<<

стр. 4
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

зуясь услугами патентных поверенных, зарегистрированных в патентном
ведомстве Украины. Подготовка материалов заявки предполагает со-
ставление описания заявки и формулы, а также необходимых юридиче-
ских документов в соответствии с требованиями законодательств стран
патентования.
Законодательство многих стран, например США, ФРГ, Японии,
предполагает составление достаточно подробного описания изобрете-
ния, на которое испрашивается охрана, т.е. оно должно быть достаточ-
ным для того, чтобы средний специалист в данной области мог осущест-
вить изобретение без творческих усилий. При этом необходимо учиты-
вать, что секреты производства (типа "ноу-хау"), которые могут представ-
лять самостоятельную ценность, по возможности не должны раскрывать-
ся в описании изобретения. Требования к составлению формулы изобре-
тения, которую можно рассматриваться в качестве части описания и ко-
торая имеет правовое значение, также устанавливаются национальными
законодательствами. Как правило, формула определяет пределы прав
патентообладателя и находится в конце описания. В законодательствах
различных государствах такая правовая часть описания имеет различное
название, например, "патентные требования", "предмет патентования",
"мы патентуем", "формула изобретения" и тому подобное. Основные тре-
бования к формуле изобретения можно свести к следующим:
- формула должна быть полной - т.е. включать все существен-
ные признаки изобретения;
- лаконичной - должна определять существо изобретения без
лишних слов, составляться, по установленными национальными законо-
дательствами, требованиями;
- достаточно широко определять права заявителя, но при
этом опираясь на описание изобретения;
- определенностью - все признаки, которые характеризуют изо-
бретение, должны четко определять пределы прав заявителя и быть дос-
таточными для осуществления изобретения.
Правила составлению формулы, которые нашли отражение в
различных национальных законодательствах, принято условно разделять
на несколько систем построения формулы изобретения. Все националь-
ные законодательства предусматривают многозвенные формулы. Систе-
ма, которая принята в европейских государствах, получила название

101
«европейская», «германская», «формула с выделенной новизной» или
"логическая". Такая система принята в государствах Европы (кроме Вели-
кобритании), а также Японии, Аргентине, государствах СНГ. Но, даже в
тех государствах, где формула имеет основные черты "европейской
формулы", национальные законодательства предусматривают свои осо-
бенности. В США и некоторых других государствах принята, так называе-
мая, «американская формула». Необходимо отметить, что в настоящее
время в США допускается также "американская формула" с чертами "ев-
ропейской". В Великобритании - "британская". Для этой системы состав-
ления формулы характерно наличия признаков "европейской формулы" и
"американской". Независимый пункт формулы составляется по правилам
"американской формулы", а принципы построения всей формулы схожи с
принципами построения "европейской".
Каждая с этих систем имеет свои особенности, которые прояв-
ляются как в принципах составления независимого пункта формулы, так и
в целом всей формулы.
Основные юридические документы, необходимые для подачи за-
явки в национальные ведомства:
1). Доверенность о полномочиях - документ, подтверждающий
передачу права на ведение дел по заявке зарубежному патентному пове-
ренному (подача заявки на патент, получение патента, поддержание па-
тента в силе и др. действия).
2). Подписка об авторстве (декларация, клятва) - документ, кото-
рым изобретатели подтверждают, что заявляемое изобретение разрабо-
тано ими, ни у кого другого не заимствовано и что они являются действи-
тельными его авторами и им не известны лица, создавшие аналогичные
изобретения.
3). Передаточный акт на изобретение подтверждает передачу
всех прав или части прав на изобретение, вытекающих из патента, одним
лицом другому. Подписывается лицами, передающими права и прини-
мающими права.
Перечень юридических документов, необходимых для подачи за-
явки на патент, а также требования к их оформлению устанавливаются
национальными патентными законодательствами. По процедуре оформ-
ления документы различаются на:
- подписываемые только заявителем и/или изобретателем;
- оформленные в присутствии свидетелей;
- подлежащие нотариальному оформлению;
- подлежащие консульской легализации в иностранных консуль-
ствах и посольствах.

102
Национальными законодательствами установлено, что заявка на
получение патента должна касаться одного изобретения или группы изо-
бретений, связанных единым изобретательским замыслом.
Обычно патентные законы содержат характеристику признаков
(критериев патентоспособности), которыми должно обладать предпола-
гаемое техническое решение для признания его изобретением и выдачи
на него патента. В различных странах подход к критериям патентоспо-
собности достаточно разнообразный, однако их можно свести к трем ос-
новным признакам: новизна, изобретательский уровень (не очевидность)
и промышленная применимость. Требования к новизне изобретений мо-
гут носить различный характер: абсолютная мировая новизна, относи-
тельная мировая новизна, локальная (местная) новизна.
1. Абсолютная мировая новизна предполагает недопустимость
раскрытия сведений об изобретении в публикации ни в одной
из стран мира, а также изобретение не должно открыто при-
меняться ни в одной стране.
2. Относительная мировая новизна предполагает недопусти-
мость раскрытия сведений об изобретении в публикации ни в
одной стране мира, однако открытое применение изобретения
рассматривается в качестве обстоятельства, порочащего но-
визну, только, если оно имело место в стране патентования, а
факт использования изобретения за границей не влияет на
оценку его новизны.
3. Локальная (местная) новизна предполагает неизвестность изо-
бретения только в пределах страны патентования.
В национальных законодательствах стран мира различают три
системы выдачи патентов на изобретения: явочную, проверочную и от-
сроченную.
• Явочная система.
Преимуществом явочной системы является быстрота и дешевиз-
на получения патента. Патент выдается без исследования заявки на но-
визну и другие критерии патентоспособности. Заявка проверяется только
на соответствие формальным требованиям.
Недостатком является "неустойчивость" патента. Выданный без
проведения экспертизы патент может быть легко оспорен в суде.
• Проверочная система.
Проверочная система характеризуется тщательной проверкой
технического решения по всем критерия патентоспособности, что позво-
ляет получить «сильный патент». Недостатком является высокая стои-
мость процедуры, необходимость оплаты при подаче заявки на изобрете-

103
ние сразу пошлины, которая включает пошлину за проведение эксперти-
зы по существу, и длительность процедуры рассмотрения, которая мо-
жет составлять 5 и более лет.
• Отсроченная система
Характеризуется тем, что после экспертизы заявки по формаль-
ным признакам, заявка публикуется, как правило, через 18 месяцев с да-
ты подачи заявки или, если испрошен приоритет с даты приоритета, в
официальном бюллетене. Экспертиза проводится только по ходатайству
заявителя, которое может быть подано в течение 3-7 лет с даты подачи
заявки в Ведомство или с даты приоритета, если он истребован. Такой
срок достаточен для определения целесообразности продолжать патен-
тование в данной стране. После публикации сведений о заявке на выдачу
патента на изобретение предоставляется временная правовая выдача
временного или предварительного патента.
При патентовании изобретений в зарубежных странах необходи-
мо иметь в виду следующее:
- существует возможность патентования изобретений, экспони-
руемых на международных выставках с использованием выставочного
приоритета. В большинстве стран срок выставочного приоритета состав-
ляет 6 месяцев;
- при патентовании изобретений в США заявителями могут вы-
ступать только действительные авторы изобретений (если заявителем в
Украине является юридическое лицо, то до подачи заявки необходимо
решить вопрос о правах на заявку или патент в США и после подачи за-
явки оформить передаточный акт) (ст. 111, Свод законов США, Раздел
35, Патенты);
- не может быть получен патент в США, если дата подачи заявки,
по которой не был истребован конвенционный приоритет, позже даты
получения патента по тождественной заявке в Украине или в другой
стране (ст. 102,d, Свод законов США, Раздел 35, Патенты).
Заявителями изобретения за границей могут выступать как юри-
дические, так и физические лица, на имя которых испрашивается патент.
Вопрос об изменении заявителя при патентовании изобретения за грани-
цей должен быть решен при согласовании с заявителем на Украине. Это
изменение должно быть соответственно оформлено договором или пере-
даточным актом.
Стоимость получения патентной охраны на изобретение в одной
стране с использованием традиционной процедуры от подачи заявки до
получения охранного документа колеблется от 3 до 8 тыс. дол. США. В
эту стоимость входит и оплата услуг патентного поверенного в стране
патентования.

104
6.3.2. Патентование изобретений в соответствии с требованиями
Договора о патентной кооперации (РСТ)

Соответственно заявлению Правительства Украины от 26 авгу-
ста 1992 года на территории Украины действует Договор о патентной
кооперации, которое было принято 17 июля 1970 года на Дипломатиче-
ской конференции в Вашингтоне, в редакции, что учитывает дополнения
от 2 октября и модификацию от 3 февраля 1984 года.
Процедура патентования изобретений согласно Договору о па-
тентной кооперации состоит из двух фаз - международной и националь-
ной.
Международная фаза включает в себя подачу международной
заявки, проведение поиска, международную публикацию и международ-
ную предварительную экспертизу, которая не является обязательной и
проводится по желанию заявителя.
Национальная фаза представляет собой процедуру рассмотре-
ния международных заявок в патентных ведомствах тех государств, кото-
рые были указаны или выбраны с учетом международного поиска и меж-
дународной предварительной экспертизы.
Международная заявка имеет действие национальной патентной
заявки во всех указанных или выбранных в ней государствах - членах
РСТ, Так как для каждой национальной заявки действуют международные
нормы РСТ, которые выполняются во всех государствах-членах РСТ, в
дальнейшем не требуется ее изменения под различные национальные
или региональные положения, что исключает связанные с этим расходы.
Выдачу патента осуществляют национальные патентные ведомства или
ЕПВ, причем вхождение в национальную фазу международной заявки,
включая экспертизу в этих ведомствах, начинается, как правило, только
по истечении не более 20-ти или 30-ти месяцев с даты международной
подачи или с даты приоритета (если он заявлялся). В Украине этот срок
соответственно 21 и 31 месяц.
Международная заявка составляется по единому образцу и
должна отвечать единым требованиям, предусмотренным Договором и
Инструкцией к нему. В Договоре подчеркивается, что национальное зако-
нодательство не может предъявить иных или дополнительных требова-
ний к форме и содержанию международной заявки, кроме тех, которые
предусмотрены Договором и Инструкцией.
Международная заявка должна содержать: заявление, описание
изобретения, один или несколько пунктов формулы изобретения, один
или несколько чертежей (если это необходимо) и реферат, Международ-
ная заявка должна быть составлена на языке, установленном для кон-


105
кретного "получающего ведомства". Для заявителей Украины таким язы-
ком является русский.
Международная заявка подается в получающее ведомство (на-
циональное или региональное). Для заявителей Украины в качестве по-
лучающего ведомства определен Госпатент Украины, который передал
эти функции Научно-исследовательскому центру патентной экспертизы
(НИЦПЭ).
Заявитель должен внимательно отнестись к установлению даты
международной подачи, которая имеет важное значение при дальнейшем
рассмотрении международной заявки.
Приоритет международной заявки устанавливается по дате ме-
ждународной подачи или, если в этом есть необходимость, по дате пода-
чи предшествующей заявки.
Если заключение в соответствии со статьей 11 (1) Договора яв-
ляется положительным и предписания относительно национальной безо-
пасности позволяют, получающее ведомство пересылает "регистрацион-
ный экземпляр" в Международное бюро (г. Женева), а второй экземпляр
("копия для поиска") - в компетентный международный поисковый орган.
Третий экземпляр ("копия для получающего ведомства") остается в полу-
чающем ведомстве.
Подача международной заявки сопровождается уплатой пошли-
ны в пользу Международного бюро ВОИС ("международная пошлина"),
международного поискового органа ("пошлина за поиск") и получающего
ведомства ("пошлина за пересылку").
Международная пошлина состоит из основной пошлины и по-
шлины за указания. Все указанные пошлины взимаются получающим
ведомством и уплачиваются в валюте, предписанной этим ведомством.
Для Украины в качестве такой валюты определены доллары США.
Если, в результате проверки, получающее ведомство установит,
что пошлина за пересылку, основная пошлина, которая составляет часть
международной пошлины, и пошлина за поиск не уплачены в надлежа-
щий срок (для основной этот срок составляет месяц с даты поступления
международной заявки, а за указания - в течение 12-ти месяцев с даты
приоритета) или пошлина за указание не уплачена ни за одно из указан-
ных государств, международная заявка считается изъятой, и получающее
ведомство заявляет об этом изъятии. Изъятым может считаться одно или
несколько указаний, если пошлина за указание этих государств не упла-
чена.
Международный поиск проводится международным поисковым
органом и является обязательным элементом процедуры. Статус между-
народного поискового органа получило несколько национальных патент-

106
ных ведомств: Австралии, Австрии, Российской Федерации, США, Шве-
ции, Японии, Китая, а также Европейское патентное ведомство. Для зая-
вителей Украины в качестве международного поискового органа опреде-
лены: ВНИИГПЭ (г. Москва, Российская Федерация) и ЕПВ (г. Мюнхен,
ФРГ).
Международный поисковый орган проводит по международной
заявке международный поиск на выявление соответствующего уровня
техники, т.е. всего того, что стало доступно для публичного ознакомления
где-либо в мире посредством письменного раскрытия и может быть по-
лезно при определении, является ли изобретение новым. Международ-
ный поиск производится по минимуму документации, который установлен
правилом 34 Инструкции к Договору.
Отчет о международном поиске (решерш) содержит ссылки на
документы, которые имеют отношение к проверяемой заявке. Отчет о
международном поиске подготавливается в течение 3-х месяцев с даты
получения копии международной заявки или 9-ти месяцев с даты приори-
тета в зависимости от того, какой срок истекает позднее. Международ-
ный орган направляет отчет о международном поиске в Международное
бюро ВОИС, которое приобщает его к международной заявке. Отчет на-
правляется также заявителю, который на его основе может оценить па-
тентоспособность изобретения и при необходимости внести изменения в
формулу изобретения или изъять свою заявку полностью или в отноше-
нии каких-либо указанных государств, чтобы не нести в дальнейшем не-
нужных расходов.
Международное бюро ВОИС по истечении 18-ти месяцев с даты
приоритета (если до этого срока заявка не изъята) осуществляет Между-
народную публикацию. Публикуемые сведения включают:
реферат, который публикуется в журнале "РСТ Gazette of
International Patent Application и международную патентную заявку с изме-
нениями, внесенными в формулу изобретения, и отчет о международном
поиске. Международное бюро рассылает в патентные ведомства указан-
ных государств копии опубликованной международной заявки, которые
используют их на национальной фазе рассмотрения международной за-
явки, а также включают в минимум патентной документации, используе-
мой при проведении поиска.
По требованию заявителя, являющегося гражданином или жите-
лем договаривающегося государства, которое присоединилось к положе-
нию о проведении международной предварительной экспертизы, т.е.
подписало Договор без оговорки в отношении Главы II проводится меж-
дународная предварительная экспертиза. Поскольку Украина присоеди-
нилась к Договору без такой оговорки, то эти положения полностью рас-
пространяются на ее заявителей. При подаче такого требования необхо-
димо уплатить пошлину за обработку в пользу Международного бюро

107
ВОИС и пошлину за международную предварительную экспертизу в
пользу органа, который ее проводит.
В результате международной предварительной экспертизы при-
нимается заключение о том, является ли заявленное изобретение новым,
соответствует ли оно изобретательскому уровню и может ли быть про-
мышленно применимым. Международная предварительная экспертиза
это фактически полная экспертиза на соответствие этим критериям заяв-
ляемого технического решения. Заявитель имеет возможность на осно-
вании заключения международной предварительной экспертизы провести
оценку своего изобретения на патентоспособность и решить вопрос о
целесообразности дальнейшего патентования во всех или в отдельных
выбранных им государствах.
Национальные патентные ведомства, принимая во внимание за-
ключение международной предварительной экспертизы, могут ускорить
рассмотрение на национальной фазе рассмотрения международной за-
явки, так как их решения могут обосновываться объективными выводами
органа международной предварительной экспертизы. Некоторые нацио-
нальные патентные ведомства даже ввели определенные льготы для
таких заявок.
Преимущества патентования изобретений по процедуре РСТ
состоят в следующем:
• Международное разделение труда по подбору и обработке до-
кументации между международными поисковыми органами, органами
международной предварительной экспертизы и "получающим ведомст-
вом" облегчает и ускоряет проведение проверки заявок как по формаль-
ным требованиям, так и по существу.
• Заявитель освобождается от лишних расходов на подготовку
заявок на одно и то же изобретение в разные патентные ведомства, так
как по системе РСТ он имеет право подать одну заявку, оформленную в
соответствии с едиными требованиями, на одном языке, причем для зая-
вителей Украины это может быть русский язык (при выборе в качестве
поискового органа НИИГПЭ, г. Москва), с истребованием по ней патента
во всех или нескольких странах-участницах Договора.
• Заявитель имеет больше времени для коммерческой проработ-
ки изобретения и выявления целесообразности получения патента в дан-
ной стране. В случае, если получение патента в данной стране нецеле-
сообразно, у заявителя есть возможность отозвать заявку и таким обра-
зом не затрачивать значительные средства, для уплаты национальных
патентных платежей, на перевод материалов заявки, оплаты услуг па-
тентных поверенных и поддержание патентов в силе после их получения.
• Используя процедуру подачи международной заявки в соответ-
ствии с Договором, заявитель имеет время для решения вопроса о необ-
ходимости патентования изобретения в указанных государствах, с учетом
108
отчета о международном поиске, который осуществляется поисковыми
органами, которые имеют в своем распоряжении весь установленный
минимум патентной документации для его проведения.
• Положительные результаты отчета о международном поиске
позволяют укрепить позицию заявителя при рассмотрении заявки в на-
циональных патентных ведомствах. Он позволяет заявителю к моменту
перехода заявки в национальную фазу рассмотрения отказаться от па-
тентования, изменить пределы притязаний или подать дополнительную
заявку, что обеспечивает максимально эффективную охрану изобрете-
ния.
• Заключение международной предварительной экспертизы так-
же увеличивает возможность получения правовой охраны на изобретение
в странах патентования. а в странах с явочной системой выдачи патентов
позволяет получить более надежный патент.
• Публикация международной заявки с отчетом о международном
поиске можно рассматривать в качестве своеобразной рекламы, которая
может привлечь внимание иностранных фирм к этим изобретениям.
Некоторые патентные ведомства, учитывая сокращение трудоза-
трат на проведение экспертизы по международным заявкам, по которым
проведена международная предварительная экспертизы, установили со-
ответствующие льготы.
Необходимо отметить, что в такие государства как Бельгия. Гре-
ция, Ирландия, Италия, Кипр. Монако, Нидерланды, Франция можно по-
дать международную заявку только через Европейское патентное ведом-
ство.

6.3.3. Патентование изобретений в соответствии с требованиями
Европейской патентной конвенции (ЕПК)

В г. Мюнхене (ФРГ) а 1973 г. была подписана Конвенция о выда-
че европейского патента (Европейская патентная конвенция, (ЕПК). Эта
Конвенция регулирует процедуру выдачи европейского патента. Участни-
ками ЕПК на 1 сентября 1999 г. являются: Австрия, Бельгия. Дания, Гер-
мания, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Исландия, Кипр, Лихтен-
штейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Фран-
ция, Швеция, Швейцария, Великобритания.
В настоящее время Европейское патентное ведомство проводит
политику по расширению действия Европейского патента на такие госу-
дарства как Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словения.
Для администрирования европейской патентной системой в 1977
г. было создано Европейское патентное ведомство (ЕПВ). Официальны-
ми языками ЕПВ являются английский, французский и немецкий.
109
Европейский патент (ЕП) в каждом государстве-участнике, в от-
ношении которого он выдан, имеет такое же действие как и националь-
ный патент, выданный Патентным ведомством этого государства в соот-
ветствии с национальным законодательством. Территория действия ев-
ропейского патента может быть как в нескольких государствах, так и во
всех договорных государствах. Срок действия европейского патента - 20
лет с даты подачи заявки.
Если предметом европейского патента является способ, то охра-
на распространяется также на продукты, полученные непосредственно
этим способом. Любое нарушение прав европейского патента квалифи-
цируется в соответствии с национальным законодательством.
Европейские патенты выдаются на изобретения, которые явля-
ются новыми, промышленно применимыми и созданными с учетом изо-
бретательской деятельности.
Изобретение считается новым, если оно не относится к извест-
ному уровню техники. Уровень техники включает все сведения, которые
стали общедоступными путем устного или письменного сообщения, ис-
пользования или любым иным путем до даты подачи заявки на европей-
ский патент.
Уровень техники включает также содержание всех заявок на ев-
ропейский патент в первоначальной редакции, дата подачи которых
предшествует дате подачи рассматриваемой заявки, и сведения относи-
тельно которой были опубликованы только на эту дату или после нее.
Раскрытие информации относительно изобретения не влияет на
признание изобретения охраноспособным, если такое раскрытие имело
место не ранее чем за шесть месяцев до даты подачи заявки на европей-
ский патент и было прямым или косвенным результатом:
- очевидного злоупотребления в отношении заявителя или его
правопреемника;
- того факта, что заявитель или его предшественник поместил
изобретение на официальных или официально признанных выставках
(соответственно подписанной 22 ноября 1928 года в Париже и пересмот-
ренной 30 ноября 1972 года Конвенции о международных выставках). Для
подтверждения факта участия в выставке необходимо предоставить со-
ответствующий документ.
Изобретение признается созданным с учетом изобретательской
деятельности, если техническое решение не является очевидным для
специалиста, исходя из существующего уровня техники.
Изобретение признается промышленно применимым, если его
можно изготовить или использовать в любой области промышленности, в
том числе и в сельском хозяйстве.

110
Не могут получить правовую охрану:
открытия, а также научные теории и математические методы;
-
результаты художественного моделирования;
-
планы, правила, методы интеллектуальной деятельности, игр
-
или деловой деятельности, а также программы для вычисли-
тельных машин, как таковые;
способы представления информации.
-
Не признается промышленно применимыми изобретениями ме-
тоды хирургического или терапевтического лечения организма человека
или животного и методы диагностики человека или животного. Поэтому
они не могут получить патентную охрану. Вместе с тем, вещества или
смеси для применения одного из указанных методов могут быть охрано-
способными.
Европейские патенты не выдаются на:
изобретения, публикация или использование которого проти-
-
воречили бы общественному порядку или добрым обычаям;
сорт растений или породу животных, а также на преимущест-
-
венно биологические способы вывода животных (это положе-
ние не применяется к биологическим способам и к продуктам,
полученным таким способом).
Право на подачу заявок на европейский патент имеет любое фи-
зическое или юридическое лицо или любая организация, которая прирав-
нивается к юридическому лицу в соответствии с законодательством, ре-
гулирующим их деятельность. Заявка на европейский патент может быть
также подана созаявителями, несколькими заявителями, которые указы-
вают различные государства - участницы или заявителями из государст-
ва, которое не является участником Конвенции.
Следовательно, украинские заявители могут подавать заявку на
европейский патент в Европейское патентное ведомство и получить ев-
ропейский патент, который может распространять свое действие на тер-
ритории государств - участников Европейской патентной конвенции.
Заявка на европейский патент может подаваться в Европейское
патентное ведомство, которое находится в г. Мюнхене, в его филиал в г.
Гаагу, а также в национальные патентные ведомства договорных госу-
дарств. Подача заявки может осуществляться непосредственно в ЕПВ
или по почте без участия патентного поверенного. Все иные действия в
отношениях с Европейским ведомством осуществляются только через
патентного поверенного одного из договорных государств, который заре-
гистрирован в ЕПВ.


111
Право на европейский патент принадлежит изобретателю или
его правопреемнику. Если изобретатель создал изобретение в связи с
выполнением служебных обязанностей или заданием работодателя, пра-
во на европейский патент определяется правом государства, в котором
такой изобретатель осуществляет свою главную деятельность.
Приоритет устанавливается по дате подачи заявки в патентное
ведомство. В случая, если изобретение создано независимо разными
лицами, право на европейский патент предоставляется лицу, заявка ко-
торого имеет более раннюю дату подачи.
По заявке может быть заявлен конвенционный приоритет (в те-
чение 12-ти месяцев с даты подачи первой правильно оформленной за-
явки в государство - участницу Парижской конвенции).
Объем правовой охраны европейского патента и заявки на евро-
пейский патент определяется содержанием формулы изобретения.
Право по заявке на европейский патент может передаваться. Для
этого в ЕПВ направляется ходатайство, подписанное всеми заявителями.
Подача заявки сопровождается уплатой пошлины. Пошлина мо-
жет быть уплачена в течение месяца с даты подачи заявки. Если пошли-
на не уплачена в установленный срок, заявка считается отозванной.
Заявка на европейский патент должна относиться только к одно-
му изобретению или группе изобретений, связанных между собою единой
изобретательской идеей. Заявка должна раскрывать существо изобрете-
ния достаточно ясно и полно, для того чтобы средний специалист мог без
труда осуществить изобретение.
Материалы заявки на ЕП подаются в трех экземплярах на одном
из трех официальных языков (английском, немецком, французском).
Заявка должна содержать:
заявление о выдаче европейского патента;
-
описание изобретения;
-
один или несколько пунктов формулы изобретения;
-
чертежи, на которые сделаны ссылки в описании или в фор-
-
муле изобретения;
реферат.
-
Заявление о выдаче европейского патента подается на спе-
циальном бланке и содержит:
просьбу о выдаче европейского патента;
-
название изобретения;
-
112
сведения о заявителе: имя (наименование), адрес, граждан-
-
ство, государство, где он проживает или находится;
указание номера первичной заявки, если заявка, которая по-
-
дается, является выделенной или подается вместо предыду-
щей заявителем, который имеет на это право;
заявление о приоритете (если заявка подается с испрашива-
-
нием конвенционного приоритета) с указанием государства, в
которое заявка впервые была подана. Заявление сопровож-
дается копией заявки, на основании которой испрашивается
приоритет;
указание договорного государства или государств, в которых
-
заявитель имеет намерение получить охрану изобретения;
указание имени изобретателя, если он не является заявите-
-
лем;
подпись заявителя или его представителя;
-
список документов, которые прилагаются к заявке.
-
Если заявка подаете» несколькими заявителями, рекомендуется
указывать одного общего представителя.
Описание изобретения составляется по определенной схеме, а
формула изобретения - по "германской системе", т.е. с выделенной но-
визной.
За указание государств уплачивается пошлина. Пошлина за ука-
зание может быть уплачена на протяжении 12 месяцев с даты подачи
заявки на ЕП, или, если заявлен конвенционный приоритет - с даты при-
оритета. Любое указание договорного государства может быть отозвано
до выдачи ЕП. Если отзываются все государства - считается, что заявка
отозвана. При этом уплаченная пошлина за указание государств не воз-
вращается.
Если заявка на ЕП содержит больше десяти пунктов формулы, то
за каждый пункт, который следует за десятым, уплачивается пошлина за
дополнительные требования, причем не позднее месячного срока, с даты
подачи заявки. В случая неуплаты в установленный срок пошлины за до-
полнительные требования, считается, что заявитель отказался от этого
пункта формулы.
Чертежи к заявке подаются в установленной форме.
Реферат должен включать четкое резюме описания и формулы
изобретения.
Европейское патентное ведомство направляет заявителю сооб-
щение о дате подачи заявки и указывает регистрационный номер. Заявку
113
проверяют на соответствие формальным требованиям и в случае необ-
ходимости предлагают заявителю устранить имеющиеся недостатки. Ес-
ли заявка удовлетворяет установленным формальным требованиям,
проводится патентный поиск на основании формулы изобретения с уче-
том описания и, в случае необходимости, имеющих чертежей.
Если заявка не может быть принята из-за несоответствия уста-
новленным требованиям, ЕПВ предоставляет заявителю возможность
устранить выявленные недостатки. Если несоответствия не устраняются
своевременно, заявка не рассматривается в качества заявки на европей-
ский патент.
Отчет о европейском поиске направляется заявителю вместе с
копиями всех материалов, на которые имеются ссылки. После получения
отчета о международном поиске заявитель имеет право по своей инициа-
тиве изменить описание изобретения, формулу изобретения и чертежи,
но таким образом, чтобы предмет заявки не выходил за рамки описания
поданной заявки.
Заявка на европейский патент вместе с материалами международного
поиска публикуется через 18 месяцев с даты ее подачи или, если заявлен при-
оритет, с даты приоритета. По ходатайству заявителя она может быть опублико-
вана до указанного срока.
С даты публикации сведений о заявке начинается временная
правовая охрана изобретения. Временная охрана по опубликованным
европейскими заявками начинается только в случая, если делопроизвод-
ство в конкретной стране ведется на одном из трех официальных языков.
Для получения временной охраны в иных государствах - участниках ЕПВ
необходимо направить в патентные ведомства этих государств перевод
формулы изобретения на национальный язык.
В течение 6-ти месяцев с даты публикации заявки заявитель мо-
жет направить ходатайство о проведении полной экспертизы. Экспертиза
проводится только после уплаты пошлины. Ходатайство может быть на-
правлено в дополнительны 2-месячный срок, при уплате соответствую-
щей пошлины. Если в установленный срок ходатайство не подано и по-
шлина не уплачена, заявка считается отозванной.
Экспертиза проводится на соответствие критериям охраноспо-
собности: новизны, промышленной применимости и изобретательской
деятельности. В процессе экспертизы принимаются решения, на которые
заявитель имеет возможность давать в установленные сроки ответы. Ес-
ли материалы заявки удовлетворяют требованиям экспертизы, то выно-
сится положительное решение. В случае вынесения положительного ре-
шения пункты формулы переводятся на все официальные языки. Заяви-
тель уплачивает пошлину за выдачу патента и публикацию.



114
Этот этап проходит за три месяца. После вынесения экспертизой
решения о выдаче патента описание к европейскому патенту публикуется
в бюллетене ЕПВ и третьи лица могут на протяжении 9-ти месяцев по-
дать мотивированный протест против выдачи патента. После рассмотре-
ния аргументации протеста выносится решение, которое подтверждает
возможность выдачи патента, или является основанием для отказа в вы-
даче патента.
После опубликования сведений о выдаче патента ЕПВ выдает патен-
тообладателю патентную грамоту с описанием к изобретению.
Европейская патентная грамота удостоверяет, что патент на
изобретение видан в отношении указанных государств.
Преимущества и недостатки патентования с использованием
процедуры ЕПК:
• Европейский патент действует в каждом договорном государстве, в
отношении которого он выдан и имеет такое же действие как и националь-
ный патент, выданный в этом государстве.
• Процедура ЕПК дает возможность заявителю подать одну заяв-
ку на одном языке, в одно ведомство, через одного патентного поверен-
ного и получить охранный документ на изобретение, действующий в ука-
занных государствах.
• Жесткая экспертиза позволяет получить "сильный патент".
• Создание одного мощного поискового и экспертного органа да-
ет возможность сэкономить значительные средства.
• Предоставление и рассмотрение заявок может проводится не-
сколькими филиалами, которые дает возможность соблюдать установ-
ленные сроки проведения поиска и экспертизы.
• Европейский патент в "указанный государствах" можно полу-
чить с использованием процедуры РСТ, указывая Европейское патентное
ведомство в качества одного государства.
К недостаткам процедуры патентования с использованием про-
цедуры ЕПК относятся:
• Сложность процедуры получения патента.
• Риск, связанный с возможностью утраты патентных прав сразу
в отношении всех указанный государств.
• Высокая стоимость получения правовой охраны.




115
6.3.4. Патентование изобретений в соответствии с требованиям
Евразийской патентной конвенции (ЕАПК)

На заседании Совета глав правительств стран СНГ, которое со-
стоялось 9 сентября 1994 года в г. Москве, восемь государств-членов
Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собст-
венности, подписали Евразийскую патентную конвенцию (ЕАПК).
На 1 ноября 1999 года членами Конвенции являются девять
государств СНГ: Республика Азербайджан, Республика Армения,
Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республи-
ка, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджи-
кистан, Республика Туркменистан. Украина не ратифицировала
ЕАПК.
Для осуществления положений ЕАПК, связанных с функциониро-
ванием евразийской патентной системы, в том числе с выдачей евразий-
ских патентов, была создана патентная организация (ЕАПО), в состав
которой входят Административный Совет и Евразийское патентное ве-
домство (ЕАПВ) со штаб-квартирой в г. Москве. Делопроизводство осу-
ществляется на русском языке, который является официальным языком
ЕАПО.
Евразийский патент (ЕАП) действует в каждом государстве-
участнике (после уплаты пошлины за его выдачу), однако для поддержа-
ния его действия в государствах-участниках собственник патента должен
указать государства, в которых он желает поддерживать действие патен-
та в соответствии со ст. 17(3) ЕАПК. Таким образом, ЕАП имеет такое же
действие, что и национальный патент, выданный в этом государстве.
Срок действия ЕАП составляет 20 лет с даты подачи евразийской заявки.
Евразийский патент выдается на изобретение, которое является
новым, имеет изобретательский уровень и является промышленно при-
менимым. Определение условий патентоспособности изобретения, в ча-
стности определения новизны, изобретательского уровня и промышлен-
ной применимости, а также требования относительна раскрытия изобре-
тения и прочие детали относительно материальных норм патентного пра-
ва, определяется Инструкцией к ЕАПК.
Право на предоставление заявки на ЕАП имеет любе физическое
или юридическое лицо или любая организация, которая приравнивается и
юридическому лицу соответственно законодательству, что регулирует их
деятельность.
Право на ЕАП принадлежит изобретателю или его правопреем-
нику. Если изобретение создано в рамках служебных обязанностей или
служебного задания изобретателя, то право на ЕАП определяется пра-


116
вом государства, в котором такой изобретатель осуществляет свою ос-
новную деятельность.
Заявка может подаваться с истребованием конвенционного при-
оритета (в течение 12-ти месяцев с даты подачи первой заявки).
Объем охраны ЕАП и заявки на ЕАП определяется содержанием
формулы изобретения.
Право на заявку на ЕАП передается в письменной форме, при
этом необходимы подписи всех договорных сторон.
При подаче заявки в ЕАПВ уплачивается единая процедурная
пошлина за подачу заявки, поиск, публикацию и иные процедурные дей-
ствия.
Заявка на ЕАП вместе с отчетом о поиске публикуется через 18
месяцев с даты подачи или, если заявлен приоритет, с даты приоритета.
По ходатайству заявителя она может быть опубликована ранее указан-
ного срока. В этом случае отчет о поиске публикуется в отдельности от
заявки после его поступления.
После опубликования евразийской заявки на выдачу ЕАП. заяви-
телю предоставляется временная правовая охрана в соответствии с за-
конодательствами государств-участников.
Любое нарушение евразийского патента квалифицируется соот-
ветственно национальному законодательству государств-участников.
Причем с 1 марта 1998 года в евразийском патентном законодательстве
закреплен национальный принцип исчерпания прав (изменения и допол-
нение к Патентной инструкции от 25-26 ноября 1997 года, которые всту-
пили в силу 1 марта 1998 г.)
В течение 6-ти месяцев с даты публикации заявки заявитель мо-
жет подать ходатайство о проведении экспертизы по существу. Эксперти-
за будет проводиться только после уплаты установленной пошлины.
Если заявитель не соглашается с решением ЕАПВ об отказе в
выдачи ЕАП он может в течение 3-х месяцев с даты получения сообще-
ния об отказе, подать в ЕАПВ возражение. Рассмотрение возражения
проводится коллегией, в состав которой должны входить по крайней мере
два эксперта, которые не принимали участия в принятии решения по су-
ществу этого отрицания. Решение ЕАПВ является окончательным реше-
нием.
Если заявитель пожелает превратить отклоненную ЕАПВ заявку
в национальный патент любого государства, согласно ст. 16 ЕАПК, он
может сделать это в течение 6-ти месяцев со дня получения сообщения
ЕАПВ об отказе в удовлетворении возражения. В этом случае он указы-
вает в ходатайстве, которое направляется в ЕАПВ, государства, в кото-

117
рых он имеет желание получить патент по национальной процедуре. В
каждом государстве - участнике евразийская заявка, в отношении которой
было принято решение об отказе в выдачи ЕАП или об отказе в удовле-
творении возражения, поданного в соответствии со ст. 15 (8) ЕАПК, счи-
тается правильно оформленной национальной заявкой, представленной
в национальное патентное ведомство с той же датой подачи и датой при-
оритета, что и евразийская, со всеми последствиями, предусмотренными
национальным законодательством. Такая заявка подлежит дальнейшей
процедуре рассмотрения в национальном патентном ведомстве при ус-
ловии уплаты заявителем установленной пошлины.
Пошлина за выдачу и публикацию ЕАП должна быть уплачена в
течение четырех месяцев с даты направления заявителю соответствую-
щего уведомления.
В соответствии со ст. 15(11) ЕАПК, с даты публикации ЕАП начи-
нается действие исключительного права на изобретение на территории
всех государств-участниц. Патент является действующим во всех госу-
дарствах - участниках ЕАПК с даты подачи евразийской заявки того года,
за который согласно с национальным законодательством каждого госу-
дарства-участника, необходимо уплатить пошлину за поддержание па-
тента в силе.
Преимущества и недостатки патентования изобретений
в соответствии с процедурой ЕАПК:
• Евразийский патент (с учетом положения ст. 17 ЕАПК) дейст-
вует в каждом государстве-участнике и на него распространя-
ется такая же правовая охрана, как и относительно нацио-
нального патента, выданного в этом государстве.
• Евразийский патент дает возможность заявителю подать одну
заявку на одном языке, в одно ведомство, при посредничест-
ве одного патентного поверенного.
• Затраты на патентование значительно сокращаются по срав-
нению с использованием национальной процедуры патенто-
вания в государствах-участниках.
• Отсутствует риск, связанный с утратой патентных прав сразу
в отношении всех государств, поскольку предусмотрен меха-
низм преобразования отклоненной евразийской заявки в на-
циональную.
• Затраты на поддержание евразийского патента достаточно
большие по сравнению с затратами на поддержание нацио-
нальных патентов.



118
• Уплата годовой пошлины за поддержание ЕАП в указанных
государствах-участниках (уплата национальной пошлины) ус-
ложняется тем, что они разные и взыскиваются в государст-
вах-участницах, начиная с различных лет действия ЕАП.

Вопросы для самопроверки

1. Порядок патентования изобретений полезных моделей и про-
мышленных образцов за рубежом. Нормативные документы регламенти-
рующие такой порядок.
2. Определение целесообразности патентования изобретения в
иностранных государствах.
3. Выбор процедуры патентования.
4. Основные системы составления формулы изобретения.
5. Системы экспертизы, существующие в мире.
6. Основные процедуры патентования. Их особенности, недос-
татки и преимущества.




119
Список источников, использованных
при подготовке конспекта лекций и рекомендуемых
для более полного ознакомления
с курсом “Патентное право”


1. Бахрах В.П. Действие правовой нормы во времени // Совет-
ское государство и право. - 1991. - № 12.
2. Боденгаузен Г. Парижская конвенция по охране промышлен-
ной собственности. Комментарий. - М. : Прогресс, 1977.
3. Зивс А.П. Источники права. - М., 1995.
4. Збірник нормативних актів з питань промислової власності /
Уклад. В.О. Жаров та ін. ; За ред. В.Л. Петрова, В.О. Жарова. - К. : Вища
школа, 1998.
5. Интеллектуальная собственность. Основные материалы ВО-
ИС. -Женева: ВОИС, 1998.
6. Hiколаєнко Л.I., Кожарська І.Ю., Радомський B.C. и др. Патен-
тування винаходів в іноземних державах: практичний посібник. - К. . 1999.
7. Охрана промышленной собственности в Украине / под ред.
Л.Д. Святоцкого, В.Л. Петрова. - К. : Издательский Дом «Ін-Юре”, 1999.
8. Підопригора О.А., Підопригора О.О. Право інтелектуальної
власності в Україні. - К. : Вища школа. 1999.
9. Разумович Н.И. Источники и формы права // Советское госу-
дарство и право. - 1982, - № 3.
10. Советсткое право: учебник (под ред. В.Ф. Опрышко). - К.,
1990, раздел 1
11. Сергеев А.П. Патентное право. Учебное пособие для студен-
тов юридических факультетов и факультетов, - М., Изд-во БЕК. 1994.
12. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Рос-
сийской Федерации: учебник. - М., 1996.
13. Законы Украины:
'"Про власність" від 7 лютого 1991 р. №2690.
"Про авторське право i суміжні права" від 23 грудня 1993 р.
№3792.
"Про охорону прав на винаходи i корисні моделі» від 15 грудня
1993р. 3769.


120
"Про охорону прав на промислові зразки" від 15 грудня 1993р.
№3688.
14. Парижская конвенция по охране промышленной собственно-
сти. Редакция 1990 года. Официальный русский текст. - Женева: ВОИС,
1996.
15. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интел-
лектуальной собственности. - Женева: ВОИС, 1996.
16. Договор о патентной кооперации (РСТ). - Женева: ВОИС,
1996. (РСТ. Applicant's Guide, Volume 1. / International Phase. WIPO, 1996.)
17. Договор о законах по товарным знакам. Подписанный в Же-
неве 27 октября 1994г.
18. European Patent Convention / European Patent Office. Munchen,
!991.
19. Евразийская патентная конвенция. -Женева: ВОИС. 1996.




121
Приложение 1
Перелік тем курсових проектів до навчального
курсу "Патентне право"


1. Система джерел патентного права.
2. Форми права
3. Структура норми права
4. Об'єкти патентного права.
5. Суб’єкти патентного права.
6. Оформлення патентних права в Україні.
7. Складання та подання заявки на винаходи (корисну модель)
та порядок проведення експертизи. (Загальні відомості).
8. Складання та подання заявки на промисловий зразок та по-
рядок и розгляду в Україні (Загальні відомості).
9. Патент як форма схорони об’єктів промислової власності.
10. Зміст патентних прав.
11. Права та обов'язки патентовласника.
12. Права авторів винаходів, корисних моделей, промислових
зразків.
13. Припинення дії патенту та визнання його недійсним.
14. Паризька конвенція по охороні промислової власності. Ос-
новні положення.
15. Визначення доцільності одержання охорони прав на вина-
ходи в іноземних державах.
16. Патентування винаходів відповідно до регіональних угод.
17. Патентування винаходів відповідно до міжнародних угод.
18. Патентування винаходів відповідно до національних законо-
давств держав Патентування.
19. Патентна система України - складова частина міжнародної
системи охорони промислової власності.




122
Приложение 2
Багатосторонні Міжнародні договори у сфері промислової власності,
учасницею яких е Україна


1. Конвенція, якою заснована Всесвітня організація інтелектуаль-
ної власності (Україна є членом В0ІВ з 26. 04. 1970).
2. Паризька конвенція по oxopонi промислової власності (набула
чинності для України з 25. t2. I991).
3. Мадридська угода про міжнародну реєстрацію знаків (набула
чинності для України з 25. 12. i991),
4. Договір про патентну кооперацію (набув чинності для України з
25. 12. 1991).
5. Міжнародна конвенція по охороні нових сортів рослин (набула
чинності для України з 03. 11. 1995).
6. Договір про закони щодо товарних знаків (набув чинності для
України 31. 08. 1996).
7. Будапештський договір про Міжнародне визнання депонування
мікроорганізмів з метою патентної процедури (набув чинності для України
з 02. 07. 1997).
8. Найробський договір про охорону Олімпійського символу (на-
був чинності для України з 20. 12. 1998).
9. Угода про заходи щодо охорони промислової власності та про
створення Miждержавної ради з питань охорони промислової власності
Країн СНД(1993 рік).

Двосторонні мiжнapoднi договори України про співробітництво у
сфері охорони промислової власності

1. Угода між Урядом України i Урядом Російської Федерації про
співробітництво у сфері охорони промислової власності (1993 рік).
2. Угода між Урядом України та Урядом Білорусі про
співробітництво у сфері охорони промислової власності (1993 рік).
3. Угода між Кабінетом Міністрів України та Урядом республіки
Узбекистан про співробітництво у сфері охорони Інтелектуальної влас-
ності (1998 рік).
4. Угода між Кабінетом Miніcтpiв України та Виконавчою Владою
Грузії про співробітництво у сфері охорони промислової власності (1998
рік).

123
Двосторонні міжнародні договори за участю України про
співробітництво у сфері науки, технології, торгівлі, культури, про
економічне співробітництво, в яких окремі статті (розділи) щодо
охорони промислової власності

1. Угода про партнерство i співробітництво МІЖ Європейськими
Співтовариствами та їх державами - членами (1994 р1к)
Розділ VI «Конкуренція, захист інтелектуальної промислової i ко-
мерційної власності та співробітництво в галузі законодавства»;
2. Угода про торгівельні відносини між Урядом України та Урядом
США (1992 piк)
Стаття VIII «Охорона інтелектуальної власності”
3. Договір між Урядом України та Урядом США про
співробітництво у сфері науки i технологій (1994 piк)
Стаття VII (п. 2) та Додаток I «1нтелектуальна власність;
4. Угода про між Урядом України та Урядом США про
співробітництво в дослідженні i використанніі космічного простору в мир-
них цілях (1996 р1к)
Стаття V та Додаток «1нтелектуальна власність.




124
Приложение 3
Перелік нормативних актів України у сфері охорони прав інтелекту-
альної власності


1. Конституція України (ст. 41, 54).
2. Кодекси України:
Цивільний кодекс Української РСР (ст. 4, 27, 517, 520, 521,
-
522, 523).
Цивільний процесуальний кодекс України (ст. 126, 218, 374,
-
405, 422).
Кримінальний кодекс України (ст. 136, 137).
-
Кодекс України про адміністративне правопорушення (ст. 512.
-
1643,255),
Кодекс законів про працю України (ст. 42, 91, 126)
-
Митний кодекс України (ст. 74).
-
3. Закони України:
Про охорону прав на винаходи i корисні моделі від 15. 12.
-
93№3687-ХІІ.
Про охорону прав на промислові зразки від 15.12.93 № 3688-
-
XII.
Про охорону прав на знаки для товарів i послуг від 15.12.93
-
№3689-ХІІ.
Про охорону прав на сорти рослин від 21. 04. 93 № 3116-XII-
-
Про внесення змін i доповнень до деяких законодавчих актів
-
України щодо охорони інтелектуальної власності від 28. 02. 95
№75/95-ВР.
Промови Української РСР від 28. 10. 89. №8312-11 (ст. 36).
-
Про власність від 07.02.91 №698-ХІІ(ст. 13,41).
-
Про підприємства в Україні від 27.03.9 № 887-Х11 (ст. 1,9).
-
Про зовнішньоекономічну діяльність 16. 04. 91 №-Х11 (ст. 17,
-
31).
Про інвестиційну діяльність від 18. 09. 91 № 1560-12 (ст. !, 3. 4,
-
5,11).
Про господарські товариства від 19-09. 91 № 1576-12 (ст. 1, i3)
-
125
Про наукову i науково-технічну діяльність від 01. 12. 98 № 284-
-
XIV(ст. 42).
Про обмеження монополізму та недопущення недобросовісної
-
конкуренції у підприємницькій діяльності від 18. 02. 92 № 2132-
12 (ст. 2, 7).
Про охорону атмосферного повітря від 16. 10. 1992 № 2707-12
-
(ст. 29).
Про телебачення i радіомовлення від 21. 12. 1993 № 3759-12
-
(ст. 21).
Про авторське право i суміжні права від 23. 12. 1993 № 3792-
-
XI1
Про режим іноземного інвестування від 19. 03. 1996 № 93/96-
-
ВР (ст.ст. 2,21).
Про лікарські засоби від 04. 04. 1996 № 123/96-ВР (ст. 5).
-
Про захист від недобросовісної конкуренції від 07,06. 1996 №
-
236/96-ВР(ст. ст. . 4,6, 16, 17, 18, 19,25).
Про рекламу від 03.07.1996 № 270/96-ВР (ст. . ст. 5, 6).
-
Про приєднання України до Міжнародної конвенції по oxopoні
-
нових сортів рослин від 02.06.1995 № 209/ВР.
Про ратифікацію Договору про закони щодо товарних знаків
-
від 13.10.1995 № 380/95-ВР.
Про приєднання України до Будапештського договору про
-
Міжнародне визнання депонування мікроорганізмів з метою
патентної процедури від 11.1996 №474/96-8 Р,
Про охорону прав на топографії інтегральних мікросхем від 05.
-
11. 97 №621/97-ВР,
Про охорону прав на зазначення походження товарів від
-
16.06.99 №752-Х1У
4. Укази Президента України:
Указ Президента України "Про Тимчасове положення про пра-
-
вову охорону об’єктів промислової власності та
раціоналізаторських пропозицій в Україні від 18.09.1992 №
479/92.
Указ Президента України "Про визнання такими, що втратили
-
чинність. Указів Президента України у зв'язку з прийняттям
Законів України щодо промислової власності від 22.06.1994 №
324/94.
126
Указ Президента України "Про приєднання України до Най-
-
робського договору про охорону Олімпійського символу» від
13. 03. 98 № 192-98.
5. Заява прем’єр-міністра України В. Фокіна «Про дію в Україні
Міжнародних угод з питань охорони промислової власності» від
26.08.1992.
6. Декрет Кабінету Міністрів України "Про державне мито" від
21.01.1993 № 7-93 (ст. 2-4).
7. Постанови Верховної Ради України:
Про введення в дію Закону України "Про охорону прав на ви-
-
находи i корисні моделі від 23.12.1993№3769-Х11.
Про введення в Д1Ю Закону України "Про охорону прав на
-
промислові зразки" від 23.12.1993 № 3770-XII.
Про введення в дію Закону України "Про охорону прав на зна-
-
ки для товарів i послуг" від 23.12.1993 № 3771- XІІ.
Про введення в дію Закону України "Про охорону прав на сор-
-
ти рослин" від 21.04.1993 № 3 117- XII.
Про затвердження "Положення про порядок оформлення та
-
використання прав на винаходи. корисні моделі i промислові
зразки, що становлять державну таємницю" від 19.01.1995 №
4/95-ВР.
Про введення в дно Закону України "Про внесення змін i до-
-
повнень до деяких законодавчих акта України щодо охорони
інтелектуальної власності" від 28. 02. 1995 № 76/95-ВР.
Про внесення змін i доповнень до Постанови Верховної Ради
-
України від 23.12.1993 №. 3769-12 "Про введення в дію Закону
України "Про охорону прав на винаходи i корисні моделі від
18.07.1997 № 488/97-ВР.
8. Постанови Кабінету Miніcтpiв України:
Про питання Державного патентного відомства України від
-
16.05.1992 №248.
Про створення Державного патентного відомства від
-
27.01.1992 №29.
Про затвердження Положення про Державне патентне відом-
-
ство України від 21.07.1992 № 411.
Про перелік послуг Держпатенту i Державної Kомісії пo випро-
-
буванню та oxopoні copтів рослин Мністерства сільського гос-

127
подарства i продовольства, пов'язаних із забезпеченням прав
на сорти рослин, та розміри їх оплати від 28.10.1993 № 884.
Про доповнення переліку послуг, пов'язаних iз забезпеченням
-
прав на сорти рослин, та розміри їx оплати, затвердженого
постановою Кабінету Miністрів України від 28.10.1993 № 884,
від 13.07.1994 № 481.
Про порядок виплати винагороди авторам винаходів i проми-
-
слових зразків, що охороняються чинними на території Ук-
раїни свідоцтвами СРСР від 11.07.1994 № 473.
Про Порядок надання Кабінетом Міністрів України дозволу на
-
використання винаходу (корисної моделі), промислового зраз-
ка чи топографії інтегральної мікросхеми без згоди власника
прав на них, але з виплатою йому відповідної компенсації від
06.04.1998 № 444.
Про тимчасовий порядок видачі патентів України на винаходи
-
без проведення експертизи заявок по суті від 29.08.1994
№ 593.
Про затвердження "Положення про порядок оплати зборів за
-
дії, пов'язані з охороною прав на винаходи, корисні моделі,
промислові зразки та знаки для товарів та послуг від
10.10.1994 № 701.
Про державну систему депонування штамів мікроорганізмів
-
від 12.10.1994 №705.
Про внесення змін i доповнень до Постанови Кабінету
-
Miністрів України від 10.10.1994 № 701
«Про затвердження Положення про порядок оплати зборів за
-
дії, пов'язані з охороною прав на винаходи, корисні моделі,
промислові зразки та знаки для товарів i послуг» від20.03.1995
№196.
Про мiжвiдoмчy Комісію щодо погодження питань правової
-
охорони знаків для товарів i послуг від 20.10.1995 № 846.
Про внесення змін i доповнень до постанови Кабінету
-
Miністрів України від 10.10.1994 № 701
«Про затвердження Положення про порядок оплати зборів за
-
дії, пов'язані з охороною прав на винаходи, корисні моделі,
промислові зразки та знаки для товарів i послуг» від
16.01.1996 №98.
Про внесення змін i доповнень до Постанови Кабінету
-
Miністрів України від 10.10.1994 № 701

128
«Про затвердження Положення про порядок оплати зборів за
-
дії, пов'язані з охороною прав на винаходи, корисні моделі,
промислові зразки та знаки для товарів i послуг» від
14.08.1996 №948.
Про затвердження Положення про представників у справах
-
інтелектуальної власності (патентних повірених) від
27.08.1997 № 938.
Про внесення змін i доповнень до Постанови Кабінету
-
Miністрів України від 10.10.1994 № 701 від 06.04.1998 № 445.
Про нову редакцію додатку до Постанови Кабінету Miнicтpiв
-
України від 28.09.1993 № 806 від 28.12.98 №2085.
9. Нормативно-правові акти, що видані у відповідності до
-
компетенції Держпатенту України:
Правила складання та подання заявки про видачу патенту на
-
сорт рослин від 07.04.1994 № 70/279.
Про встановлення розміру плати за атестацію кандидатів у
-
представники у справах інтелектуальної власності (патентних
повірених) від 21.09.1994 №221/43!.
Положення про Kомісію Держпатенту України по атестації
-
представників у справах інтелектуальної власності (патентних
повірених) від 21.09.1994 №222/432.
Положення про апеляційну комісію Держпатенту України від
-
21.09.1994 №223/433.
Положення про Державний реєстр представників у справах
-
інтелектуальної власності (патентних повірених) від
21.09.1994 р. № 224/434.
Положення про порядок оформлення та використання прав на
-
винаходи. корисні моделі i промислові зразки, що становлять
державну таємницю. затверджене Постановою Верховної Ра-
ди України від 19.01.1995 №4/95-ВР.
Порядок надання послуг Держпатентом України від 28.02.1995
-
№50/586.
Порядок експертної оцінки нематеріальних активів від
-
10.08.1995 №292/828 (затверджений спільним наказом ФДМ i
ДКНТ від 27.07.1995 №969/97).
Методичні рекомендації про порядок складання, подачф i роз-
-
гляду заяви на раціоналізаторську пропозицію, затверджені
наказом Держпатенту України від 27.08.1995 № 131

129
Положення про свідоцтво на раціоналізаторську пропозицію
-
та порядок його видачі від 04.09.1995 № 323/859.
Положення про Апеляційну раду Держпатенту України від
-
09.04.199б№171/П96.
Зміни та доповнення до Порядку надання послуг Держпатен-
-
том України від 16.10.1996 № 211.
Правила складання, подання i розгляду заявки на реєстрацію
-
топографії інтегральної мікросхеми від 03. 07. 98 №420/2860.
Положення про Державний реєстр України топографій інте-
-
гральних мікросхем та порядок видачі свідоцтв від 08.06.98
№368/2808.
Інструкцію про розгляд та реєстрацію договору про передачу
-
права власності на топографію інтегральної мікросхеми та
ліцензійного договору на використання топографій інтеграль-
ної мікросхеми від 15.06.98 №382/2822.
Зміни i доповнення до Порядку надання послуг Держпатентом
-
України від 20.05.98 №331/2771.

Винаходи (корисні моделі)

Правила складання i подання заявки на видачу патенту Ук-
-
раїни на винаходи i корисну модель від 27.12.1994 № 318/528.
Інструкція щодо підготовки опису до патенту на винахід (ко-
-
рисну модель) до публікації від 27.12.1994 № 319/529.
Інструкція про порядок ознайомлення з матеріалами заявки на
-
винахід (корисну модель) та відомостями, що занесені до
Державного реєстру патентів України на винаходи i Державно-
го реєстру патентів України на корисні моделі 21.03.95
№76/612.
Інструкція про розгляд заявки про наміри здійснити патенту-
-
вання винаходу (корисної моделі) в іноземних державах від
01.06.1995№ 164/700.
Інструкція про розгляд та реєстрацію договору про передачу
-
права власності на винахід (корисну модель) та ліцензійного
договору на використання винаходу (корисної моделі) ВІД
21.06.1995 № 180/716.
Інструкція про порядок видачі патентів України на винаходи,
-
що охороняються авторськими свідоцтвами СРСР від
26.07.1995 №246. /782.

130
Інструкція про порядок депонування в Україні штамів мікро-
-
організмів з метою здійснення патентної процедури від
04.08.1995 №286/822.
Інструкція про розгляд та публікацію заяви власника патенту
-
України про надання будь-якої особі дозволу на використання
запатентованого винаходу (корисної моделі) від 22.31.1995 №
419/955.
Положення про Державний реєстр посвідчень України на ви-
-
находи. що становлять державну таємницю, та порядок видачі
посвідчень від 17.01.1996 №23/1048.
Положення про Державний реєстр посвідчень України на ко-
-
рисні моделі, що становлять державну таємницю, та порядок
видачі посвідчень від 17.01.1996 №25/1050.
Зміни i доповнення до Правил складання i подання заявки на
-
видачу патенту України на винахід i корисну модель від
06.02.1996 №51/1076.
Порядок видачі посвідчень України на винаходи, що станов-
-
лять державну таємницю охороняються авторськими
свідоцтвами СРСР від 16.02.1996 №77/1102.
Інструкція про особливості складання та подання заявок на
-
винаходи (корисні моделі), що становлять державну таємницю
від 14.03.1996 №111/1136.
Порядок розгляду заявок на винаходи (корисні моделі), що
-
становлять державну таємницю від 09.04.1996 № 172/1197.
Положення про Державний реєстр патентів України на вина-
-
ходи та порядок видачі патентів від 18.06.1996 № 304/1329.
Положення про Державний реєстр патент1в України на
-
корисні моделі та порядок видачі патентів від 18.06.1996
№ 305/1330.
Зміни i доповнення до Інструкції про порядок видачі патентів
-
України на винаходи, що охороняються авторськими
свідоцтвами СРСР від 27.06.1996 №332/1357.
Порядок розгляду заявки на винаходи (корисну модель) від
-
20.12.1996 №730/1755.

Промислові зразки

Правила складання та подання заявки на видачу патенту Ук-
-
раїни на промисловий зразок від 13.02.1995 № 35/571.

131
Інструкція про розгляд заявки про наміри здійснити патенту-
-
вання промислового зразка в іноземних державах від
01.06.1995 № 163/699.
Інструкція про розгляд та реєстрацію договору про передачу
-
права власності на промисловий зразок та ліцензійного дого-
вору на використання промислового зразка від 21.06.1995
№181/717.
Правила проведення експертизи заявки на промисловий зра-
-
зок |від 24.07.1995 №232/768.
Інструкція про порядок видачі патентів України на промислові
-
зразки, що охороняються свідоцтвами СРСР від 26.07.1995
№247/783.
Інструкція про порядок ознайомлення з матеріалами заявки на
-
промисловий зразок та відомостями, що занесені до Держав-
ного реєстру патентів України на промислові зразки від
01.08.1995 №271/807.
Інструкція про розгляд та публікацію заяви власника патенту
-
України про надання будь-якої особі дозволу на використання
запатентованого промислового зразка від 22.11.1995
№ 418/954.
Положення про Державний реєстр посвідчень України на про-
-
мислові зразки, що становлять державну таємницю, та поря-
док видач) посвідчень від 17.01.1996 № 24/1049.
Інструкція про особливості складання, подання та розгляду
-
заявок на промислові зразки, що становлять державну
таємницю від 14.06.1996 № 299/1324.
Положення про Державний реєстр патентів України на проми-
-
слові зразки та порядок видачі патентів від 18.06.1996
№ 306/1331.
Зміни i доповнення до інструкції про порядок видачі патентів
-
України на промислові зразки, що охороняються свідоцтвами
СРСР від 27.06.1996 № 331/1356.

Знаки для товарів та послуг

Інструкція про розгляд та реєстрацію договору про передачу
-
права власності на знак для товарів i послуг та ліцензійного
договору на використання знака для товарів послуг від
21.06.1995 № 182/71 8.


132
Інструкція про порядок ознайомлення з матеріалами заявки на
-
знак для товару і послуг та відомостями, що занесені до Дер-
жавного реєстру свідоцтв України на знаки для товарів i по-
слуг від 22.11.1995 №417/953.
Положення про Державний реєстр свідоцтв України на знаки
-
для товарів i послуг та порядок видачі свідоцтв від 27.12.1995
№ 481/1017.
Правила складання, подання та розгляду заявки на видачу
-
свідоцтва України на знак для товар)в i послуг від 22.09.1997

<<

стр. 4
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>