дос-
таточно одного заявления о внесении изменений.
Что касается третьей фазы - продление регистрации - в Договоре
содержится стандартная продолжительность первоначального срока ре-


55
гистрации, а также продолжительность каждого последующего срока про-
дления, составляющая 10 лет.
Кроме того, ТЛТ предусматривает, что доверенность может от-
носиться к нескольким заявкам и регистрациям одного и того же владель-
ца.
ТЛТ также предусматривает, что в случае использования бланка
доверенности, приложенного к Договору, она должна быть принята и не
может быть потребовано выполнение никаких других формальностей.
За исключением случаев отказа от регистрации, запрещено так-
же требовать, чтобы любая подпись была засвидетельствована, нотари-
ально засвидетельствована, заверена, легализована или удостоверена
другим способом.

5.3. Соглашения, которые облегчают получение охраны
промышленной собственности в нескольких
государствах

К соглашениям, которые облегчают получение охраны промыш-
ленной собственности в нескольких государствах, относятся:
• Договор о патентной кооперации (РСТ)

По состоянию на 15 июня 1999 г. участниками этого Договора,
обычно именуемого сокращенно "РСТ", являлись 104 государства. Украи-
на подтвердила свое участие в Договоре о патентной кооперации 25 де-
кабря 1993 года.
Перечень стран-участниц Договора о патентной кооперации,
приведен в приложении.
Договор, заключенный в 1970 г., был пересмотрен в 1979 г. и
1984 г.
Договор открыт для государств-участников Парижской конвенции.
Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны сдаваться
на хранение Генеральному директору ВОИС.
Договор позволяет испрашивать патентную охрану изобретения
одновременно в каждой из большого числа стран путем подачи "между-
народной" патентной заявки. Такая заявка может быть подана граждани-
ном любого договаривающегося государства или лицом, проживающим в
таком государстве. Обычно она может быть подана в национальное па-
тентное ведомство того государства, гражданином которого является
заявитель или в котором он проживает, либо - по выбору заявителя, в
Международное бюро ВОИС в Женеве. Если заявитель является гражда-
нином или проживает в договаривающемся государстве, которое являет-

56
ся участником Европейской патентной конвенции. Харарского протокола о
патентах и промышленных образцах (Харарский протокол) или Евразий-
ской патентной конвенции, международная заявка может быть соответст-
венно подана также в Европейское патентное ведомство (ЕПВ). Африкан-
скую региональную организацию интеллектуальной собственности
(АРОПС) или Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ).
Договор, вступивший в силу в 1978 году, представляет собой
специальное международное соглашение в рамках Парижской конвенции.
Договор регулирует права и обязанности, как государств-участников, так
и заявителей, подающих международные заявки. Его основными положе-
ниями являются положения о международной заявке и международном
поиске (глава I Договора), а также международной предварительной экс-
пертизе (глава II Договора).
В рамках РСТ создан Союз. Союз имеет Ассамблею. Все госу-
дарства, являющиеся участниками РСТ. являются членами Ассамблеи.
Наиболее важными задачами Ассамблеи являются внесение по-
правок в Инструкцию к Договору, принятие двухлетней программы и бюд-
жета Союза, а также установление размера пошлин в связи с использо-
ванием Системы РСТ.
Подробные сведения в отношении РСТ проще всего получить.
обратившись к "Руководству для заявителя, использующего РСТ". опуб-
ликованному ВОИС на английском и французском языках (существуют
также издания этой публикации на немецком и японском языке, которые
не публикуются ВОИС) и "Информационному бюллетеню РСТ", публи-
куемому на английском языке.
• Будапештский договор о международном признании депонирова-
ния микроорганизмов для целей патентной процедуры
(1977 г.)

По состоянию на 15 июня 1999 г. участниками этого Договора яв-
лялись следующие 46 государств:
Австралия, Австрия, Бельгия, Болгария. Венгрия- Германия, Гре-
ция. Дания, Израиль, Исландия, Испания, Италия, Канада, Китай. Респуб-
лика Корея, Куба, Латвия, Лихтенштейн, Нидерланды, Норвегия, Польша,
Португалия, Литва, Латвия, Монако, Республика Молдова, Российская
Федерация, Румыния. Сингапур, Словакия, Словения, Соединенное Ко-
ролевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты
Америки, Таджикистан, Тринидад и Тобаго, Турция, Филиппины, Финлян-
дия. Франция, Чешская Республика. Швейцария, Швеция, Эстония. Ук-
раина (02.06.97), Югославия, Южная Африка. Япония.
Договор, заключенный в 1977 г. был пересмотрен в 1980 г.


57
Договор открыт дня государств-участников Парижской конвенции.
Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны сдаваться
на хранение Генеральному директору ВОИС.
Условием выдачи патентов является раскрытие существа изо-
бретения. Обычно изобретение раскрывается с помощью письменного
описания. В тех случаях, когда изобретение связано с микроорганизмом
или использованием микроорганизма, раскрытие с помощью письменного
описания невозможно, оно осуществляется только путем депонирования
образца микроорганизма в специализированном учреждении, доступном
для публики.
Именно с целью устранения необходимости депонирования об-
разца микроорганизма в каждой стране, где потребуется его охрана, До-
говор предусматривает, что одно депонирование в любом "международ-
ном органе по депонированию" явится достаточным для патентной про-
цедуры в национальных патентных ведомствах всех договаривающихся
государств и в любом региональном патентном ведомстве (если такое
региональное ведомство заявит, что оно признает действие Договора).
Европейское патентное ведомство сделало такое заявление.
То, что в Договоре названо «Международный орган по депониро-
ванию”, является научным убеждением - как правило, «Коллекцией куль-
тур", - способным осуществлять хранение микроорганизмов. Такое учре-
ждение приобретает статус «Международного органа по депонированию»
путем предоставления одним из договаривающихся государств Гене-
ральному директору ВОИС заверений в том, что упомянутое учреждение
отвечает и будет продолжать отвечать определенным требованиям,
сформулированным в Договоре.
По состоянию на 31 января 1997 г. насчитывалось 30 таких орга-
нов: семь - в Соединенном Королевстве, три - в Российской Федерации,
три - в Республике Корея, по два - в Китае, Италии и Соединенных Шта-
тах Америки и по одному - в каждой из следующих стран: Австралия,
Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Испания, Нидерланды, Словакия,
Франция, Чешская Республика и Япония,
Договор прежде всего выгоден для депозитора, подавшего па-
тентные заявки в нескольких договаривающихся государствах; депониро-
вание микроорганизма в соответствии с процедурами, предусматривае-
мыми Договором, уменьшит расходы депозитора и повысит надежность
его положения. Уменьшение расходов явится следствием того, что вме-
сто депонирования микроорганизма в каждом договаривающемся госу-
дарстве, в котором он подал заявку на патент, связанный с данным мик-
роорганизмом, депозитор депонирует его только один раз, в одном органе
по депонированию. Следствием этого явится то, что во всех договари-
вающихся государствах, кроме одного, в которых он испрашивает охрану,
он сэкономит пошлины и расходы, которые, в противном случае, ему

58
пришлось бы уплатить в связи с депонированием. Договор повышает на-
дежность положения депозитора, поскольку он учреждает единую систе-
му депонирования, признания и предоставления образцов микроорганиз-
мов Договор не предусматривает учреждение бюджета, однако он преду-
сматривает учреждение Союза и Ассамблеи, членами которых являются
государства-участники Договора. Основная задача Ассамблеи состоит во
внесении поправок в Инструкцию к Договору.
• Мадридское соглашение о международной регистрации знаков
(1891 г.)

По состоянию на 15 июня 1999 г. участниками этого Соглашения
являлись следующие государства:
Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Армения, Бельгия, Бе-
ларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Германия,
Египет, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Корейская Народно-
Демократическая Республика, Кения, Куба, Кыргызстан, Латвия, Лесото,
Либерия, Лихтенштейн, Люксембург, Марокко, Мозамбик, Монако, Монго-
лия, Нидерланды, Польша, Португалия, Республика Молдова, бывшая
югославская республика Македония, Российская Федерация, Румыния,
Сан-Марино, Свазиленд, Съерра-Леоне, Словакия, Словения, Судан,
Таджикистан, Узбекистан, Украина, Франция, Хорватия, Чешская Респуб-
лика, Швейцария, Югославия.
Соглашение было заключено в 1891 г. и пересматривалось в
Брюсселе (1900 г.), в Вашингтоне (1911 г.), в Гааге (1925 г.), в Лондоне
(1934 г.), в Ницце (1957 г.) и в Стокгольме (1967 г.). В 1997 г. в его текст
были внесены поправки.
Соглашение открыто для государств-участников Парижской кон-
венции. Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны
сдаваться на хранение Генеральному директору ВОИС.
Соглашением предусматривается международная регистрация
знаков (товарные знаки и знаки обслуживания) в Международном бюро
ВОИС в Женеве. Регистрации, осуществленные в соответствии с этим
Соглашением, называются международными, поскольку каждая регист-
рация имеет сипу в ряде стран и потенциально - во всех договариваю-
щихся государствах (за исключением страны происхождения).
Чтобы пользоваться преимуществами этого Соглашения, заяви-
тель должен быть гражданином одного из договаривающихся государств,
либо иметь местожительство или действительное и не фиктивное про-
мышленное или торговое предприятие на территории одного из догова-
ривающихся государств. Сначала заявитель должен зарегистрировать
свой знак в национальном или региональном (Бенилюкс) ведомстве по
товарным знакам страны происхождения. После этого он может подать

59
заявку на международную регистрацию через упомянутое национальное
или региональное (Бенилюкс) ведомство.
После осуществления международной регистрации она публику-
ется Международным бюро, и об этом сообщается договаривающимся
государствам (или, в случае Бельгии, Люксембурга и Нидерландов, Ве-
домству Бенилюкса по товарным знакам), в которых заявитель испраши-
вает охрану своего знака. Каждое такое государство (или Ведомство Бе-
нилюкса) имеет право в течение одного года заявить, что оно не может
предоставить охрану знака на своей территории, указав при этом основа-
ния для своего решения. В случае такого заявления процедура продол-
жается в отказавшем национальном или региональном (Бенилюкс) ве-
домстве или в судах соответствующего договаривающегося государства.
Если в течение года такого заявления не последует, международная ре-
гистрация получает силу национальной (или региональной (Бенилюкс))
регистрации.
Международная регистрация дает ряд преимуществ владельцу
знака. После регистрации знака в договаривающемся государстве, яв-
ляющемся страной происхождения (либо в Ведомстве Бенилюкса), ему
надо подать только одну заявку, на одном языке (французском), а также
уплатил) пошлины в один орган (Международное бюро), вместо того, что-
бы подавать отдельные заявки в национальные ведомства различных
договаривающихся государств на различных языках и уплачивать пошли-
ны в каждое ведомство. Подобные преимущества существуют также при
необходимости продления регистрации (каждые 20 лет) или внесения в
нее изменений.
Международная регистрация выгодна и национальным (или ре-
гиональным (Бенилюкс)) ведомствам по товарным знакам, поскольку она
сокращает объем работы, которую им пришлось бы выполнять в против-
ном случае. Например, им не надо публиковать знаки. Часть пошлин,
взимаемых Международным бюро, передается договаривающимся госу-
дарствам, в которых испрашивается охрана. Кроме того, если Служба
международной регистрации закрывает свои двухгодичные счета с при-
былью, то эта прибыль распределяется между договаривающимися госу-
дарствами.
Для облегчения работы пользователей Мадридского соглашения
Международное бюро публикует специальное "Руководство по междуна-
родной регистрации знаков ".
Мадридским соглашением учрежден Союз. С 1970 г. Союз имеет
Ассамблею. Все государства-члены Союза являются членами Ассамблеи.
Наиболее важными задачами Ассамблеи являются внесение по-
правок в Инструкцию к Соглашению, принятие программы и бюджета
Союза, а также принятие и изменение правил по применению Соглаше-

60
ния, включая установление размера пошлин в связи с использованием
Мадридской системы.


• Протокол к Мадридскому соглашению о международной ре-
гистрации знаков (1989 г.)

На 15 июня 1999 г. участниками настоящего Протокола являлись
следующие 39 государств:
Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Грузия, Дания, Исландия,
Испания, Кения, Китай, Корейская Народно-Демократическая Республика,
Республика Корея, Куба, Лесото, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мона-
ко, Марокко, Мозамбик, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия,
Республика Молдова, Румыния, Российская Федерация, Свазиленд, Сло-
вакия, Словения, Соединенное Королевство, Турция, Туркменистан,
Франция, Финляндия, Чешская Республика, Эстония, Швеция, Швейца-
рия, Югославия,.
Протокол открыт для государств-участников Парижской конвен-
ции и межправительственных организаций, соответствующих определен-
ным критериям. Ратификационные грамоты, документы о принятии,
одобрении или присоединении сдаются на хранение Генеральному ди-
ректору ВОИС.
Мадридский протокол был принят с целые введения в систему
международной регистрации знаков (в соответствии с Мадридским со-
глашением) некоторых новых элементов. Эти новые элементы устраняют
трудности, мешающие присоединению отдельных стран к Мадридскому
соглашению. Мадридский протокол будет действовать в качестве допол-
нения к Мадридскому соглашению.
По сравнению с Мадридским соглашением Протоколом вводятся
следующие основные новшества:
- заявитель может основывать свою заявку на международную
регистрацию не только на регистрации своего знака в национальном (или
региональном) ведомстве страны происхождения, но также и на заявке на
национальную (или региональную) регистрацию, поданной в это ведомст-
во;
- каждая договаривающаяся сторона, на территории которой зая-
витель испрашивает охрану, может в течение 18 месяцев (вместо одного
года) и даже более длительного срока в случае оспаривания объявить о
том, что охрана не может быть предоставлена на ее территории;
- ведомство каждой договаривающейся стороны может получать
более высокие суммы пошлин по сравнению с суммами пошлин, полу-
чаемыми в соответствии с Мадридским соглашением;
61
- международная регистрация, аннулируемая по . просьбе ве-
домства происхождения (например, в связи с тем, что базовая заявка
была отклонена или базовая регистрация была аннулирована в течение
пяти лет с даты международной регистрации), может быть преобразована
в национальные (или региональные) заявки, используя при этом дату по-
дачи международной заявки и, при наличии такой возможности, дату при-
оритета (такая возможность не предусматривается в Мадридском согла-
шении).
Кроме того, Протокол устанавливает связь с системой товарных
знаков Европейских сообществ следующим образом: с момента введения
в действие этой системы и присоединения Европейских сообществ к Про-
токолу в качестве участника, заявка на международную регистрацию, по-
даваемая в соответствии с Протоколом, может основываться на заявке
или регистрации, подаваемой или осуществленной в Ведомстве по гар-
монизации внутреннего рынка (товарные знаки и промышленные образ-
цы) (ВГВР) Европейских сообществ, а также появляется возможность
воспользоваться последствиями европейской регистрации через между-
народную регистрацию, осуществленную в соответствии с Протоколом.
В заключение, заявки, регулируемые Протоколом, могут пода-
ваться не только на французском, но и на английском языке.
Договаривающиеся стороны являются членами Союза и Ассамб-
леи, учрежденных Мадридским соглашением, даже если они не являются
участницами этого Соглашения.
В целях облегчения работы пользователей Мадридского прото-
кола (и Мадридского соглашения), Международное бюро публикует "Ру-
ководство по международной регистрации знаков в соответствии с
Мадридским соглашением и Мадридским протоколам
В настоящее время Украина проводит необходимые процедуры
для присоединения к Протоколу к Мадридскому соглашению.
• Гаагское соглашение о международном депонировании
промышленных образцов (1925 г.)

По состоянию на 15 июня 1999 г. участниками этого Соглашения
являлись следующие 29 государств:
Бельгия, Бенин, Болгария, Ватикан, Венгрия, Германия, Греция,
Египет, Индонезия, Испания, Италия, Корейская Народно-
демократическая Республика, Кот-д'Ивуар, Лихтенштейн, Люксембург,
Марокко, Македония, Монголия, Монако, Нидерланды, Республика Мол-
дова, Румыния, Сенегал, Словения, Суринам, Тунис, Франция, Швейца-
рия и Югославия.



62
Соглашение, заключенное в 1925 г., было пересмотрено в Лон-
доне в 1934 г. и в Гааге в I960 г. Оно было дополнено Дополнительным
актом, подписанным в 1961 г. в Монако, Дополнительным актом, подпи-
санным в Стокгольме в 1967 г. и Протоколом, подписанным в Женеве в
1975 г. В 1979 г. в текст Дополнительного акта были внесены поправки, а
в июле 1999 г. был подписан новый акт Гаагской конвенции, который по-
лучил название Новый Женевский акт Гаагской конвенции о международ-
ной регистрации промышленных образцов.
Соглашение открыто для государств-участников Парижской кон-
венции. Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны
сдаваться на хранение Генеральному директору ВОИС.
Система, применяемая в соответствии с Актами, принятыми в
1960 г. и 1967 г., может быть кратко изложена следующим образом. Меж-
дународное депонирование промышленного образца может быть осуще-
ствлено либо непосредственно в Международном бюро ВОИС, либо че-
рез посредничество национального ведомства промышленной собствен-
ности договаривающегося государства, являющегося страной происхож-
дения промышленного образца, если это предусмотрено законодательст-
вом этого государства. Во внутреннем законодательстве любого догова-
ривающегося государства может содержаться требование об осуществ-
лении международного депонирования через посредничество своего на-
ционального ведомства.
В каждом договаривающемся государстве, указанном заявите-
лем, международное депонирование имеет такие же последствия, как
если бы заявитель выполнил все формальности, связанные с получением
охраны, предусмотренные внутренним законодательством, и как если бы
ведомство этого государства (или, в зависимости от случая. Ведомство
Бенилюкса по промышленным образцам) выполнило все предусмотрен-
ные в связи с этим административные процедуры.
Действие международного депонирования может распростра-
няться на договаривающееся государство, являющееся страной проис-
хождения (если оно указано заявителем), если только законодательство
этого государства не предусматривает иного.
ВОИС публикует в периодическом бюллетене по каждому меж-
дународному депонированию репродукции в черно-белом исполнении
или, по просьбе заявителя, цветные репродукции фотографий или иные
изображения депонированного образца или образцов в графическом ис-
полнении. Заявитель может обратиться с просьбой отложить публикацию
на срок, не превышающий 12 месяцев с даты международного депониро-
вания, или, в случае испрашивания приоритета, с даты приоритета.
Каждое договаривающееся государство, указанное заявителем
(или Ведомство Бенилюкса по промышленным образцам, если оно указа-
но), может отказать в предоставлении охраны в течение шести месяцев с
63
даты получения публикации о международном депонировании. Отказ в
предоставлении охраны может основываться только на требованиях,
предъявляемых внутренним законодательством, помимо формальных
требований и административных процедур, которые, согласно внутрен-
нему законодательству, должны выполняться ведомством договариваю-
щегося государства (или Ведомством Бенилюкса по промышленным об-
разцам), отказывающим в предоставлении охраны.
Международное депонирование может продлеваться через каж-
дые пять лет.
Срок действия охраны не может составлять менее 5 лет или 10
лет в случае его продления, осуществленного в течение последнего года
первого пятилетнего срока. Если внутреннее законодательство догова-
ривающегося государства предусматривает более длительный срок ох-
раны для национальных (или региональных) депонирований, то на осно-
вании международного депонирования и его продления промышленным
образцам, выступающим в качестве предмета международного депони-
рования, должна быть предоставлена в этом государстве (или в странах
Бенилюкса) охрана такой же продолжительности, если только внутреннее
законодательство не ограничивает срок охраны промышленных образ-
цов, выступающих в качестве предмета международного депонирования,
5 годами при отсутствии продления и 10 годами, если депонирование
было продлено.
В соответствии с системой депонирования, предусмотренной Ак-
том 1934 г., публикация, посвященная международному депонированию,
не включает репродукции промышленного образца, и последствия депо-
нирования автоматически распространяются на все государства-
участники этого Акта, за исключением государства, являющегося страной
происхождения (если только это не разрешается внутренним законода-
тельством такого государства). В соответствии с Актом 1934 г., первона-
чальный пятилетний срок охраны может быть продлен один раз на по-
следующий десятилетний срок.
В целях облегчения работы пользователей Гаагского соглаше-
ния, Международное бюро ВОИС публикует специальное "Руководство
по международной регистрации промышленных образцов".
В рамках Гаагского соглашения учрежден Союз. С 1970 г. Союз
имеет Ассамблею. Все страны-члены Союза, которые присоединились к
Дополнительному акту Стокгольмского акта, являются членами Ассамб-
леи.
Наиболее важными задачами Ассамблеи являются принятие
двухлетней программы и бюджета Союза, а также принятие и изменение
правил по применению Соглашения, включая установление размера по-
шлин в связи с использованием Гаагской системы.

64
Новый акт Гаагской конвенции устраняет те недостатки, которые
имелись в предыдущий актах и препятствовали широкому распростране-
нию Гаагской системы в мире.
Согласно Женевскому акту заявитель может подавать изображе-
ние промышленного образца или натуральный образец, если промыш-
ленный образец является двумерным и подано ходатайство об отсрочке
публикации. Отсрочка публикации может быть на период до 30 месяцев.
Международное бюро регистрирует промышленный образец .

5.4. Соглашения, утверждающие международные классификации

К Соглашениям, утверждающим международные классификации,
относятся:
• Страсбургское соглашение о Международной патентной классифи-
кации (1971 г.)

По состоянию на 15 июня 1999г. участниками этого Соглашения,
обычно именуемого сокращенно Соглашение о МПК, являются 43 госу-
дарства:
Украина не является участником Страсбургского соглашения.
В Соглашение, заключенное в 1971 г., были внесены поправки в
1979 г.
Соглашение открыто для государств-участников Парижской кон-
венции. Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны
сдаваться на хранение Гениальному директору ВОИС.
Соглашением учреждается Международная патентная классифи-
кация (МПК), которая подразделяет всю область техники на восемь ос-
новных разделов, содержащих приблизительно 67 000 мелких рубрик.
Каждой рубрике присвоен символ, состоящий из арабских цифр и букв
латинского алфавита.
Соответствующий символ указывается на каждом патентом до-
кументе (опубликованных патентных заявках и выданных патентах), коли-
чество которых за последние десять лет ежегодно достигало порядка
одного миллиона. Национальное или региональное патентное ведомство,
публикующее патентный документ, проставляет на нем соответствующий
символ. Классификация необходима для поиска патентных документов с
целью определения "предшествующего уровня техники". Такой поиск не-
обходим как органам, выдающим патенты, так и потенциальным изобре-
тателям, научно-исследовательским учреждениям и всем, кто имеет дело
с применением или развитием техники.


65
Для поддержания МПК на уровне современных требований, она
постоянно пересматривается и через каждые пять лет публикуется новая
редакция. Последняя (шестая) редакция Классификации действует с 1
января 1995 г.
Пересмотр осуществляет Комитет экспертов, учрежденный Со-
глашением. Все государства-участники Соглашения являются членами
Комитета экспертов.
В рамках Соглашения о МПК учрежден Союз. Союз имеет Ас-
самблею. Все страны-члены Союза являются членами Ассамблеи Одной
из наиболее важных задач Ассамблеи является принятие двухлетней
программы и бюджета Союза
• Ниццкое соглашение о Международной классификации то-
варов и услуг для регистрации знаков
(1957 г.)

По состоянию на 15 июня 1999г. участниками этого Соглашения
являются следующие 58 государств. Украина готовится подписать Ницц-
кое соглашение.
Соглашение, заключенное в 1957 г., пересматривалось в Сток-
гольме в 1967 г. и в Женеве в 1977 г., и в его текст были внесены поправ-
ки в 1979 г.
Соглашение открыто для государств-участников Парижской кон-
венции. Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны
сдаваться на хранение Генеральному директору ВОИС.
Соглашение учреждает классификацию товаров и услуг в целях
регистрации товарных знаков и знаков обслуживания. Ведомства по то-
варным знакам договаривающихся государств в связи с каждой регистра-
цией должны указывать символы классов.
Классификация состоит из перечня классов (имеется 34 класса
для товаров и 8 классов для услуг) и алфавитного перечня товаров и ус-
луг. Перечень товаров и услуг включает около 11 000 наименований. Оба
перечня, время от времени, изменяются и дополняются Комитетом экс-
пертов, в котором представлены все договаривающиеся государства.
Седьмая редакция Классификации вступила в силу 1 января 1997 г.
Хотя участниками Ниццкого соглашения являются только 58 го-
сударств, фактически Классификацию используют ведомства по товар-
ным знакам более 130 государств, а также Международное бюро ВОИС,
Ведомство Бенилюкса по товарным знакам. Африканская организация
интеллектуальной собственности (АОИС) и Ведомство по гармонизации
внутреннего рынка (товарные знаки и промышленные образцы) Европей-
ских сообществ.

66
В рамках Ниццкого соглашения учрежден Союз. Союз имеет Ас-
самблею. Каждая страна-член Союза, которая присоединилась к Сток-
гольмскому или Женевскому акту Ниццкого соглашения, является членом
Ассамблеи.
Одной из наиболее важных задач Ассамблеи является принятие
двухлетней программы и бюджета Союза
• Венское соглашение об учреждении Международной классифика-
ции изобразительных элементов знаков
(1973 г.)

По состоянию на 15 июня 1999 г. участниками этого Соглашения
являются 13 государств.
Соглашение, заключенное в 1973 г., пересматривалось в 1985 г.
Соглашение открыто для государств-участников Парижской кон-
венции. Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны
сдаваться на хранение Генеральному директору ВОИС.
Соглашением учреждается классификация для знаков, которые
включают изобразительные элементы или состоят из них. Компетентное
ведомство договаривающегося государства должно указывать надлежа-
щие символы Классификации во всех официальных документах и публи-
кациях, связанных с регистрациями знаков и их продлением.
Задачей Комитета экспертов, в котором представлены все дого-
варивающиеся государства, созданного в соответствии с Соглашением,
является периодический пересмотр Классификации. В 1997 г. действует
третья редакция Классификации (она была принята в 1992 г).
Классификация состоит из 29 категорий, 144 групп и 1 569 под-
групп, в соответствии с которыми классифицируются изобразительные
элементы знаков.
Одной из наиболее важных задач Ассамблеи является принятие
двухлетней программы и бюджета Союза.
• Локарнское соглашение об учреждении Международной классифи-
кации промышленных образцов
(1968 г.)

По состоянию на 15 июня 1999 г. участниками этого Соглашения
являются 36 государств.
В Соглашение, заключенное в 1968 г., были внесены поправки в
1979 г.



67
Соглашение открыто для государств-участников Парижской кон-
венции. Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны
сдаваться на хранение Генеральному директору ВОИС.
Соглашением учреждается классификация промышленных об-
разцов. Компетентные ведомства договаривающихся государств обязаны
указывать в официальных документах, касающихся депонирования или
регистрации промышленных образцов, надлежащий символ Междуна-
родной классификации. Они обязаны делать то же самое любой своей
публикации, относящейся к депонированию или -регистрации.
Задачей Комитета экспертов, в котором представлены все дого-
варивающиеся государства, созданного в соответствии с Соглашением,
является периодический пересмотр Классификации. В 1997 г. действует
шестая редакция Классификации (она была принята в 1993 г.).
Классификация состоит из 32 классови 223 подклассов. Она так-
же включает алфавитный перечень товаров с указанием классов и под-
классов, к которым эти товары относятся.
Перечень содержит около 6 250 наименований для различных
видов товаров.
В рамках Локарнского соглашения учрежден Союз. Союз имеет
Ассамблею. Все государства-члены Союза являются членами Ассамблеи.
Одной из наиболее важных задач Ассамблеи является принятие
двухлетней программы и бюджета Союза.

Вопросы для самопроверки

1. Всемирная организация интеллектуальной собственности
(ВОИС) и международное сотрудничество в сфере охраны промышлен-
ной собственности. Задачи и цеди ВОИС. Органы ВОИС. Членство ВОИС.
2. Договоры, обеспечивающие охрану промышленной собствен-
ности.
Парижская конвенция по охране промышленной собственности.
Найробский договор об охране олимпийской символики. Вашингтонский
договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных
микросхем. Договор о законах по товарным знакам.
3. Соглашения, которые облегчают получение охраны промыш-
ленной собственности в нескольких государства.
Договор о патентной кооперации (РСТ), Будапештский договор о
международном признании депонирования микроорганизмов для целей
патентной процедуры. Мадридское соглашение о международной регист-
рации знаков, Протокол к Мадридскому соглашению о международной

68

<<

стр. 2
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>