СОДЕРЖАНИЕ

Виды учреждений и органов государства исполняющих наказания

Исполнение уг-ых наказаний признается исключительной функцией г-ва, для осущ-ия которой, создаются специализированные г-ные учреждения и органы. Условное наказание в виде ограничения свободы, осужденного в специальном учреждении без изоляции от общ в усл-ях осущ-ния за ним надзора, исполняется исправительными центрами, как правило, в пределах территории S РФ по месту постоянного проживания осужденного или его осуждения. Органы местного самоуправления содействуют исправительным центрам в трудовом и бытовом устройстве лиц, направленных для отбывания наказания.
Исполнение лишения свободы, возлагается на исправительные учреждения, входящие в соотв с ФЗ РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в уголовно-исполнительную систему Минюста России. Для исполнения наказания в виде ареста будут созданы арестные дома, в виде ограничения свободы - исправительные центры, которые тоже включены в уголовно-исполнительную систему. Уголовно-исполнительные инспекции функционируют также в структуре уголовно-исполнительной системы Минюста России и исполняют наказания в виде исправительных и обязательных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деят-тью. Они же осущ-яют контроль за поведением лиц, осужденных условно. Исполнение наказания в виде содержания военнослужащего в дисциплинарной воинской части возлагается на специально предназначенные для этого воинские дисциплинарные части Минобороны РФ.
Исправительными учреждениями являются:
исправительные колонии;
воспитательные колонии;
тюрьмы;
лечебные исправительные учреждения.
Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда, назначается в исправительных колониях общего, строгого или особого режима или в тюрьме, в колониях-поселениях, в воспитательных колониях, а также лечебных исправительных учреждениях. Уголовно-исполнительное законод-во дополняет виды исправительных учреждений, вводя в их перечень следственные изоляторы. Исправительные колонии предназначены для отбывания наказания осужденными к лишению свободы, достигшими совершеннолетия.
Совершеннолетние осужденные отбывают наказание в колониях общего, строгого и особого режима, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года, отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях без разделения их на виды режима. Столь разветвленная система исправительных колоний, включающая в себя учреждения полуоткрытого (колонии-поселения) и закрытого типа (все остальные). Исправительная колония, явл основным видом исправительного учреждения.
В колониях-поселениях отбывают лишение свободы, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, если срок лишения свободы не превышает 5 лет. В этих колониях могут отбывать лишение свободы осужденные впервые к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, переведенные из колонии общего режима за хорошее поведение и честное добросовестное отношение к труду.
В тюрьмах отбывают наказание лица, осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений. Таким лицам назначается отбывание в тюрьме не всего срока наказания, а только части его. В тюрьмах отбывают наказание также лица, переведенные из исправительных колоний общего, строгого и особого режима за нарушение режима отбывания наказания в этих колониях, если они дважды в течении года подвергались наказанию в виде перевода в помещения камерного типа или в одиночную камеру и вновь совершили злостное нарушение требований режима содержания. Эти лица переводятся в тюрьму на оставшийся срок наказания, но не свыше 3 лет.
Следственные изоляторы исполняют функции исправительных учреждений только в отношении тех осужденных, которые оставлены в изоляторе для работы по хозяйственному обеспечению. Делается это только в исключительных случаях и только при наличии письменного согласия осужденного. Оставляют для работы по хозяйственному обслуживанию только лиц, впервые осужденных к лишению свободы за преступления, не являющиеся тяжкими, которым назначено отбывание лишения свободы в колониях общего режима, а также впервые осужденных за тяжкие преступления на срок не свыше 3 лет.
Лица, осужденные к лишению свободы отбывают наказание, как правило, в пределах территории S РФ по месту постоянного проживания или осуждения. Лица, ранее отбывающие наказание в виде лишения свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания в исправительные колонии, определенные для содержания этих категорий осужденных независимо от того, в каком S РФ они проживали до ареста или были осуждены.
С учетом состояния здоровья осужденных в сист исправительных учреждений создаются специализированные исправительные учреждения. Например, для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, создаются лечебные исправительные учреждения.
Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора. Не позднее 10 дневного срока со дня вступления приговора в законную силу либо со дня обращения его к исполнению осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания в назначенную судом колонию. Семья осужденного становится в известность о том, куда направляется осужденный для отбывания наказания.
В исправительных учреждениях уст-ся раздельное содержание мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших лишение свободы.
Под ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы следует понимать лиц, которые за совершенное в прошлом преступление были осуждены к наказанию в виде лишения свободы и отбывали это наказание в тюрьме, исправительной колонии или воспитательной колонии, независимо от снятия или погашения судимости к моменту вынесения приговора за вновь совершенное преступление.
Как правило отдельно содержатся иностранные граждане от граждан РФ. В колониях-поселениях отдельно содержатся лица, совершившие преступления умышленно, и лица, совершившие преступления по неосторожности, а также лица, твердо вставшие на путь исправления.
Осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии. Перевод осужденного из одной колонии или тюрьмы в др того же вида режима возможен при наличии исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему содержанию осужденного в данной колонии или тюрьме (болезнь, изменение характера работы, соображения безопасности осужденного и т.п.). Перевод осужденного из одной колонии в др с иным видом режима, а также из колонии в тюрьму и из тюрьмы в колонию осущ-ся судом в случаях, предусмотренных законом. Перевод осужденного из исправительного учреждения в следственный изолятор или тюрьму допускается в двух случаях:
в связи с рассмотрением дела в суде;
в связи с производством следственных действий по делу о преступлении, совершенном другими лицами.
В первом случае срок такого перевода ограничивается сроком рассмотрения дела в суде, а во втором - 4 месяцами. Перевод в связи с рассм-ем дела в суде осущ-ся по определению суда, а перевод для производства следственных действий - с санкции прокурора. Наказание в виде смертной казни путем расстрела исполняется как правило, в тюрьме. Закон не конкретизирует вид исправительного учреждения или органа, который должен исполнять приговоры в виде смертной казни.

Виды учреждений и органов, исполняющих другие виды наказания

Для исполнения др-х уголовных наказании специальные г-ные орг не создаются. Функция исполнения наказания для них дополнительная. Исполнение наказаний в виде штрафа возложено на судебных приставов-исполнителей, суда вынесшего приговор, а также суда по месту нахождения имущества и по месту работы осужденного. Наказание в виде обязательных работ исполняются уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденного.
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного, колониями-поселениями и исправительными учреждениями. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется администрацией организации по месту работы осужденного, а также органами, правомочными аннулировать решения на занятие соответствующими видами деятельности. Если лицо в качестве основного наказания отбывает лишение свободы, а в качестве дополнительного приговорено к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то последнее наказание исполняется администрацией исправительного учреждения при решении вопроса о трудовом устройстве лица в исправительном учреждении. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.
Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и г-ных наград - на суд, вынесшего приговор. Аналогичное положение существует при исполнении наказании в отношении военнослужащих: исполнение ареста возлагается на командование гарнизонов, ограничение по военной службе - на командование воинских частей, учреждении, органов и воинских формировании. За осужденными условно военнослужащими контроль осущ-ся командованием по месту прохождения службы.
Лица, осужденные условно, находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции. Функция исполнения уголовного наказания возлагается, на специализированные г-ые органы, создаваемые в рамках Минюста России и Минобороны России.

Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Под контролем за учреждениями и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соотв-ия их деятельности требованиям уголовно-исполнительною законод-ва и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем. Контроль может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от S, которые его осущ-ют:
международный,
государственный,
общественный контроль
Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Формы международного контроля:
1. периодическое представление г-ом докладов о соблюдении прав человека.
2. сообщения иностранных г-в о нарушениях гражд-их и полит-их прав, применении пыток, др жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
3. индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией РФ, по указанным выше случаям.
4. посещения членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы г-ва-члена Совета Европы.
2-ая и 3-я формы международного контроля появились в 1991 году в результате признания нашим г-ом компетенции Комитета ООН по правам человека и Комитета ООН против пыток принимать и рассматривать сообщения др-х г-в и жалобы физических лип о нарушениях прав человека на территории РФ. Этой формой международного контроля установлено право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в межг-ные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутриг-ные средства их правовой защиты.
Г-ый контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

УИК впервые выделил самостоятельный вид контроля суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, существует 4-х видов.
1. При рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражд-их, сем-ых, тр-ых и адм-ых правоотношений, и дел особого производства, осущ-ый по правилам гражд-ого судопроизводства.
При производстве гражд-их дел деятельность администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, может явл предметом спора сторон по гражд-му делу. К примеру, при разрешении иска лица, утратившего трудоспособность во время отбывания лишения свободы, о возмещении ущерба, причиненного ему по вине исправительного учреждения. Либо, наоборот, при разрешении иска исправительного учреждения, иных юр-их или физ-их лиц о взыскании материального ущерба, причиненного осужденным во время отбывания наказания. Деятельность персонала может быть предметом судебного исследования, оценки и соответствующего реагирования при рассмотрении гражд-их дел в порядке особого производства (например, при решении вопроса о признании осужденного ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами), по делам, возникающим из адм-но-правовых отношений.
2. За деятельностью персонала - это контроль при производстве по уг-ым делам, осущ-ый по правилам уголовного судопроизводства. Его можно подразделить на два подвида:
а) контроль при рассмотрении уголовных дел в суде;
б) контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда.
Контролирующие функции суда проявляются при рассмотрении уг-ых дел о преступлениях, связанных с нарушением законности со стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания: злоупотребление служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, халатность и др должностные преступления.
Судебный контроль имеет место при рассмотрении уг-ых дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания. При рассмотрении таких уг-ых дел суды обязаны проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением прав осужденных, и в случае их установления суд обязан отреагировать на них путем вынесения частного определения с целью предупреждения подобных действий в будущем.
Контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, проявляется в стадии исполнения приговора, включающей в себя обращение приговора к исполнению, а также решение большого блока вопросов, касающихся различных аспектов исполнения наказания. Суд-ый контроль может осущ-ся и при рассм-ии судом вопросов освобожд-я от отбывания наказания. Это такие случаи, как:
условно-досрочное освобождение от наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и пожизненного лишения свободы;
освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных в связи с их болезнью;
освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, отбывающих обязательные работы, в случаях признания их в уст-ом порядке инвалидами 1 или 2 группы;
освобождение осужденной, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, от отбывания оставшейся части наказания.
Контрольные функции суда проявл-ся и при рассмотрении им вопросов замены наказания другим его видом, как с учетом примерного поведения осужденного, так и в связи с уклонением от отбывания назначенного наказания. К числу первых следует отнести замену лишения свободы, ареста (для военнослужащих) либо содержания в дисциплинарной воинской части более мягким наказанием; замену осужденной, которой предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, оставшейся части наказания более мягким наказанием. К числу последних - замену исправительных работ лишением свободы; штрафа - обязательными работами, исправительными работами или арестом и т. д. К этой же группе следует отнести решение суда о возвращении осужденной, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, в соответствующее учреждение для отбывания неотбытой части наказания.
Последняя группа - это вопросы, связанные с местом и временем отбывания (исполнения) наказания. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы. В отношении таких наказаний, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и г-ых наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе и конфискации имущества, в суд сообщается об окончании их исполнения.
3. При рассмотрении судом предложений, заявлений и жалоб осужденных на действия персонала. Предложения, заявления и жалобы могут быть вручены осужденными непосредственно судье. Судьи осуществляющие судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания, при исполнении служебных обязанностей вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения.
Предложения и заявления осужденных рассм-ся судом в обычном порядке. Для рассмотрения жалоб на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, уст особый процессуальный порядок, который применяется в случаях, уст-ных законод-ом РФ. Могут быть обжалованы действия г-ых орг, общ-ых организаций и должностных лиц:
в результате которых нарушены права и свободы гражданина,
созданы препятствия осущ-ию гражданином его прав и свобод,
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность,
незаконное привлечение к ответственности.
Не могут быть обжалованы в суд в соотв-ии с указанными законод-ыми актами действия или решения должностных лиц, в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Ведомственный контроль за деятельностью уголовно-исправительных инспекций, арестных домов, исправительных центров и учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, осущ-ся Минюста РФ. Формы ведомственного контроля Минюста России разнообразны. Контроль за деятельностью учреждений и орг, исполняющих наказания, осущ-ся путем предоставления отчетности, в том числе г-ной статистической, в вышестоящие органы управления этими учреждениями и органами.
Важными формами контроля за деятельностью персонала являются ревизии или проверки производственной либо финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Эта форма применяется при осущ-ии контроля за деятельностью администрации учреждений и органов, которые осущ-ют производственную либо финансово-хозяйственную деятельность.
Одной из форм ведомственного контроля является посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, которое осущ-ся должностными лицами вышестоящих орг без специального на то разрешения. В процессе таких посещений контролирующие функции осущ-ся путем личного ознакомления должностных лиц с усл-ми и результатами деятельности администрации, усл-ми содержания осужденных и правопорядком во время исполнения наказания и т. д. Во время посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, проверяющие могут проводить опрос персонала и осужденных, знакомиться с необходимыми документами, например личными делами осужденных, и т.п.
Предложения, заявления и жалобы на действия администрации могут быть поданы на личном приеме осужденных, их родственников, иных граждан, который, осущ-ся в процессе проведения комплексного инспектирования учреждений и органов, исполняющих наказания, либо их целевой проверки. Кроме того, личный прием может осущ-ся и в процессе повседневной деятельности, вне связи с инспекторскими или целевыми проверками деятельности персонала.
При значимости форм ведомственного контроля наиболее важной формой явл-ся инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, которое осущ-ют центральные органы уголовно-исполнительной системы Минюста России. В процессе проведения инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, в комплексе. Применительно к исправительным учреждениям проверке подлежит оперативно-служебная, производственная, финансово-хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подготовка, соблюдение законности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных и т.п.
Инспекторская проверка, как и иные формы ведомственного контроля, важна не только как средство выявления недостатков в деятельности администрации этих учреждений и органов, но и как необходимая мера повышения эффективности их деятельности. Для выполнения этой задачи по итогам инспектирования разрабатывается план реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования. После его утверждения за выполнением плана уст-ся контроль должностных лиц вышестоящих орг, что служит гарантией того, что выявленные недостатки в деятельности персонала будут устранены. За деятельностью дисциплинарных воинских частей, гауптвахт, а также командования воинских частей контроль осущ-ют в порядке, уст-ом воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами, Министерство обороны РФ, Генеральный Штаб РФ.



Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Согласно ФЗ "О прокуратуре РФ" прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осущ-их от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При этом почти вся деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, поднадзорна органам прокуратуры. В порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и т. д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.
Надзор за оперативно-розыскной деят-ю учреждений и органов, осущ-ся орг-ми прокуратуры. Им же поднадзорно проведение дознания в этих учреждениях и органах. Распространяется прокурорский надзор и на деятельность учреждений и органов по исполнению наказания. Предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются:
законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание;
соблюдение уст-ых закон-ом РФ прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;
законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Все эти вопросы непосредственно связаны с оценкой деят-ти персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, рассмотрение законности нахождения лица в исправительном учреждении означает проверку с помощью средств прокурорского надзора действии его администрации. Аналогичное положение имеет место и тогда, когда средствами прокурорского надзора выявляются, предупреждаются и пресекаются действия должностных лиц учреждении и органов, исполняющих наказания, ущемляющие общегражданские права и законные интересы осужденных, уст-ие дополнительные обязанности для осужденных, не обусловленные уст-ыми законом порядком и условиями отбывания наказания.
Осуществляя надзор, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленные прокурору как S надзора за исполнением наказания. Одним из полномочий прокурора явл проверка порядка и условий исполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания. В процессе личных посещений прокурор непосредственно знакомится с деятельностью администрации, в частности проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений, знакомится с оперативными материалами и т.д.
Прокурор вправе проводить проверку соответствия закону приказов, распоряжении и постановлении персонала учреждении и органов, исполняющих наказания. Одновременно подвергается проверке законность и обоснованность постановлении должностных лиц о наложении дисциплинарных взыскании. В случае выявления акта, противоречащего закону, прокурор вправе потребовать личных объяснении от должностных лиц по поводу принятия незаконного решения с последующим его опротестованием.
Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат. Они могут подаваться в письменном виде или излагаться устно. Обращения осужденных, свидетельствующие о нарушениях закона со стороны персонала, берутся прокурором под особый контроль. Прокурор обязан рассмотреть поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим.
Одной из основных форм предупреждения нарушении законности в деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания является санкционирование прокурором некоторых действии его должностных лиц. Получение санкции требуется, когда в действиях этих лиц, затрагивающих наиболее существенные права и законные интересы осужденных, как правило, к лишению свободы: задержание осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы, на введение режима особых условий в исправительных учреждениях и т.д.
Важной формой устранения нарушений законности являются предложения прокурора относительно соблюдения уст-ых законом правил отбывания наказания. Другим средством устранения нарушений законности являются постановления прокурора, в их числе предусмотрены права по освобождению каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания, отмене дисциплинарных мер взыскания, наложенных в нарушение закона на осужденных, по немедленному освобождению их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Следующей формой реагирования прокурора на нарушения законности является представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Оно вносится прокурором, по фактам систематически встречающихся нарушении законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Должностные лица этих учреждений и органов либо вышестоящего органа, куда внесено представление, обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении. Не позднее месячного срока ими должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.
Самостоятельным средством реагирования прокурора на, нарушение законности является принесение протеста в отношении должностных лиц, издавших противоречащие закону приказ, распоряжение или постановление. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления. Дополнительной гарантией оперативного устранения незаконных действий персонала является то, что до рассмотрения протеста должностные лица персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, обязаны приостановить действие опротестованного акта.


Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания

Статья 23 УИК в общей форме провозглашает, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. Формы этого содействия раскрыты лишь применительно к воспитательным колониям. В законе названы две из них - попечительский совет и родительский комитет.
Попечительские советы образуются в воспитательных колониях для оказания помощи администрации в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц.
В наше время Попечительский совет мог бы организовать благотворительную деятельность в пользу колонии различных коммерческих структур, спонсоров. Важна роль советов и в деле подготовки осужденных к освобождению, в заблаговременном выяснении обстановки в семье, при необходимости в решении вопроса о направлении подростка после освобождения в интернат, назначении попечителей, подыскании места работы.
В состав совета могут входить представители местных органов самоуправления, г-ых предприятий, учреждений, организаций, общ-ых объединений и граждан. При подборе членов попечительских советов необходимо учитывать их должностное положение, а также их возможность и желание участвовать в работе попечительского совета. При этом следует заранее наметить те направления в работе совета, по которым тот или иной член совета сможет оказать помощь колонии. Например, директор завода сможет организовать шефскую помощь, сотрудник службы занятости - обеспечить трудоустройство освобожденных, руководитель отдела народного образования - помочь с подбором учителей для школы колонии и т.д.
Организация и деятельность попечительского совета регламентируются примерным положением, утверждаемым Правительством РФ. В воспитательных колониях могут создаваться также родительские комитеты. В них включаются с их согласия родители осужденных, содержащихся в данной колонии, лица, их заменяющие, другие близкие родственники. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии. Цель создания таких комитетов - повышение эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказание помощи администрации воспитательных колоний.
В некоторых воспитательных колониях создаются родительские комитеты и при колониях, и при отрядах. В этом случае родительские комитеты колоний осущ-ют методическое руководство отрядными родительскими комитетами. И в те, и в другие комитеты следует подбирать родителей и иных лиц с учетом их индивидуальных качеств, уровня образования, авторитетности среди воспитанников колонии, возможности оказывать на них положительное влияние, получения иной помощи колонией. Имеет значение также фактическая возможность того или иного лица уделять время работе в родительском комитете.
В колониях создаются советы воспитателей при начальнике отряда. Туда входят сотрудники разных служб учреждения, учителя школы, функционирующей при колонии, мастера производственного обучения, преподаватели профессионально-технических училищ. Задачи совета - оказание помощи начальнику отряда в работе с осужденными. Нередко отдельные члены совета закрепляются за наиболее трудными в воспитательном отношении осужденными и осуществляют шефство над ними.
На заседании советов воспитателей во многих учреждениях практикуется предварительное рассмотрение таких вопросов, как перевод на другие условия отбывания наказания, разрешение на выезд из колонии на время отпуска, представление к условно-досрочному освобождению или замене наказания более мягким и др. С другой стороны, советы воспитателей рассматривают вопросы, связанные с применением взысканий за допущенные осужденными нарушения режима, переводом в помещения камерного типа, в единые помещения камерного типа, в тюрьму.
В некоторых колониях практикуется такая форма воспитательной работы, как приглашение для встреч с осужденными знатных людей страны, ветеранов труда, участников ВОВ, бывших осужденных, которые ныне успешно работают. В колониях, особенно воспитательных, часто выступают родители и другие родственники, способные оказать на осужденных воспитательное воздействие. В ряде учреждений, особенно женских, практикуются выставки фотографий детей осужденных, предметов их творчества. Организуются стенды писем детей и других родственников, разумеется, с разрешения адресатов.



СОДЕРЖАНИЕ