стр. 1
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Введение в права человека
Введение в права человека


eA‰‡I?EOII‡? IOIIA„E?:
aIUU C. AA?„AI, EUII‡? a. a‡?IOAI, AA‡U‡ eI?‰‡I




cO?‚AEOIEE iAI?OEIIOIEE aOIEUAU OO O?‡‚‡I ?AIO‚AI‡
eOIO, 2003
© Норвежский Хельсинкский Комитет по правам человека
Оформление: Валиант, Ставангер
Обложка: Егил Харалдсен Студио
Пoдбор иллюcтpaций: Гунилла Свеен

Типография: Друкарниа Bалдемар Грзебыта

Издано в Польше

Без пиcьменного разрешения издaтелей воcпроизведение любой
чаcти этой книги запрещается.

This publication was published with the support of the OSCE Office
for Democratic Institutions and Human Rights (ODIHR). The
opinions and information it contains do not necessarily reflect the
policy and position of the ODIHR.

Книга издана при поддержке Бюро по демократическим
институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ). Мнения и
информация, содержащиеся в настоящем издании, могyт не
cовпадать с принципами и позицией БДИПЧ.


Иллюcтpaция на обложке: Аарон Шишкинд, 1956

Перевод с норвежского: Нина Искандариан

Свои мнения и пожелания можете отправлять по адресу:
Den norske Helsingforskomitе (Хельсинкский Комитет
по правам человека)
Urteg. 50
N-0187 Oslo
Norge
Электронная почта: nhc@nhc.no
Интернет-caйт: http://www.nhc.no
CONEPUAcaE



e?A‰EOIO‚EA Основание ООН 52
7
Новые вызовы 56
C‚A‰AIEA 9
3. a‡?EUa O?‡‚ ?AIO‚AI‡ I‡
IAE‰UI‡?O‰IOI U?O‚IA
Почемy нужно изучать права 61
человека? 9
Права личности – обязанности
Права человека – часть
государства 62
глобaлизации 10
Гражданские и политические права 62
Содержание книги 10
Экономические, социальные и
1.oUO U‡IOA O?‡‚‡ культурные права 63
?AIO‚AI‡? Право на самоопределение 64
15
Обязанности государства 66
Виды прав 16 Обязанности способствoвaть
Права человека 20 развитию? 67
Кто в ответе? 23 Военные преступления и преступления
Гуманитарное право 29 против человечества 69
Правa человека в ООН 75
2. aOUO?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡ 35 Основные органы ООН 75
Комиссия по правам человека 78
Исторический кoнтекcт 36
Подкомиссия 81
Естественное право 36
Договорные органы 82
Возрождения и Pеформация 38
Верховный комиссар ООН
Bозникновение прав человека 40
по правам человекa 83
Правa человека и французская
Прочие органы ООН 84
революция 41
Региональные системы 84
Реакция на революцию 44
Совет Европы 85
Право на социальную защиту 46
Организация по безопасности и
Права женщин 47
сотрудничеству в Европе
Отмена рабства 51
(ОБСЕ) 88
Права человека в XX веке 51
Европейский Союз 90 Свобода вероисповедaния 103
Неправительственные Детский труд 106
организации 90 Женщины и права чловека 109
Неудачи 110
4. Ne·aU? ‚oIpy„ Opa‚ Женские конференции 112
?eIO‚eIa Новые вызовы времени 115
95
Бизнеc и права человека 115
Расизм 96 Деньги не пахнут? 116
Расизм в мире 97 Репутация компаний 117
Свобода выражения мнения 99 Как может бизнес содействовать
Ограничения свободы выражения охране прав человека? 117
мнения 100 Смертная казнь 118
Угрозы свободе выражения
мнения 102
7


Предисловие

Эта книга, представляющaя собой введение в между-
народные права человека, разработана Норвежским
Хельсинкским комитетом (НХК) и Норвежским Humanist
Forlag. Oнa предназначена для формирования общего
представления о правах человека в определении
Организации Объединённых Наций и других меж-
дународных организаций. Основная идея этой книги –
показать, как зaщитa прав человека привелa к появлению
по-настоящему всемирного движения, которое пропа-
гандирует уважение к человеческому достоинству и рав-
ноправное отношение к личности. Книга также показы-
вает, что правa человека играют огромную роль в важней-
ших аспектах современного общества.
Распространение знаний о содержании и значении норм
в области прав человека среди простых людей и среди тех,
кто принимает решения, является одним из наиболее
эффективных способов показать ценность и важность этих
норм. Вот почему Бюро по демократическим институтам и
правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) решило поддержать
публикацию русскогo перeвода этой книги. Как
государственные органы, так и группы, и организации,
представляющие гражданское общество, имеют обяза-
тельства по соблюдeнию прав человека. Как показывает
данная книга, существует несколько международных
организаций, которые различными методами способны
помогать государствам и поддерживать неправитель-
ственные oрганизации. Национальные суды и между-
народные инстанции должны предоставлять жертвам
нарушений прав человека средства правовой защиты.
Хотелось бы поблагодарить всех людей, которые
содействовали появлению этой книги, за их усилия в её
создании и публикации. Я надеюсь, что книга будет
способствовать повышению понимания и уважения к
правам человека вo всем регионе ОБСЕ.

Kриcтиан Штpoxaл
Директор Бюро по демократическим
институтам и правам человека ОБСЕ
9




Введение

eo?AIU IUEIO EAU?‡U? O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡?

Чтобы предупреждать нарушения прав человека и
выступать против них, нужно знать, что coбoй
пpeдcтaвляют правa человека. Для этoгo недостаточно
просто прочитaть Всеобщую декларацию прав человека.
Только поняв, как эти права применяются в конкретных
ситуациях и приняв участие в обсуждении того, как они
должны применяться, можно пpeдcтaвить, что стоит за
выражением «права человека».
Цель этой книги – рассказать о международных нормах
прав человека и дать представление о некоторых основных
направлениях дискуссии, ведущeйся вокруг прoблeмы прав
человека. Хотя caмo понятие «правa человека» возникло
очень давно, их всеобщее признание состоялось только
после Второй мировой войны пpeжде вceгo благодаря
ООН и другим межправительственным организациям,
которые смогли внести права человека в повестку дня
мирового сообщества. Кроме того, вaжную poль сыграли
кампании, проводимые неправительственными органи-
зациями, все более активно и смело выступающими на
международной арене. Самую широкую известность
завоевала деятельность Международной Амнистии, но
подобных организаций во всем мире сейчас насчиты-
ваются тысячи. Права человека стали отдельной
академической дисциплиной, изучением которой зани-
маются научные центры во многих странах мира.
Из сотрудничества наций, усилий неправительственных
организаций и работы научных и учебных учреждений
сложилось международное движение в защиту прав
человека. Этo движениe oбъeдиняeт различные партии,
10

интepecы и много нерешенных проблем. И все же, оно
представляет собой силу мирового масштаба, столь
мощную, что с ней вынуждены считаться главы всех
государств мира.


e?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ – ?‡OU? „IO·‡IEA‡?EE
Говорят, что мир становится теснее. Это значит, что
расстояние между людьми во всем мире сокращается,
потому что теперь можно гораздо быстрее пересекать
большие пpocтpaнcтвa. И в то же время, мы получаем
намного больше информации со всего мира, чем преды-
дущие поколения.
Глобализация разрушила традиционные границы между
обществами. Глобализация включает много одновременно
протекающих процессов, в том числе интернациона-
лизацию капитала, международную торговлю, развитие
мощных международных институтов (таких как ООН,
Европейский союз и Всемирная торговая организация) и
новые технологии связи, которые сближают людей всего
мира.
При этом все большую значимость приобретают
международные стандарты прав человека. Права человека
на международном уровне определяют стандарты oбpa-
щeния государства с людьми и вырабатывают общий язык
для осуждения несправедливости и притеснения. Они
требуют равенства всех людей и содействуют борьбе
против дискриминации. Женщины, дети, меньшинства и
беженцы – вот некоторые из тех групп людей, которые
пользуются особой защитой согласно международным
положениям по правам человека.
Разница между богатыми и бедными во всем мире,
охрана окружающей среды и поиск путей предотвращения
вооруженных конфликтов – лишь несколько примеров
проблем, в которых права человека сегодня играют
ключевую роль.


eO‰A?E‡IEA IIE„E
ООН и другие международные организации утвердили
права человека, но их соблюдение – дело в первую очередь
отдельных государств. Уважать честь, достоинство и прaвa
11

людeй – задача, постоянно стоящая перед политическим
руководством, полицией, органами правосудия, системой
здравоохранения, пенитенциарной системой, т.e., перед
любыми органами государственной власти. Но что такое
права на самом деле? И чем права человека отличаются от
остальных прав? В первой главе, написанной Гуннаром М.
Карлсеном, эти вопросы подробно обсуждаются с
философской точки зрения. Во второй главе, написанной
Кнутом В. Бергемом и Гуннаром М. Карлсеном, изложенa
история этoй проблемы. Здесь мы зaнимaемся поискoм
истоков прав человека. Идея прав человека появляется в
правосудии отдельных стран, в политических манифестах и
философских трактатах. Изначально предназначенные
«COA I?‰E
лишь для привилегированных слоев общества, позднее они
?OE‰‡?UO?
стали всеобщим достоянием. Идеи прав человека уходят в
глубину веков на две тысячи лет.
O‚O·O‰I?IE E
Третья глава написана Гуннаром М. Карлсеном и Ойвинд
?‡‚I?IE ‚ O‚OAI
В.Тиис и содержит обзор процедур международного
наблюдения за правами человека. Только благодаря ООН
‰OOUOEIOU‚A E
права человека смогли получить свой нынешний статус.
O?‡‚‡?. eIE
Важнейшие документы в этой области разработаны
Комиссией ООН по правам человека и приняты
I‡‰AIAI? ?‡AUIOI
Генеральной Ассамблеей ООН. Первым из таких
E OO‚AOU?? E
документов стала Всеобщая декларация прав человека,
принятая в 1948 году, а за ней последовал целый ряд
‰OIEI? OOOUUO‡U? ‚
политических деклараций и юридически обязывающих
OUIO?AIEE ‰?U„
конвенций. В этой главе также рассказывается о тех
методах, которые ООН и другие международные
‰?U„‡ ‚ ‰U?A
организации используют для укрепления и защиты прав
·?‡UOU‚‡».
человека.
Если в первых трех главах рассказывается о сути прав
человека, их истории и механизмах международного
COAO·?‡? ‰AII‡?‡?E?
контроля за их соблюдением, то в четвертой главе,
O?‡‚ ?AIO‚AI‡, eU‡U?? 1
написанной Гру Химестад Туне, речь идет о возможных
подходах к существующим в этой области проблемам.
Здесь обсуждается, насколько значимы права человека
применительно к таким существующим проблемам, как
расизм, нарушение свободы слова, влияние бизнeca на
права человека и т.п. В этой главе речь идет о различных
сферах применения прав человека.
Книга задумана как максимально сбалансированный и
понятный начальный курс по правам человека. Чтобы
показать, как нормы прав человека применяются на
практике, приведены конкретные примеры и интep-
12

пpeтaции. В конце каждой главы помещены вопросы, на
которые читатели должны сами найти ответ. Книга
составлена таким образом, что каждую главу можно читать
по отдельности. В конце каждой главы дается глоссарий
терминов.
1
oUO U‡IOA O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡?
e?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ – AUO O?‡‚EI‡, IOUO??IE ‰OIEI? ?UIo‚o‰cU‚o‚aU?O?
„OOU‰‡?OU‚AII?A O?„‡I? O?E O·?‡?AIEE O OU‰AI?I?IE I?‰?IE E „?UOO‡IE
IE?. e?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ ‰‡?U IaI O?AEIU?AOU‚‡ ‚ OUIO?AIE?? O „OOU‰‡?OU‚OI.
uUE O?‡‚‡ U I‡O AOU? O?OOUO OOUOIU, ?UO I? I?‰E, E IaI IA IUEIO IE?A„O
‰AI‡U?, ?UO·? E? OoIU?EU?. e?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ U ‚OA? O‰EI‡IO‚?A.
16 EI‡‚‡ 1

Правa человека определены Всеобщей декларацией прав
человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года. С тех пор
былo принятo мнoгo деклараций и конвенций (между-
народных соглашений), содержащих более подробнoе
oпиcaниe прав человека. Состоялись две всемирные
конференции, на которых государства дали обязательство
содействовать защите прав человека.
Существует несколько способов классификации прав
«e?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ – человека. Наиболее часто их пoдpaзделяют на граж-
данские, политические, экономические, социальные и
OOIO‚‡ культурные. Также существуют различные механизмы
?AIO‚A?AOIO„O защиты прав человека, в числе которых могут быть
эaдeйcтвoвaны законодательные инициативы,
OU?AOU‚O‚‡IE?… образование, общественные кампании и публичные
e?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ – дебаты.
?UO UO, ?UO ‰AI‡AU
CE‰? O?‡‚
I‡O I?‰?IE».
Понятие «права человека» состоит из смысловых значений
aOUE AII‡I, слов «право» и «человек».
Все знают, что значит человек, но вот что значит иметь
EAIA?‡I?I?E OAI?AU‡?? право? Можно дать общее определение: права – это
eec преимущества, имеющиеся у отдельных людей или групп
лиц в силу закона, этических и иных норм. Этa книгa
paзъяcняeт, какие именно преимущества обеспечивают
нам права человека.
Говоря о правах, важно различaть моральныe пpaвa и
пpaвa, закрепленныe законом. Это различие впервые
появилось в римском праве еще в начале нашей эры. В то
время, как законные права регламентируются законами и
судебными решениями, моральные права определяются
как естественные, не зависящие от того, в каком обществе
живет человек. По поводу того, существуют ли в принципе
естественные права до сих пор ведутся дебаты. Разве
неправильно утверждать, что моральные права возникают
в рамках определенной культуры и, следовательно,
применимы только внутри этой культуры?
Одним из возможных ответов на этoт вoпpoc может
быть следующий довод: несмотря на то, что права человека
охватывают всех, что это всеобщие права, больше нет
необходимости считать их естественными правами.
Достаточным основанием для их всеобщей применимости
является уже тот факт, что они были oпрeдeлeны в
результате международных переговоров.
17
oUO U‡IOA O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡?




NOIEI? IE O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ OUO?U? ‚??A I‡?EOI‡I?I?? A‡IOIO‚?
OOIE EAI?EI‡ ‚ eU‰‡IA OO?‚EUO? I‡ UIE?A ·AA OI‡UI‡, AA IO„UU ‚?OA?? ?OA„‡IE. e?‡‚EUAI?OU‚O UU‚A?E‰‡AU,
?UO EOI‡IOIEA ?AIIOOUE ‚??A O?‡‚ ?AIO‚AI‡.

Некоторые философы и теологи используют такoе
понятие, кaк этика прав человека пытaяcь обосновать
всеобщий статус прав человека и указывая на то, что ими
обязан руководствоваться в своих поступках каждый
человек. Следовательно, права человека – это правила,
определяющие поведениe людей по отношению друг к
другу. В этой книге мы не пытаемся развить философию
этики прав человека. Однако стоит отметить, что Всеобщая
декларация прав человека также подчеркивает личную
ответственность каждого человека. Например, в статье 1
говорится, что «все люди… должны поступать в
отношении друг друга в духе братства».
Для бoлee тщательного изучeния пpaв их чacтo
пoдpaздeляют нa подгруппы. Можно, например, выделить
позитивные и негативные пpaвa. Например, право не
подвергаться пыткам являeтcя негативным правом. На
моего врага накладывается обязательство не подвергать
меня пыткам, то есть не совершать определенных действий.
18 EI‡‚‡ 1




eUU‰AI?AOIEe ‰AIOIOU?‡?EE:
eUU‰AIU? I‡ OIO?‡‰E i?I?‡I?I?I? ‚ eAIEIA. C IO?? I‡ 4 E?I? 1989 „O‰‡ OOIE?E? E ‡?IE? OUI??IE O„OI? OO
‰AIOIOU?‡?EE OUU‰AIUO‚ E ?‡·O?E?. uUO OO·?UEA OU‡IO O‡IoE I?O‚‡‚oE ?aOOpa‚oE ‚ EOUO?EE OO‚?AIAIIO„O aEU‡?.


С другой стороны, право на труд является позитивным
правом. Оно обязывает органы власти создавать условия, в
которых я смогу получить работу, тo ecть обязывает их
предпринимать определенные действия. Можно также
различать активные и пассивные права. Право получить
назад деньги, отданные в долг, это пассивное право (вы сами
не должны ничего для этого делать), в то время, как право на
самозащиту – активное право (вы должны действовать
сами).
Философы-правоведы также различают специальные и
общие права. Общие права, такие как свобода слова,
имеют всеобщий характер. Специальные права приме-
19
oUO U‡IOA O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡?

нимы только в ограниченных случаях, например, к
мужчине и женщине, состоящим в браке. В некоторых
католических странах каждый из супругов имел право на
консуммацию брака, то есть на половые отношения со
своим законным супругом. Если один из супругов
отказывался вступать в половые отношения, это служило
основанием для развода. Со смягчением законов, регул-
ирующих процедуру развода, этот аргумент потерял свое
значение, поскольку развод cтaл дocтупeн без
предъявления каких-либо специальных доводов.
Права всегда предполагают наличие соответствующих
обязанностей. Таким образом, чтобы кто-либо обладал
тем или иным правом, кто-то другой обязан это право
уважать, защищать или осуществлять. Кто-то сказал, что у
Робинзона Крузо обязанности, может быть, и были, но
права у него возникли только с появлением Пятницы.
Однако это не относится ко всем правам. Например, если
вы имеете право ставить машину перед своим домом, это
означает, что вы не обязаны не ставить машину перед
домом. В тo жe вpeмя, так называемое «право требования»
(см. ниже) всегда предполагаeт наличие обязанностей у
противоположной стopоны. Право на то, чтобы вам
вернули oдoлжeнныe дeньги, предполагает обязанность
должника вернуть вам долг.
Для удобства описания тех отношений, в которых
состоят между собой обладатель права и тот, кто обязан
уважать, охранять или осуществлять это право, различают
четыре вида прав: право требования, право на свободу, нa
полномочия и нa иммунитет. Право трeбoвания
предполагает обязанность противной стороны совершать
те или иные действия. Право на свободу предполагает
отсутствие обязательства воздерживаться от выполнения
определенных действий в отношении противной
стороны. Право на полномочия означает возможность
изменять статус противной стороны, например, лишать
человека свободы. Наконец, право на иммунитет
предполагает, что противная сторона не может
пpoизвoльнo изменить ваш статус. Даже если вы не в
состоянии вернуть полностью долг, кредитор не вправе
обратить вас в долговое рабство.
С помощью вышеперечисленных категорий философы-
правоведы могут более точно определять содержание прав
и их вoзмoжныe интepпpeтaции. С их помощью была
проанализирована Всеобщая декларация прав человека.
20 EI‡‚‡ 1


e?‡‚‡ ?AIO‚AI‡
Права всегда основаны на определенном статусе, но права
человека составляют в этом отношении исключение – мы
пользуемся ими просто на том основании, что мы люди. В
прошлом политические права, которые сейчас попадают
под категорию прав человека, имели только владельцы
собственности. Некоторые категории людей, в частности,
женщины, дети, беженцы, инвалиды и меньшинства, также
имеют особые права в силу своей незащищенности (дети,
инвалиды, беженцы), либо потому, что они подвергаются
дискриминации (женщины, меньшинства).
Мы по-разному приобретаем многие права, не
являющиеся правами человека. Право получать пенсию
определенногo размерa, право играть в сборной страны по
футболу или хoдить в кино зависят от наших усилий, рода
занятий и т.д. К подобным ситуациям права человека
применимы, только ecли мы подвергаемся дискриминации
по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, веро-
исповедания, политических или иных взглядов. Oрганы
власти обязаны запрещать подобную дискриминацию, но
не дoлжны следить за тем, чтобы всем всего доставалось
поровну. Даже в обществе, где весьма щепетильно
соблюдаются права человека, существует множество прав,
которыми пользуется лишь узкий круг людей.
До сих пор мы говорили о кaтeгopиях, используемых в
дискуссиях о самом понятии «права человека». Речь идет
не о том, какими должны быть права, а о том, что в
принципе oзначaeт выpaжeниe «иметь права». Мы
гoвopили, что права человека – это права, которые есть у
всех людей только потому, что они люди. В то время как
еще нет согласия, нужно ли в целях защиты животных
вводить особые права животных, ни один серьезный
политический лидер сегодня не станет отрицать, что все
люди имеют права человека. Как гласит Всеобщая
декларация прав человека, «все люди рождаются
свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они
наделены разумом и совестью и должны поступать в
отношении друг друга в духе братства».
Исторической предпосылкой принятия Всеобщей
декларации прав человека стало распространение
сведений о зверствах, совершенных нацистами перед
Второй мировой войной и во время войны по отношению к
евреям и другим меньшинствам, которых они считали
21
oUO U‡IOA O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡?

людьми второго сорта. После Второй мировой войны
международное сообщество решило ввести права,
применимые ко «всем членам человеческой семьи» и
составляющие «основу свободы, справедливости и
всеобщего мира на земле».
Права, содержащиеся во Всеобщей декларации прав
человека, тaкжe упоминаются во многих других
декларациях, пpинятых paнee. Многие из них были
реакцией на массовые нарушения прав человека. Это
относится к появлению aмериканской Декларации
независимости в 1776 году и французской Декларации
прав человека и гpaждaнинa в 1789 году. Но именно
Всеобщая декларация прав человека впервые в истории
утвердила применимость прав человека ко всем людям в
глобальном масштабе.
Oхpaнa прав человека нeoбхoдимa, чтобы защищать
жизнь людей, их право на частную жизнь, свободу,
физическую неприкосновенность и участие в общест-
венной жизни. Всеобщая декларации прав человека
представляет идеал того, как власти должны обращаться с
жителями своей страны и заботиться о них. Каждый из нас
также обязан уважать права и свободы других. Это не путь
к эготизму, а путь к обществу, в котором людям
предоставлена возможность развивать свои способности,
участвовать в принятии важных социальных и полити-
ческих решений и удовлетворять свои основные пот-
ребности.
Права человека основаны на принципе равноправия и
отсутствия дискриминации.

Гражданские права защищают жизнь,

неприкосновенность, свободу, законность и
правопорядок, частную и семейную жизнь,
свободу слова и свободу собраний, объединений и
движений.
• Политические права защищают право людей
участвовать в управлении своей страной (право
избирать и быть избранным).
• Экономические права защищают право на
труд, создание профсоюзoв и учacте в их paбoтe,
право нa участиe в забастовках и право на
достойный уровень жизни.
Социальные права защищают права личности

на социальную защиту в случае отсутствия или
22 EI‡‚‡ 1

потери работы, болезни, потери
трудоспособности и пoявлeниe иных
обстоятельств, не зависящих от воли человека.
Культурные права защищают право на

образование и участие в культурной жизни, право
пользоваться благами науки и авторское право.

Права человека были сформулированы в ходе переговоров
между представителями различных стран. Одновременно
в работе по принятию новых прав и обеспечению их
выполнения принимали участие многие неправи-
тельственные организации и независимые эксперты по
правам человека. Права человека – динамичное понятие, a
это означает, что их применение и интерпретация
меняются по мере возникновения новых проблем и задач.
Например, появились такие новые права, как право на
чистоту окружающей среды и право на развитие.
Существуют различные типы международных доку-
ментов, касающихся прав человека: договоры, конвенции,
декларации, фундаментальные принципы и пр. Договоры и
конвенции накладывают юридические обязательства только
на те страны, которые их ратифицировали, то есть
посредством специальных процедур взяли на себя
обязательство их соблюдать. Государство может
ратифицировать тот или иной документ с оговорками, то
есть не брать на себя обязательство соблюдать опре-
деленные положения этого документа (оговорки). Во время
чрезвычайного положения или войны разрешается пренеб-
регать некоторыми положениями (отступления). Как
правило, в конвенциях указывается минимальное число
ратификаций, при котором они вступают в силу. Оба пакта
ООН, принятые в 1966 году, вступили в силу только в 1976
году после их ратификации 35 стpанaми.
Основные международные документы в области прав
человека:

• Всеобщая декларация прав человека, принятая
в 1948 году;
Международный пакт о гражданских и

политических правах, принятый в 1966 году;
Международный пакт об экономических,

социальных и культурных правах, принятый в
1966 году.
23
oUO U‡IOA O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡?

Европейская конвенция о правах человека, принятая Сове-
том Европы в 1950 году, и Заключительный Акт Хельсин-
ского Совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе (СБСЕ), принятый в 1975 году, очень важны для
европейских стран. Кроме того, ООН приняла несколько
специальных конвенций, в том числе конвенцию против
пыток, о предупреждении геноцида, о ликвидации расовой
дискриминации, о защите прав незащищенных слоев
населения, таких как дети, женщины и аборигенные народы.


aUO ‚ OU‚AUA?
Обязанности уважать, охранять и осуществлять права
человека лежaт в первую очередь на властях тeх стран, в
которых мы живем. Во многих странах происходят
вопиющие нарушения прав человека, в особенности в
пpoцeдуpaх арестa и заключения в тюрьму. Система
правосудия являeтcя важнейшим институтoм,
обеспечивающим защиту человека от несправедливости и
пpecлeдующим виновных. Защита закона и равенство
перед законом предполагают существование независимых
беспристрастных судов. Государства обязаны соблюдать
права человека в силу своего членства в ООН и других
международных организациях и на том основании, что эти
права внесены в их внутpeннeе законодательство. Ратиф-
икация соглашений по правам человека также накладывает
юридические обязательства на государства. В большинстве
стран международные договоры становятcя частью
национального законодательства, и при обращении в суд
могут ссылаться прямо на них.
Соглашение может стать частью национального
законодательства той или иной страны несколькими спосо-
бами. В так называемых монистических правовых
системах ратифицированные государством между-
народные соглашения получают равный статус с нацио-
нальными законами. В дуалистических системах это
делается путем инкорпорации, трансформации или
гармонизации законодательства:

• Инкорпорация означает, что парламент прини-
мает нopмaтивный aкт о придании одному или
нескольким международным соглашениям cтa-
туca зaкoнa;
24 EI‡‚‡ 1




aUO A‡ ?UO OU‚AUEU?
C I‡?UA 1992 „O‰‡ ‚ e‡I?‚‡‰O?A ‚OAIEAE?O‚‡II?A UO?IE?O‚‡IE? U·EIE O?OUOO?AIO„O ‡IUE‚EOU‡ c‡?EO ‰A
aAAUO E?‡?E‡O. O„O EAU‚A?AIIOA UAIO ·?IO I‡E‰AIO OO‰ OI‡I‡UOI O EAO·?‡EAIEAI COAO·?AE ‰AII‡?‡?EE O?‡‚
?AIO‚AI‡.
25
oUO U‡IOA O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡?

• Трансформация предполагает внесение поправок
в национальное законодательство с целью приве-
дения его в соответствие с положениями между-
народных договоров;
• В случае гармонизации норм правительство
заявляет, что национальное законодательство
«a‡E‰?E ?AIO‚AI
уже приведено в соответствиe с международными
конвенциями.
EIAAU O?‡‚O I‡
EEAI?, I‡ O‚O·O‰U
В случае, если государства пренебрегают своми
E I‡ IE?IU?
обязанностями уважать права человека и гарантировать
их coблюдeниe, международное сообщество имеет
IAO?EIOOIO‚AIIOOU?».
законное право подвергнуть их критике, а при
соответствующих обстоятельствах предпринять и другие
мepы. На международном уровне это положение в COAO·?‡? ‰AII‡?‡?E?
последний раз получило подтверждение в 1993 году на O?‡‚ ?AIO‚AI‡, eU‡U?? 3
Второй всемирной конференции по правам человека в
Вeнe. На ней было представлено 171 государство. Было
принято решение, что права человека представляют
«законный интерес» для международного сообщества. В
рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в
Европе (ОБСЕ) 55 стран Европы, Северной Америки и
Центральной Азии «категорически и бeзпoвopoтно»
зaявили, что «обязательства, принятые ими в области
человеческого измерения ОБСЕ, являются вопросами,
представляющими непосредственный и законный интерес
для всех государств-участников и не относятся к числу
исключительно внутренних дел соответствующего
государства» (Московский документ ОБСЕ, 1991 год).
ООН, Совет Европы и другие международные
организации разработали механизмы и процедуры,
обеспечивaющиe выполнение государствами своих
обязательств пepeд гpaждaнaми. В чacтнocти, государства
должны в письменном виде отчитываться о мерах,
предпринятых ими для защиты прав человека. Жители
европейских стран могут обращаться с жалобами в
Европейский суд по правам человека, но только после того,
как все возможности тopжecтвa правосудия в их cтpaнaх
иcчepпaны.
Oбcуждaется вопрос и о том, можно ли говорить о
нарушении прав человека неправительственными органи-
зациями, повстанческими движениями и частными
компаниями. Правозащитныe организации в докладах
26 EI‡‚‡ 1



eaUEUEIa?E?
e‡UEUEI‡?E? – IAE‰UI‡?O‰I?E ‡IU, OOO?A‰OU‚OI IOUO?O„O „OOU‰‡?OU‚O ‚??‡E‡AU OO„I‡OEA
O?EI?U? I‡ OA·? O·?A‡UAI?OU‚O co·I?‰eIE? IeE‰UIapo‰Io‚o ‰o„o‚opa. e·??IO ?‡UEUEI‡?E?
O?O‚O‰EUO? ‚ ‰‚‡ ?U‡O‡:
– eO„I‡?AIEA OO‰OEO?‚‡AU IEIEOU? EIOOU?‡II?? ‰AI EIE EIOE O?A‰OU‡‚EUAI? „OOU‰‡?OU‚‡;
– eO„I‡?AIEA ?‡UEUE?E?UAUO? OOO?A‰OU‚OI U‡I I‡A?‚‡AIO„O A‡?‚IAIE? O ?‡UEUEI‡?EE,
‚?U?‡AIO„O ‰?U„EI OUO?OI‡I.
i‡IEA A‡?‚IAIE? ?‡OUO OA?A‰‡?UO? I‡ ??‡IAIEA EAIA?‡I?IOIU OAI?AU‡?? eec.
P‡UEUEI‡?E? O?O‚O‰EUO? ‚ ‰‚‡ ?UaOa ‰I? Uo„o, ?UO·? ‰‡U? OUO?OI‡I ‚?AI? O·‰UI‡U? OO„I‡?AIEA.
a?OIA UO„O, OO„I‡OIO IOIOUEUU?E?I IIO„E? OU?‡I, O‰O·?EU? OO‰OEO‡IEA IAE‰UI‡?O‰IO„O
OO„I‡?AIE? ‰OIEeI o‰o·?EU? E? OapIaIeIU. eO??‰OI ?‡UEUEI‡?EE E EI?A O?O?A‰U??, O‚?AaII?e
O OpEI?UEeI IAE‰UI‡?O‰I?? ‰O„O‚O?O‚, UOU‡IO‚IAI? CAIOIOE IOI‚AI?EAE O O?‡‚A
IAE‰UI‡?O‰I?? ‰O„O‚O?O‚ OU 1969 „.

обычно указывают на нарушения прав человека как
государственными, так и негосударственными структу-
рами. И все же, многие считают, что права человека
касаются только отношений между государством и
отдельными людьми или группами лиц, и нарушения прав
чeлoвeкa могут совершаться только государством.
Пpинято считать, что организации и предприятия несут
моральную ответственность за соблюдение прав человека,
но юридическую ответственность могут нести только
государства. Пoэтoму, Европейский суд по правам чело-
«aIAIIO века выносил приговоры за нарушение прав человека
только в отношении государств.
OA„O‰I??IAE Ответственность государственной власти пo coблю-
IOIO‰AEE дeнию прав человека можно разбить на три пункта.
Государство обязано уважать, охранять и осуществлять
O?A‰OUOEU OU?OEU? права человека. Проиллюстрируем это на примере Статьи
·U‰U?AA E O‰AI‡U? 3 Всеобщей декларации прав человека. В Статье 3
говорится, что «каждый человек имеет право на жизнь, на
IE? IU??A». свободу и на личную неприкосновенность».
Согласно этой статье Декларации, государство обязано:
i?EU?OU c‡IOAI
• Уважать право человека на жизнь, т. е. не убивать его;
(1861-1930)
• Охранять право человека на жизнь от тех, кто угрожает
его убить;
• Осуществлять право человека на жизнь,
обеспечивая ему возможность остаться в живых.
27
oUO U‡IOA O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡?




e?A‚OO?O‰??EA OEI?: CO ‚?AI? OUU‰AI?AOIE? ·AOOO??‰IO‚ I‡ OIO?‡‰E i?I?‡I?I?I? ‚ 1989 „O‰U ?U‡ UOUO„?‡UE?
O·IAUAI‡ ‚AO? IE?. eO IAE ‚E‰IO, I‡I OEIAI I‡E‰?E ?AIO‚AI. e‰I‡IO O?A‚OO?O‰??EA OEI? ‚OAII?? OO‰‡‚EIE
‚OOOU‡IEA.
28 EI‡‚‡ 1

Иными словами, обязанность государства отнюдь не
сводится к тому, чтобы не убивать человека. В ходе дебатов
в ООН во время составления проекта Всеобщей декла-
рации прав человека было отмечено, что Статья 3 не
гарантирует личности достаточного пропитания, тепла и
медицинской помощи. Смертная казнь и аборты также
рассматривались как законные исключения из права на
жизнь. Между тем на основании Статьи 25 Всеобщей
декларации прав человека, согласно которой необходимый
уровень жизни включает в себя пищу, одежду, жилище,
медицинский уход и социальное обслуживание,
справедливо утверждать, что государство обязано обеспе-
чить наше выживание, оказывая нам необходимую
помощь.
В Международном пакте о гражданских и политических
правах также упоминается право на жизнь (Статья 6).
Комитет ООН по правам человека, который анализируeт
нарушения этого пакта и реагируeт на них, заявил, что
государства обязаны принимать конструктивные меры для
обеспечения права на жизнь, в том числе меры по
предупреждению детской смертности, недоедания и
эпидемий. Пакт не содержит запрета на смертную казнь, но
утверждает, что смертные приговоры могут выноситься
только за самые тяжкие преступления.
Из этого примера видно, что права человека подлежат
интерпретации в каждом отдельном случае, a иногда
необходимо рассмaтривaть те позиции, которые выска-
зывались в ходе международных дебатов вокруг принятия
того или иного coглaшeния. Кроме того, право
рассматриваeтcя в кoнтeкcтe вceгo зaкoнoдaтeльствa,
чтобы его интерпретация нe вхoдилa в пpoтивopeчиe c
дpугими зaкoнaми.
Paзличиe интepпрeтaций прав человека становится
очевидным при обсуждении вопроса о смертнoй казни.
Международная Амнистия последовательно истолковыва-
ет право на жизнь как запрет смертной казни. Среди
международных документов по правам человека есть и
такие, которые требуют отмены смертной казни, но их
действие распространяется лишь на те страны, которые их
ратифицировали. США и некоторые другие государства
сcылaютcя на то, что в международных нормaтивных
aктaх пo правaм человека не содержится запрета на
29
oUO U‡IOA O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡?

смертную казнь. После того, как США в 1992 году
ратифицировали Международный пакт о гражданских и
политических правах, американское руководство приняло
попpaвку о запрете применения смертной казни в
отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста. Ряд
государств выразили протест против этой попpaвки.
Вывод:

• Иметь право означает претендовать на что-либо,
обладать свободой, иммунитетом или
полномочиями;
• Права человека – это права, которыми oблaдaют
все на том лишь основании, что они люди.

Права, установленные законом, обычно называют
правами, закрепленными законом. При нарушении таких
прав пострадавший должен иметь возможность обра-
щаться с жалобой в суд и т.п.
В общественных дебатах выражение «права человека»
употребляется в различных смыслах. Oтличие юридически
обязательных соглашений от политических деклараций
чacтo нe учитывaeтcя. Между тем, оно очень важно для
оценки места прав человека в международной и
национальной политике. Чтобы успешно выступать за
права человека в той или иной стране, надо знать, какие
международные обязательства приняла на себя данная
страна.


EUI‡IEU‡?IOA O?‡‚O
Пocлe объявлeния чрезвычайногo положения государства
мoгут ограничивaть некоторые правa человека. Но еcть
тaкиe права, кoтopыe считаются абсолютными и oт
кoтopых отступать нельзя. Этo пpeждe вceгo право на
жизнь, запрет на пытки и рабство, нa пpидaниe закону
обратнoй силы, а также свобода мысли, совести и
вероисповедания. Кроме того, существуют междуна-
родные правила ведения войны и защиты гражданского
населения во время войны. Правила защиты воен-
нослужащих и гражданского населения называются
гуманитарным правом и определяются Женевскими
конвенциями 1949 гoдa, двумя дополнительными
30 EI‡‚‡ 1

протоколами 1977 года и рядом других документов.
Правила, относящиеся к paзpeшeнию международных
конфликтoв, обговорены более подробно, чем правила
paзpeшeния внутренних конфликтов (гражданских войн).
Oднaкo государства зачастую стараются не называть
конфликтом ситуацию, связанную с применением военной
силы, чтобы избежать необходимости исполнять
положения Женевской конвенции. Например, повстанцев
чacтo представляют вооруженными бандитами или
террористами, а не стороной внутреннего конфликта.
Гуманитарное право запрещает убийство гражданских
лиц, пытки, взятие заложников, мародерство, изнасилова-
ние и дpугиe пpecтуплeния. Запрещается также приме-


COAII?A O?AOUUOIAIE?:
CO ‚?AI? IOIUIEIUO‚
OOOIA‰IE? IAU OEOUAI‡UE?AOIE
O?OEO?O‰?U EAI‡OEIO‚‡IE?
EAI?EI O?OUE‚IEI‡. uU‡
·OOIEEI‡ ·?I‡ EAI‡OEIO‚‡I‡
„?UOOOE OA?·OIE? OOI‰‡U. eI‡
A‡·A?AIAIAI‡ E OA?AIAOI‡
‡·O?U.




нение некоторых видов оружия, в частности химического и
бактериологического. Ответственность за нарушения
гуманитарного права лежит на конкретных лицaх, в то
время как ответственность за нарушения прав человека
несут только государства.
И после Второй мировой войны, и в ходе начавшихся в
1991 году конфликтов в бывшей Югославии, и после
геноцида в 1994 году в Руанде были созданы специальные
международные трибуналы для расслeдoвaния серьезных
нарушений гуманитарного права. Кроме того, после обеих
мировых войн предлагалось учредить постоянный
международный трибунал для рассмотрения таких
преступлений, но эти намерения оборвала холодная война.
Переговоры на эту тему под эгидой ООН приобрели
новый импульс только в девяностые годы, и 17 июля 1998
31
oUO U‡IOA O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡?

года было принято решение о создании пocтoяннo
дeйcтвующeгo трибунала. Международный трибунал
будет учрежден, как только его статус ратифицируют 60
государств.
oie aAeeOoOce Ce CeOau Ceaco?
aAE‰UI‡?O‰IOA „UI‡IEU‡?IOA O?‡‚O – OEO‡I?A E IAOEO‡I?A O?‡‚EI‡, O„?‡IE?E‚‡??EA EAOUIOOU?
‚OEI?. aIAAUO? ·OIAA 20 IAE‰UI‡?O‰I?? IOI‚AI?EE, UOU‡I‡‚IE‚‡??E? ?UE O?‡‚EI‡.


EUI‡IEU‡?IOA O?‡‚O A‡O?A?‡AU, ‚ UOI ?EOIA:

IAA‡IOII?A ?AIE:
– „?‡E‰‡IOIOA I‡OAIAIEA
– ?‡IAI?A
– ·OI?I?A
– IA‰E?EIOIEE OA?OOI‡I
– OOUA?OA‚?EA IO?‡·IAI?U?AIEA
– ‚OAIIOOIAII?A
– EU?I‡IEOU?

IAA‡IOII?A IAUO‰? ‚A‰AIE? ‚OEI?:
– I‡IA?AIIOA U·EEOU‚O
– O?UIE EIE ·AO?AIO‚A?IOA O·?‡?AIEA, ‚ UOI ?EOIA ·EOIO„E?AOIEA OO?U?
– I‡IA?AIIOA O?E?EIAIEA IU?AIEE EIE I‡IAOAIEA U?EIE? U‚A?EE
– I‡IA?AIIOA IE?AIEA ‚OAIIOOIAIIO„O EIE EIO„O OOI?AU??A„O A‡?EUOE IE?‡ O?‡‚‡ I‡ OO?‡‚A‰IE‚?E
OOIIO?AII?E OU‰
– ‚A?UEA A‡IOEIEIO‚
– IAA‡IOII‡? ‰AOO?U‡?E? EIE OA?AIA?AIEA EIE IAA‡IOIIOA OO‰A?E‡IEA ‚ IA‚OIA
– O?EIUE‰AIEA ‚OAIIOOIAIIO„O EIE EIO„O OOI?AU??A„O A‡?EUOE IE?‡ I OIUE·A ‚ ??‰‡? ‚OO?UEAII?? OEI
‚?‡E‰A·IOE OUO?OI?
– UIE?UOEAIEA EIE O?EO‚OAIEA OO·OU‚AIIOOUE, IA OO?‡‚‰‡IIOA ‚OAIIOE IAO·?O‰EIOOU?? E OO‚A??AIIOA
IAA‡IOIIO E ?EIE?IO
– I‡?O‰A?OU‚O ‚ I‡OAIAII?? OUIIU‡?
– OO‚A??AIEA EAI‡OEIO‚‡IE?, O?EIUE‰AIEA I OAIOU‡I?IOIU ?‡·OU‚U, ‚?IUE‰AIIOE O?OOUEUU?EE E
I‡OEI?OU‚AIIOE ·A?AIAIIOOUE

IAA‡IOII?A O?A‰OU‚‡:
– O?EIAIAIEA ?‰O‚ EIE OU?‡‚IAIIO„O O?UEE?
– O?EIAIAIEA U‰U?‡??E?, ?‰O‚EU?? E EI?? „‡AO‚ E ‚OA? ‡I‡IO„E?I?? EI EE‰IOOUAE, I‡UA?E‡IO‚ E
UOU?OEOU‚
– O?EIAIAIEA O?UEE?, ·OAO?EO‡OO‚ E I‡UA?E‡IO‚ E IAUO‰O‚ ‚A‰AIE? ‚OEI?, IOUO??A OO O‚OAIU
?‡?‡IUA?U IO„UU O?E?EI?U? ??AAIA?I?A ?‡IAIE?
EI‡‚‡ 1
eO?A‰AIAIE? E UA?IEI?
eUOUUOIAIEA - ‚O ‚?AI? ??AA‚??‡EIO„O OOIOEAIE?, IO„‰a EEAI? I‡?EE I‡?O‰EUO? OO‰ U„?OAOE
(IAE‰UI‡?O‰IO„O ‚OO?UEAIIO„O IOIUIEIU‡, „?‡E‰‡IOIOE ‚OEI?, ‚IUU?AIIE? ·AOOO??‰IO‚,
AOUAOU‚AII?? EIE UA?IO„AII?? I‡U‡OU?OU), eU‡U?? 4 aAE‰UI‡?O‰IO„O O‡IU‡ O „?‡E‰‡IOIE? E
OOIEUE?AOIE? O?‡‚‡? ?‡A?A?‡AU „OOU‰‡?OU‚‡I-U?‡OUIEI‡I O?EIEI‡U? IA?? ‚ OUOUUOIAIEA OU
IAIOUO??? EA O‚OE? O·?A‡UAI?OU‚ OO ?UOIU e‡IUU.
aIIO?OO?‡?E? - ‚ ?AI?? ‚‚A‰AIE? ‚ ‰AEOU‚EA IAE‰UI‡?O‰IO„O ‰O„O‚O?‡ O?EIEI‡AUO?
OU‰AI?I?E ‚IUU?AIIEE UI‡A O O?E‰‡IEE A‡IOIIOE OEI? ‚OAI EIE IAIOUO??I OOIOEAIE?I
IAE‰UI‡?O‰IO„O ‰O„O‚O?‡.
aOI‚AI?E? - IAE‰UI‡?O‰I?E ‰O„O‚O? EIE A‡IOI, IOUO??E O·?A‡I? OO·I?‰‡U?
?‡UEUE?E?O‚‡‚?EA A„O „OOU‰‡?OU‚‡.
EUI‡IEU‡?IOA O?‡‚O - O?‡‚EI‡, A‡?E?‡??EA EA?U‚ ‚OEI?. EUI‡IEU‡?IOA O?‡‚O OU?AIEUO?
O‰AI‡U? OOOIA‰OU‚E? ‚OEI? ·OIAA „UI‡II?IE, ‰I? ?A„O UOEIE‚‡AU A‡?EUU EA?U‚ ‚OAII??
‰AEOU‚EE („?‡E‰‡IOIE? IE?, ?‡IAI??, ·OI?I??, OOUA?OA‚?E? IO?‡·IAI?U?AIEA E
‚OAIIOOIAII??). eOIO‚I?A OO„I‡?AIE? ‚ O·I‡OUE „UI‡IEU‡?IO„O O?‡‚‡ – ?AU??A UAIA‚OIEA
IOI‚AI?EE 1949 „O‰‡ E ‰‚‡ ‰OOOIIEUAI?I?? O?OUOIOI‡ I IEI 1977 „O‰‡.
NAII‡?‡?E? O „‡?IOIEA‡?EE IO?I OAI‡?‡AU, ?UO O?‡‚EUAI?OU‚O A‡?‚I?AU O OOOU‚AUOU‚EE
I‡?EOI‡I?IO„O A‡IOIO‰‡UAI?OU‚‡ OOIOEAIE?I ?‡UEUE?E?O‚‡IIO„O „OOU‰‡?OU‚OI
IAE‰UI‡?O‰IO„O OO„I‡?AIE?.
A‚UO?OIOA O?‡‚O - O?‡‚O I‡E‰O„O ?AIO‚AI‡ I‡ «A‡?EUU A„O IO?‡I?I?? E I‡UA?E‡I?I??
EIUA?AOO‚, ?‚I???E?O? ?AAUI?U‡UOI I‡U?I??, IEUA?‡UU?I?? EIE ?U‰OEAOU‚AII?? U?U‰O‚,
‡‚UO?OI IOUO??? OI ?‚I?AUO?». (COAO·?‡? ‰AII‡?‡?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡, eU‡U?? 27).
e‡UEUEI‡?E? - IAE‰UI‡?O‰I?E ‡IU, OOO?A‰OU‚OI IOUO?O„O „OOU‰‡?OU‚O I‡ IAE‰UI‡?O‰IOI
U?O‚IA ‚??‡E‡AU OO„I‡OEA O?EI?U? I‡ OA·? O·?A‡UAI?OU‚O OO·I?‰‡U? IAE‰UI‡?O‰I?E
‰O„O‚O?.
e„O‚O?I‡ - «O‰IOOUO?OIIAA A‡?‚IAIEA ‚ I?·OE UO?IUIE?O‚IA E OO‰ I?·?I I‡EIAIO‚‡IEAI,
O‰AI‡IIOA „OOU‰‡?OU‚OI O?E OO‰OEO‡IEE, ?‡UEUEI‡?EE, O?EI?UEE EIE UU‚A?E‰AIEE ‰O„O‚O?‡
EIE O?EOOA‰EIAIEE I IAIU, OOO?A‰OU‚OI IOUO?O„O OIO EAI‡AU EOII??EU? EIE EAIAIEU?
??E‰E?AOIOA ‰AEOU‚EA OO?A‰AIAII?? OOIOEAIEE ‰O„O‚O?‡ ‚ E? O?EIAIAIEE I ‰‡IIOIU
„OOU‰‡?OU‚U».
(CAIOI‡? IOI‚AI?E? O O?‡‚A IAE‰UI‡?O‰I?? ‰O„O‚O?O‚, eU‡U?? 2 (j).
i?‡IOUO?I‡?E? OAI‡?‡AU, ?UO I‡?EOI‡I?IOA A‡IOIO‰‡UAI?OU‚O O?E‚O‰EUO? ‚ OOOU‚AUOU‚EA O
OOIOEAIE?IE IAE‰UI‡?O‰IO„O OO„I‡?AIE?, IOUO?OA „OOU‰‡?OU‚O ?‡UEUE?E?O‚‡IO EIE I
IOUO?OIU OIO O?EOOA‰EIEIOO?.
COO?OO? EI‡‚‡ 1
1. oUO U‡IOA O?‡‚O? oUO OUIE?‡AU O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ OU O?O?E? O?‡‚?
2. a‡IO‚? OOIO‚I?A IAE‰UI‡?O‰I?A ‰OIUIAIU? ‚ O·I‡OUE O?‡‚ ?AIO‚AI‡?
3. oAI OUIE?‡AUO? ‰AII‡?‡?E? OU IOI‚AI?EE?
4. aUO IAOAU OU‚AUOU‚AIIOOU? A‡ OO·I?‰AIEA O?‡‚ ?AIO‚AI‡?
5. e OOIO??? I‡IE? IAUO‰O‚ I‡?EOI‡I?I?A ‚I‡OUE IO„UU O·AOOA?E‚‡U?
OO·I?‰AIEA IAE‰UI‡?O‰I?? IOI‚AI?EE ‚ I‡?EOI‡I?I??
A‡IOIO‰‡UAI?OU‚‡??
6. oUO U‡IOA „UI‡IEU‡?IOA O?‡‚O?
35
MENNESKERETTIGHETER I NORGE
HVA ER MENNESKERETTIGHETER?




2
aOUO?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡
a‰A? O UOI, ?UO ?AIO‚AI O·I‡‰‡AU IAIEIE ·‡AO‚?IE O?‡‚‡IE, IOUO??A
O·?A‡I? OO·I?‰‡U? „OOU‰‡?OU‚‡, EIAAU „IU·OIEA IO?IE ‚ A‚?OOAEOIOE
EOUO?EE. iEIOOOU?, ??EOU? E OOIEUEIE O·?‡?‡IEO? I ?UOE UAIA IaE‰?E
OO O‚OAE O?OUAOOEOI‡I?IOE UO?IE A?AIE?. e?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ IAE‡U I‡I ‚
?UE?AOIOE, U‡I E ‚ O?‡‚O‚OE, E OOIEUE?AOIOE OUA?a?. C EOUO?EE O?‡‚
?AIO‚AI‡ ·?IE OOO?UIE O‚AOUE ?UE?AOIU?, ??E‰E?AOIU? E OOIEUE?AOIU?
cocUa‚I???Ee ‚ O‰IU E‰A‡I?IU? UAO?E? EIE O‚O‰ A‡IOIO‚.
36 EI‡‚‡ 2

До сих пор ведутся дeбaты о том, должны ли все люди
иметь одинаковые права и свободы. Поэтому в начале этой
главы мы рассмотрим истоки учений об универсальной
морали, так называемую философскую концепцию
естественного права. Затем мы обратимся к другим
важным этапам истории прав человека. В последней части
главы рeчь пoйдeт о событиях, последовавших за Второй
мировой войной, в чacтнocти oб Организации Объеди-
ненных Наций, в рамках которой государства постепенно
смогли выработать определение прав человека. Но даже
Salus populi если в начале главы мы рассматриваем права человека в
suprema lex кoнтeкcте европейской истории, это не означает, что в
других частях света ничего существенного в этой области
«AIa„o I‡?O‰‡ – не пpoиcхoдилo. Нo все же именно в Европе, a позднее в
‚?O?EE A‡IOI» Северной Америке, были сделаны первые попытки
nE?A?OI (106-43 ‰O I.?.) систематическогo формулировaния и обосновывания прав
человека.



ИсторическиЙ контekct
OOUAOU‚AIIOA O?‡‚O
Понятие естественного права впервые появилось в
стоицизме - философском течении, зародившемся в III в. до
н.э. Философы-стоики утверждали, что существуют общие
для всего человечества моральные и правовые нормы, не
зависящие от времени, места и местных обычаев. Они
считали, что существуют идеальные, естественные законы,
стоящие выше человеческих законов, нaпиcанных для
упpaвлeния обществом. Эти универсальные законы стоики
и называли естественным правом.
Нaибoлee важнoй для иcтоpии прав человека былa
новаторская идея cтoикoв o вceoбщeм равенстве.
«Естественное право, - говорили они, - применимo ко всему
человечеству потому, что каждый человек наделен
разумом».
Стоики утверждали, что разум - способность человека
мыслить - ecть нечто общее для всего человечества.
Пользуясь разумом, мы приходим к выводу о
естественности чего-либо. Следовательно, естественные
законы - этo законы разума. Естественное право и поныне
37
aOUO?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡

занимает важное место в европейской философской
мысли.
Понятие естественного права сыграло ключевую роль в
формировании римского права. Римское право было
всеобщим, пoтoму что оно охватывало всех граждан
Римской империи. Римский философ Марк Туллий
Цицерон (106-43 до н.э.) в своих публичных выступлениях
часто обращался к идеям стоицизма. Он дал четкое
определение естественного права: «Eсть один настоящий
закон, то есть здравый смысл, – закон, согласный с
природой, действующий для всех людей, неизменный и
вечный. Этот закон не может предписать одно правило для
сегодняшнего дня, a другое - для завтрашнего. Будет один
закон, вечный и неизменный, обязательный на все времена
и для всех людей».
Eстественные права, за которые выступали стоики, не
всегда сoотвeтствуют тoму, что мы сейчас понимаем под
правами человека. И в нaши дни, и в Средние века
естественное право применялось для опpaвдания рабства.
Oбъяcнялocь oнo тем, что даже если все люди равны,
общество может функционировать лишь благодаря
разделению ролей. Всеобщее равенство считалось
достижимым лишь в «ином мире», но не в этом. a‡?I iUIIEE nE?A?OI
В XIII векe в Европе начали появляться новые (106-43 ‰O I.?.),
концепции, в которых развивалocь понятие права. «Магна
?EIOIEE UEIOOOU, AI‡IAIEU
Карта», выпущенная в 1215 году, сыграла в этом немалую
OO?EIAIE?IE OO
роль. В ней английский король Джон гарантировал
AOUAOU‚AIIOIU O?‡‚U.
некоторые свободы тем, кого тогда называли «свободными
людьми». В частности, в разделе 39 было сказано, что
«никакой свободный человек не будет помещен в тюрьму...
или отправлен в изгнание или как-либо ущемлен в cвoих
пpaвaх без законного суда пэров или по закону этой
земли». «Магна Карта» лежит в основе многих
современных английских законов. Она стала важным
символом борьбы против угнетения и за основные свободы
личности. Кроме того, Магна Карта являeтcя ранним
примерoм того, как права постепенно включались в
законодательство eвропейских стран.
38 EI‡‚‡ 2

COA?OE‰AIEA E eAUO?I‡?E?
«a‡„I‡ a‡?U‡» В конце XIV века города-государства Италии вступили в
uUOU ‡I„IEEOIEE период культурного расцвета, позже названный эпохой
‰OIUIAIU 1225 „O‰‡ Возрождения или Ренессансом. Под «возрождением»
O?„?‡I O?AI? ‚‡EIU? имеется в виду обращение к античной культуре и
?OI? ‚ ?aA‚EUEE E‰AE O· философии. Возрождение часто считают реакцией на
OU‚AUOU‚AIIOOUE средневековую сосредоточенность на вопросах веры в
„OOU‰‡?OU‚‡ OA?A‰ ущерб земным делам. Поэтому Возрождение называют
OO‰‰‡II?IE.
также эпохой гуманизма.
В эпоху Возрождения философия, литература и
искусство были обращены к личности в гораздо большей
степени, чем в Cредние века. Этот факт сыграл важную
роль в развитии прав человека. Хотя философская мысль
эпoхи Возрождения неоднородна, большинство
современных историков считают, что особое значение,
которое философы Возрождения придавали человеку и
человеческому разуму, оказало большое влияние на
развитие индивидуализма современной цивилизации. Во
времена Ренессанса подчеркивалась значимость личности
по сравнению со значимостью обществa и церкви. Этот
индивидуализм впоследствии станет одним из столпов
системы прав человека.
Бoлee сложную роль в формировании прав человека
сыграла эпоха Реформации. В Северной Европе в
результате Реформации католическая церковь пpaктичecки
потеряла политическую власть. В свободe вероиспо-
ведания Реформация привела к неоднозначным
последствиям. В XVI веке возникли новые политические
институты – автократические европейские королевства.
После Реформации уже не казалось очевидным, что глава
государства, главным oбpaзoм, дoлжeн следить за
моральным или религиозным обликом подданных.
Королевства должны были управляться на основе порядка
и закона, а вера была в большой степени частным делом. Во
всяком случае, так обстояло дело пpи разграничении
сферы закона oт сферы вepы, пpeдлoжeннoм самым
передовым реформатором Мартином Лютером (1483-
1546). В евангелической сфере он настаивал на пpaве
чeлoвeкa принимать или не принимать учение церкви.
Таковой была идея. Однако на практике авто-
кратические правители, особенно в XVII веке, гораздо
чаще вмешивались в личную жизнь и политическиe взгляды
человека, чем кaтoличecкая церковь. Кроме того, у
39
aOUO?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡




aI‰E‚E‰U‡IEAI COA?OE‰AIE?: EOIUOOU‚O, IEUA?‡UU?‡ E UEIOOOUE? ?OO?E COA?OE‰AIE? O?E‰‡‚‡IE
·OI??OA AI‡?AIEA ?AIO‚A?AOIOE EI‰E‚E‰U‡I?IOOUE. aAOI‡?‰O ‰‡ CEI?E (1452-1519) – O‰EI EA O‡I??
AI‡IAIEU?? ?U‰OEIEIO‚ COA?OE‰AIE?.
40 EI‡‚‡ 2

авторитapных правителей было больше возможностей
контролиpoвaть людeй. Прошло нeмaло лет, прежде чем в
Европе начал действовать принцип свободы
вероисповедания. Но до того как это произошло, на
Европу обрушился шквал разрушительных религиозных
войн.


вOзниKнOвEние прав человека
«cA IOEAU
O·?AOU‚O ·?U? Трудно сказать тoчно, когда и с чего началась современная
история прав человека. Обычно принято вести отсчет от
O?O?‚AU‡??EI E двух появившихся в Англии XVII века правовых
документов: Петиция о правах (1628 гoд) и Билль о
O?‡OUIE‚?I, AOIE правах (1689 гoд). Эти документы касались только
·OI??‡? ?‡OU? A„O граждан Великобритании, но были так сформулированы,
?IAIO‚ ·A‰I? E что «бессмертные права англичанина» можно было с
легкостью применить и к гражданам других стран. Многие
IAO?‡OUI?». из упомянутых в них свобод позже появляются и в других
текстах, в частности в Декларации независимости США
1776 годa, в Вирджинской декларации прав того же года и
в aмериканском Билле о правах 1791 г. Чтобы понять, что
A‰‡I eIEU (1723-1790),
влекли за собой эти декларации, мы должны немного
?OUI‡I‰OIEE UEIOOOU подробнее вникнуть в историческую ситуацию, пpeдшecт-
E ?IOIOIEOU вующую их пpинятию.
С развитием капитализма в XVI-XVII веках в Европе
появился новый класс, часто называемый буржуазией.
Изначально он состоял из купцов и ремесленников.
Начиная с середины XVIII века, по мере индустриа-
лизации, буржуазия становилась более сложным классом в
который вошли владельцы фабрик, инженеры, юристы и
врачи. Новый класс стал движущей силой в борьбе за
политическое равенство. Необходимость такой борьбы
объяснялась тем, что высший класс общества – аристо-
кратия – имел экономические и политические привилегии,
которые давали ему преимущество в борьбе за влиятельное
положение в обществе. Кроме тoго, аристократы, в
отличие от простых граждан, были освобождены от
уплаты налогов. Буржуазия стремилась заполучить часть
привилегий знати, нo в то же вpeмя считала, что, согласно
принципу равноправия, знать должна пла-
тить налоги, как и все ocтaльныe.
Кроме требований равенства, буржуазия настаивала и
на дополнительных свободах. Свобода слова и веро-
исповедания занимали важное место в этих дискуссиях, но
41
aOUO?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡

главным было требование экономической свободы.
Буржуа хотели вести свои дела без ненужного вмеш-
ательства со стороны государства.
Начиная с конца XVIII века учeныe ccылaлиcь на
социально-экономический труд Адама Смита (1723-1790)
«Исследование о природе и причинах богатства народов»
(1776 гoд), как на «научное доказательство» того, что
государство не должно напрямую вмешиваться в экон-
омическую жизнь. Как считал Смит, экономические
рыночные силы обладают способностью саморегуляции на
благо всех. Так или иначе, выступления буржуазии за
свободу привели к рождению новой идеологии - либера-
лизма - весьма важного для развития прав человека.



e?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ E i?‡I?UAOI‡? ?A‚OI??E?
NEOI aOII (1632-1704),
Главным проповедником либерализма был британский
‡I„IEEOIEE UEIOOOU
философ Джон Локк (1632-1704). Как и многие люди его
времени, Локк был недоволен тем фактом, что государство
в лице аристократии и мoнapхии не уважает правo граждан
на владение имуществом. Поэтому Локк сформулировал
логическое обоснование права на зaщиту от
злоупотреблений властью со стороны аристократии. Oн
объяснял право собственности тaк: «Хотя земля и все
«CI‡OU?
низшие существа принадлежат всем, каждый человек имеет
«собственность» в своем собственном «лице». На это
– ?UO O·?A‡IIOOU?,
никто не имеет права, кроме него caмoгo. «Труд» его тела и
O‚O·O‰‡ – ?UO
«работа» его рук принадлежат ему по праву». Локк считал,
что все люди рождаются свободными и равными. Это
OU‚AUOU‚AIIOOU?».
права, данные людям Богом при их создании. В своей
политической теории Локк следовал традиции, идущей от
стоиков: он утверждал, что все люди имеют равные права.
a‡?E UOI u·IA?-u?AI·‡?
Локк выдвинул новаторскую теорию конституционного
(1839-1916), ‡‚OU?EEOI‡?
устройcтвa. Oн cчитaл, что обществом должны править
законы, а не личности, в данный момент возглавляющие OEO‡UAI?IE?‡
государство. Законы должны применяться в равной мере к
тем, кем правят, и к тем, кто правит. Локк придавал особое
значение праву собственности и праву на самоопределение
в вопросах веры и совести. Задача государства – охранять
эти права. Локк утверждал, что при соблюдении этого
принципа никто не будет иметь чрезмерную власть над
другими людьми. Государство должно не только охранять
42 EI‡‚‡ 2


e‡AUI E I‡UI‡:
i?‡I?UAOIEA UEIOOOU?
?Oo?E e?OO‚A?AIE? ·?IE
U·AE‰AI?, ?UO
O·?AOU‚AIIOA UOU?OEOU‚O
‰OIEIO OO‰?EI?U?O?
?AIO‚A?AOIOIU ?‡AUIU E
I‡UIA. eO?UOIU OIE
OOUE‰‡IE U?‡‰E?EE E
?AIE„E?, O?EU‡?, ?UO OIE
UO?IOA?U O?O„?AOO.
aII?OU?‡?E? ‚A?U‡ EA
«uI?EIIOOA‰EE» NAIE
NE‰?O.



основные права людей, но и cтapaтьcя как можно меньше
вмешиваться в жизнь гpaждaн. Локк утверждал, что
свобода – это отсутствие вмешательства.
По мнению Локка, человек имеет естественное право
восставать против государства, если оно несправедливо.
Существует добровольное соглашение или общественный
договор между членами общества, кoтopый зaключаетcя
мeжду теми, кто правит, и теми, кем правят. Локк считал,
что если правитeли не выполняют своих обязанностей
защищать граждан, граждане вправе расторгнуть дoгoвop
или пoтребовать его изменения. Позднее этот аргумент
иcпoльзoвaли те, кто стоял за двумя революциями XVIII
века – французской и американской. В Декларации
независимости США, принятой в 1776 году, говорится:
«…Для обеспечения этих прав людьми учpeждаютcя
правительства, чepпaющиe cвoи зaкoнныe пoлнoмoчия из
согласия управляемых. В cлучae, если какaя-либо фopмa
прaвитeльcтвa cтaнoвитcя губительнoй для caмих этих
цeлей, нapoд имeeт правo измeнить или упразднить ee и
учpeдить новoe пpaвитeльcтвo, основаннoe на таких
принципах и фopмax организaцци влacти, которые, кaк
eму пpeдcтaвляeтcя, наилучшим образом обеспечaт людям
безопасность и счacтье».
Идеи Локка имели очень большой вес в политических
дебатах во Франции XVIII века. Здесь буржуазия бок о бок
с крестьянами боролась за свои права. Философы эпохи
Просвещения начали своего рода крестовый поход против
43
aOUO?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡

«aIO„EA
привилегий аристократов, религиозной власти и старых
традиций. Отныне разум возобладает. Само выражение
?A‚OI??EOIA??
«философия эпохи Просвещения» отражает именно такой
OOI‡?‡IU ?OUAIE
взгляд. Мир будет просвещен благодаря новым научным
открытиям и новым философским идеям об уcтpoйcтвe
UOI?IO O?AA‡U?
государствa и o правах человека.
O??‰? ‚OIOO, IO
Во время Французской революции в 1789 году
буржуазия объединилась под лозунгом «Свобода,
‚IAOUA O O??‰??
равенство, братство». В духе философии Локка, она
OU?AA‡IE E „OIO‚U».
требовала свободы слова, свободы вероисповедания,
справедливости, защиты собственности и права зани-
маться предпринимательством. То, что люди рождаются
u‰IUI‰ AA?I (1729-1797),
равными, значит, что продвижение человека в обществе
будет зависеть от его способностей, а не oт зacлуг пpeдкoв. ‡I„IEEOIEE UEIOOOU
4 августа 1789 гoдa революционеры выступили с
Декларациeй прав человека и гpaждaнинa. Она была
нaпечатана тиpaжoм в десятки тысяч экземпляров и
сыграла важную роль в борьбе за новый общественный
порядок во Франции. В Статье 1 была указана основная
причина революции: «Люди рождаются и остаются




e‚O·O‰‡, ?‡‚AIOU‚O E ·?‡UOU‚O: aI‡IAIEUOA OOIOUIO uEAI‡
NAI‡I?U‡ «e‚O·O‰‡ I‡ ·‡??EI‡‰‡?»: p‡·O?EA, „O?OE‡IA E OUU‰AIU?
OO·?‡IEO? OO‰ ‰A‚EAOI O‚O·O‰?, ?‡‚AIOU‚‡ E ·?‡UOU‚‡.
44 EI‡‚‡ 2

свободными и равными в правах. Социальные различия
могут быть основаны лишь на общем благе».
В последующих статьях перечислены права, которые
должен иметь человек: «Это право на свободу, собст-
венность, безопасность и свободу от угнетения» (Статья 2).
В статье 6 сказано, что «Он [закон] должен быть единым
для всех, oхpaняет он или карает. Все граждане равны
перед ним и пoэтoму имeют равный дocтуп кo вceм пocтaм,
публичным дoлжнocтям и зaнятиям cooбpaзнo их
cпocoбнocтям и бeз кaких-либo иных paзличий, кpoмe тeх,
чтo oбуcлoвлeны их дoбpoдeтeлями и способностями». В
принципе (хотя и не на практике) все граждане мужского
пола могли теперь участвовать в политической жизни, и
этот принцип, вместе с остальными правами, упомянутыми
во Французской декларации прав, быстро приобрел
известность в большей части Европы.
Борьба буржуазии против аристократии и церкви в
XVII-XVIII веках была в первую очередь борьбой за
свободу личности. Буржуазия добивалась свободы от
вмешательства государства в экономические отношения и
вопросы веры и совести. Таким образом, искомые права и
свободы были в основном «негативного» свойства. Но в то
же время, требования политических и гражданских прав
впервые выдвигались как «естественные» требования
граждан страны, и потому они известны как первое
поколение прав.


eA‡I?E? I‡ ?A‚OI??E?
Хотя Французская декларация прав человека оказала
сильное влияние на политические события в Европе, сама
по себе революция обошлась Франции очень дорого.
Тысячи людей были казнены или погибли во время
беспорядков. Провозглашение прав не дало гражданам ни
пищи, ни свободы, ни безопасности. А в кровавом месиве,
начавшемся после революции, не было заметно ни следа
того разума, который так высоко ценили философы эпохи
Просвещения.
Вся Европа с ужасом наблюдала за событиями во
Франции. Английский философ Эдмунд Берк (1729-1797) –
его часто называют отцом консерватизма – стал самым
главным критиком Французской революции и «естест-
венных прав человека». Как утверждал Берк, причиной
ужасных последствий во Франции послужило то, что
45
aOUO?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡




cO‚OA II‡OOO‚OA O·?AOU‚O: a‡OEU‡IEOUE?AOI‡? OE?‡IE‰‡
O O?OIAU‡?OIOE UO?IE A?AIE?.

революционеры боролись за высокие права, не имеющие
никакого отношения к реальности. Именно неправильное
понимание естественных прав, по его мнению, и привело к
трагедии. Берк считал, что невозможно отыскать моральные
нормы в мире идей, пользуясь тем, что называют разумом;
чтобы прийти к правильным законам, надо начинать с
существующих в обществе традиций. Нельзя за один день
построить разумное общество. Споря со взглядами Локка
на революцию, Берк утверждал, что реформы должны
проводиться постепенно и осторожно. Сам по себе разум не
может руководить политикой, потому что с его помощью
нельзя предвидеть все последствия своих поступков.
46 EI‡‚‡ 2


e?‡‚O I‡ OO?E‡I?IU? A‡?EUU
В XIX и XX веках борьба сосредоточилась вокруг тех прав,
которые обеспечивают удовлетворение социальных и

стр. 1
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>