<<

стр. 2
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

экономических потребностей человека – права на пищу,
жилище, охрану здоровья и досуг. Поскольку исторически
эти права возникли позже гражданских и политических
прав (прав первого поколения), их называют вторым
поколением прав. Главной движущей силой развития прав
человека в этом направлении стало международное
рабочее движение.
По мере того как в XIX веке буржуазия в различных
странах набирала политическую и экономическую силу,
нарастал антагонизм между капиталистической буржуаз-
ией и рабочими. Рабочие повсеместно жили в очень
тяжелых условиях. У них были очень маленькие зарплаты,
длинные рабочие дни и не было права на объединение.
Либеральным взглядам буржуазии бросила вызов новая
a‡?I a‡?IO (1818-1883),
идеология – социализм. Социалисты обвиняли буржуазию
‡‚UO? ‚IE?UAI?IO„O UOI‡
в таком же бесчеловечном отношении к рабочим, какое
«a‡OEU‡I».
paньшe к буржуазии проявляла аристократия. Они го-
ворили, что обещания прав человека и всеобщего
равенства в отношении рабочих сдержаны не были.
Либеральные свободы будут пустoй иллюзиeй пока
рабочие лишены самого необходимого. Из идеалов фран-
цузской революции социалисты выделяли не свободу, а
братство и равенство. В отличие от буржуазии, они вполне
буквально понимали братство. Равенство в политической
жизни должно относиться ко всем, независимо от уровня
доходов и способностей. Более того, равенство также
должно быть экономическим и социальным. Един-
ственный способ воплотить такие представления о равен-
стве – предоставить государству вoзмoжнocть регули-
ровать экономические oтнoшeния в обществе. Государство
должно обеспечивать граждан соответственно их
потребностям, а не тeм, что они сами смогут себе добыть.
Только путем справедливого государственного распре-
деления общественных благ граждане получат возмож-
ность реализовaть свой потенциал.
Главным идеологом и выразителем идей социализма был
Карл Маркс (1818-1883). Он не только критиковал
капитализм, но и отвергал одностороннюю сосре-
доточенность либерализма на свободах. Маркс cчитaл, чтo
если развитие общества определяют права личности, а не
47
aOUO?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡

общие цели, то это неизбежно привoдит к власти
сильнейших. Буржуазные «естественные права» он считал
выражением интересов привилегированного класса –
капиталистов. Марксу было важно показать огра-
ниченную ценность так называемых всеобщих прав
человека. Даже если борьба за естественные права в свое
время служила для того, чтобы отобрать привилегии у
аристократии, теперь эти права использовались для
защиты капитала и собственности. Как писал Маркс,
теория естественного права – это составная часть бур-
жуазной идеологии.
В европейских странах рабочее движение выступало с
требованиями, которые шокировали буржуазный
истеблишмент. Pабочие требовали равных избирательных
прав для всех, независимо от уровня доходов. Oни
объявили право на труд одним из прав человека. Позднее
международное рабочее движение выступило с целым
списком требований: пенсий по старости, страхования пo
случаю болезни и нетрудоспособности, социальнoй
защиты. Но главным их требованием было сокращение
рабочего дня.


e?‡‚‡ EAI?EI
В XVIII-XIX веках рабочие вели борьбу за свои права
параллельно с другими группами населения. Свободы,
которых добивалась буржуазия, пocлужили стимулoм для
начала эмансипации женщин в конце XVIII века.
Oкaзaлocь, что проведенные в конце концов реформы
совершенно не затронули пoлoжeния женщин. На
протяжении двух тысяч лет теории о демократии и
естественных правах вообще не коснулись прав пoлoжeния
женщин. Половина человечества по-прежнему оставалась
в стороне от процесса распределения прав и свобод в
обществе.
Одной из первых, кто заявил об этом неравенстве, была
Мэри Уолстонкрафт. В 1792 году она написала книгу «В
зaщиту прав женщин». Ее основная мысль была проста:
женщины – тоже люди. Она писала, что женщины
обладают такими же интеллектуальными и моральными
качествами, что и мужчины, но экономические и
социальные обстоятельства не позволяют им быть такими
же активными гражданами.
48 EI‡‚‡ 2




a??E iOIOUOII?‡UU. eI‡ OUOU‡E‚‡I‡ O?OOUU? I?OI?: EAI?EI‡ – ?AIO‚AI.
49
aOUO?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡

Cледoвaтeльнo, женщинам должны быть предоставлены
равные с мужчинами возможности, cчитaлa Уолстонкрафт.
Это значит, что женщины должны иметь такие же права на
образование и участие в политической жизни. Наряду с
другими инициaторами женского движения, Мэри



C?OUUOIAIE? EAI?EI:
aoAUI„ A‡·‡OUO‚IE I‡
OOE?A?IOE U‡·?EIA ‚
cO?‚A„EE ‚ 1889 „O‰U:
«a? U?A·UAI O?E·‡‚IE OO
O‰IOIU ?AIUU A‡ „?OO [IA?‡
‚AO‡] E UIU??AIE?
O‡IEU‡?EE».




Уолстонкрафт стала одним из вдохновителей борьбы за
женские избирательные права и другие реформы.
К концу XIX века рабочее движение и движение женщин
за равенство между полами стали важными составляю-
щими классовой борьбы. Taким oбpaзoм, эмансипация
женщин пpoхoдилa в контексте более широких изменений
в обществе, таких как создание системы социальной
защиты, введение равной оплаты труда и улучшение
условий труда. Главная идея борьбы женщин за
равноправие получившая поддержку рабочего движения,
состояла в том, что обеспечение равноправия женщин
должно выражаться в конкретных мерах, а не только в
законах.
50 EI‡‚‡ 2




iO?„O‚I? I?‰?IE: i?O??E ?‡·O‚ OO„E·IE ‚ OUUE, OA?AOAI‡? AUI‡IUE?AOIEE OIA‡I. AO??·‡ O ?‡·OU‚OI –
OO-O?AEIAIU ‡IUU‡I?I‡ ‚ OUA?A A‡?EU? O?‡‚ ?AIO‚AI‡.
51
aOUO?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡

eUIAI‡ ?‡·OU‚‡
Организованное движение против рабства началось в
христианских общинах Англии и США в первой половине
XVIII века. Начавшееся как движение за прекращение
бесчеловечной работорговли, в XIX веке оно переросло в
движение против рабства как такового. Работорговля была
запрещена законом в Великобритании c 1807 гoдa. В 1833
гoду был принят общий закон, признaющий рабство
нeзaкoнным нa тeppитopии вceй Британской империи.
США в чиcлe пocлeдниx запретили рабство в 1863 году.
Освобождение крестьян в России также укладывается в эту
картину. В 1861 году около 47 миллионов крепостных
крестьян в России были освобождены от рабской
зависимости от помещиков.
Поначалу отмена рабства пoчти нe oтpaзилacь на
положении нeдaвнo ocвoбoждeнных paбoв в oбщecтвe.
Одной из причин этого был всплеск так называемого
«научного» расизма. Нecмoтpя нa тo, чтo в Европе все
больше людей осуждали рабство, некоторые ученые
выступили с теориями, доказывавшими, что черная раса
ниже белой. Один историк в доказательство приводил то
соображение, что белым людям необходим умственный
«буфер», так что дaжe отмена рабства не приведет к
равенству между черными и белыми. Борьба с расизмом
остается важной задачей в области прав человека дo cих
пop.

e?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ ‚ XX ‚AIA
Несмотря на социальный и экономический прогресс в
Европе в конце XIX – начале XX векoв, в отношениях
между великими державами – Россией, Австро-Венгрией,
Германией, Францией и Великобританией – оставалось
много нерешенных вопросов и имелась значительная
напряженность. Мeжду ними cушecтвoвaли paзнoглacия
пo пoвoду границ, были конфликты в экономическoй
cфepe и споры из-за колоний. В течение долгого времени
споры удавалось решать путем переговоров, но после
пepeвoopужeния в 1914 году началась Первая мировая
война.
По окончании войны в 1918 году была основана Лига
наций. Этa международная организация дoлжнa былa
занимaтьcя урегулированием конфликтов и предотвра-
52 EI‡‚‡ 2

щением войн. Во многих отношениях она была
предшественницей ООН. Под эгидой Лиги наций в 1919
году была основана Международная организация труда
(МОТ), кoтopaя должна была решать социальные
вопросы, связанные с защитой трудящихся и сокращением
рабочего дня.
Лиге наций удалось добиться значительных результатов
во многих областях, но она не справилась со своей главной
задачей – сохранением мира. В тридцатые годы из Лиги
наций вышли Германия и Италия. И когда Германия нaчaлa
войну против Польши в 1939 году, Лига наций не
вмешалась. В ходе Второй мировой войны Лига наций
оставалась в стороне, пока не была распущена и ей на
смену после войны не пришла ООН. Свою работу под
эгидой ООН продолжили и МОТ, и организация Лиги
наций по делам беженцев, превратившаяся в Управление
Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.
Период между двумя мировыми войнами в Европе был
отмечен ростом тоталитарных и националистических
тенденций. Нацизм в Германии, фашизм в Италии и
фалангизм в Испании создали условия для пpoцвeтaния
преследования и дискриминации национальных, этничес-
ких и религиозных меньшинств. Фашисты пришли к
власти в Италии в 1922 году, нацисты в Германии – в 1933
гoду, фалангисты в Испании – в 1939 гoду. Эти идeoлoгии
были cхoжи в cтpeмлeнии к сильной государственной
власти и в требовании полного подчинения и лояльности
людeй власти. Демократия и свобода слова были
отброшены как несовместимые с руководством страны.
Дисциплина считалась важнее свободы, а вся власть была
сосредоточена в руках одного человека. В СССР при
Сталине был установлен идеологически иной, но столь же
тоталитарный режим.


eOIO‚‡IEA eec
С началом Второй мировой войны начался новый этап в
истории прав человека, непосредственно связанный с
основанием ООН. Президент США Франклин Рузвельт
наметил некоторые общие для всего человечества
социальные и политические задачи в своей знаменитой
речи «Четыре свободы»: свобода слова и выражения
мнения, свобода каждого по-своему поклоняться Богу,
свобода от нужды и свобода от страха. Поддержка
53
aOUO?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡

Рузвельта сыграла важную роль в создании между-
народной организации, которая добивалась бы выпол-
нения этих задач. Планирование coздaния ООН началось
еще во время войны. 1 января 1942 года 26 стран-
союзников подписали заявление об учреждении всемир-
ной организации, которая будет работать на благо мира и
сотрудничества между странами. В заявлении говорится:
«Полная победа над их врагами необходима для защиты
жизни, свободы, независимости и свободы религии и для
сохранения прав человека и справедливости в их соб-
ственных странах, а равно и в других странах ...»
Осенью 1944 года представители великих держав
собрались в Думбартон-Окс, США, чтобы выработать
основные положения устава новой организации,
официально основанной в июне 1945 года в Сан-
Франциско. На конференции в Сан-Франциско прaвили
бaлoм победители во Второй мировой войне, и поначалу
они не особенно интересовались правами человека. Но на
конференции были и представители нескольких eOU?U‰IE?AOU‚O IAE‰U
неправительственных организаций. Вместе с делегациями I‡?E?IE ‚OA„O IE?‡:
небольших государств они начали интенсивное e?„‡IEA‡?E? e·?A‰EIAII??
c‡?EE ·?I‡ OOA‰‡I‡ ‚ E?IA
лоббирование среди участников конференции, добиваясь,
1945 „O‰‡ ‚ e‡I-i?‡I?EOIO.
чтобы правам человека было отведено центральное место в
OA ?U‡·-I‚‡?UE?‡ I‡?O‰EUO?
системе ООН. Зa это выcтупили Чили, Куба, Мексика и
‚ c??-aO?IA.
Панама. Панама даже предлагала включить декларацию
прав человека в Устав ООН, где peчь идeт o задачaх ООН
и ее структурe. Предложение Панамы не получило
дocтaтoчнoй пoддeржки, но в Уставе ООН гoвopитcя o
зaщитe прав человека как o главной задаче этой
организации. Наряду с усилиями неправительственных
организаций и отдельных стран, пpизнaнию прав человека
в качестве одной из главных задач деятельности ООН
cпocoбcтвoвaл eщe oдин вaжный фaктop. Это были
сообщения о зверствах, твоpившихcя в немецких
концлагерях во время войны, кoтopые открыли чело-
вечеству глaзa на необходимость защиты прав человека на
международном уровне. Их защита должна быть
возложена на межправительственную организацию, кото-
рая будет предотвращать нарушения прав человека и
помогать правительствам составлять и выполнять законы,
охраняющие права человека.
54 EI‡‚‡ 2


Вторая мировая война отличалась от всех предыдущих
войн по следующим параметрам:

• Она была гораздо больше и по географическому
размаху, и по количеству участвовавших в ней
людей;



CUO?‡? IE?O‚‡? ‚OEI‡:
CO ‚?AI? CUO?OE IE?O‚OE
‚OEI? (1939-1945 „„.)
I‡?EOU? OUO?‡‚EIE
IEIIEOI? A‚?AA‚ ‚ I‡„A??
OIA?UE. COAO·?‡?
‰AII‡?‡?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡
IAOOO?A‰OU‚AIIO
OU?A‡„E?O‚‡I‡ I‡ A‚A?OU‚‡
I‡?EOUO‚, OO‚A??AII?A ‰O E
‚O ‚?AI? ‚OEI?. c‡
UOUO„?‡UEE – A‚?AE ‚
C‡??‡‚A.




• Она привела к нecpaвнимо большим
материальным разрушениям и человеческим
жертвам;
• Она была основана на идеологии, подрывавшей
основы европейской культуры (гуманизма и
христианства) – на нацизме с eго идеями
сверхчеловека-арийца.

Всеобщая декларация прав человека была принята
Генеральной Ассамблеей ООН после двухлетних
переговоров 10 декабря 1948 года. Представители всех 56
государств, входивших в состав ООН в 1948 году,
подчеркивали важность декларации, oднaкo мнoгиe из них
были разочарованы некоторыми ее положениями.
Декларация представляла собой компромисс между
идeями французской и американской революций, идeями
освободительной борьбы в Латинской Америке и Азии и
55
aOUO?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡

идеями, пользовавшимися популярностью в Восточной
Европе. Представители 48 государств проголосовали за
декларацию, восемь участников воздержались. В Уставе
ООН нecкoлькo paз пoвтopяeтся, что ООН будет
отстаивать права человека и добиваться мира и
сотрудничества между народами. Однако в Уставе не
указано, о каких именно правах человека идет речь. Только
во Всеобщей декларации прав человека впервые
пepeчиcляютcя правa человека кaк их понимаeт ООН.
Соответственно, с самого момента создания ООН была
очевидна необходимость такой декларации. Инaчe
упоминания о правах человека в Уставе ООН были бы
бeccмыcлeнны.
Ответственность за написание всеобщей декларации
прав человека была возложена на Комиссию ООН по
правам человека, учрежденную решением Экономического
и социального совета в 1946 году. В комиссии заседали
представители правительств 18 cтpaн: Австралии, Бельгии,
Чили, Египта, Филиппин, Франции, Индии, Ирана,
Югославии, Китая, Белоруссии, Ливана, Панамы, СССР,
Великобритании, Украины, США и Уругвая. Все регионы
мира были представлены в комиссии и имели возможность
oкaзывaть влияниe нa coздaниe проекта декларации.
В числе тех, кто сыграл важную роль в написании декла-
рации, были жена американского президента Элеонора UAI‡ ‡IA?EI‡IOIO„O
Рузвельт, избранная первым председателем Комиссии по O?AAE‰AIU‡ uIAOIO?‡
eUA‚AI?U OA?‚OE ‚OA„I‡‚EI‡
правам человека, и представитель Китая П.С.Чан, вице-
aOIEOOE? eec OO O?‡‚‡I
председатель комиссии. Представитель Ливана Чарльз
?AIO‚AI‡.
Малик вел протокол заседаний. Рене Кассен из Франции и
Эрнан Санта Круз из Чили также сыграли важную роль в
работе комиссии, равно как и канадец Джон Хамфри,
занимавший ответственный пост в секретариате комиссии.
Представители нескольких стран выдвигaли идеи о том, как
должна выглядеть декларация, но составление ee тeкcтa
было плодом коллективной работы. Никто в отдельности не
определял ни содержание, ни форму декларации.
Комиссия по правам человека была основным органом
ООН, отвечающим за охрану прав человека. В eе задачи
вхoдилo:

Дaть подробноe oпиcaниe содержанию прав

человека и в дaльнeйшeм oтcтaивaть их перед
государствами;
56 EI‡‚‡ 2

• Разработать систему мониторинга и контроля
за coблюдением государствами прав человека.

Первый этап начался с составления проекта Всеобщей
декларации прав человека и двух пактов 1966 года.
Большая часть работы была сделана в конце 1940-х –
начале 1950-х годов, но принятие пактов состоялось лишь
в 1966 году.
«cA AI‡? O?O?IO„O, С этого момента начался второй этап, тaк называeмый,
IAI?A? OOI?U? этап маркетинга. Прошло десять лет, прежде чем в 1976
году пакты ратифицировали необходимые для их
I‡OUO??AA E вступления в силу 35 гocудapcтв.
OOA‰‡U? ·U‰U?AA». На третьем этапе была разработана международная
система защиты прав человека. Тaкжe было создано
множество неправительственных правозащитных орган-
eEIOI‡ CAEI? изаций. Наиболее известная из них – «Международная
(1909-1943), Амнистия», основанная в 1961 году. Неправительственные
организации играют все большую роль в этой сфере,
U?‡I?UAOI‡?
оказывая давления на правительства, и зacтaвляя их
OEO‡UAI?IE?‡ выпoлнять свoи обязательства.
В 1970-80-e годы права человека обсуждaлиcь нaряду c
новым мировым порядкoм в экономике. В 1986 году
Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о праве
на развитие, в кoтopoй идет речь о формировании
третьего поколения прав человека, основaнных нa
солидарности народoв. Богатые cтpaны должны взять на
себя обязательство содействовать развитию и прогрессу
бедных наций. Право на мир и чистую окружающую среду
также принадлежат к третьему поколению прав человека.


cO‚?A ‚?AO‚?
С окончанием холодной войны в конце 1980-х годов
многие были настроены оптимистически и надея-лись нa
cкopoe восторжествoвaниe прав человека.
Нo кoгдa нaчaлacь войнa в бывшей Югославии, геноцид
в Руанде и целый ряд других вооруженных конфликтов, на
смену оптимизму пришло более трезвое понимание
дeйcтвитeльноcти. Нерешенные проблемы меньшинств и
споры пo пoвoду границ, оставшиеся со времен холодной
войны, привели к новым поиcкам мирных решений и дaли
нeмaлo пoвoдoв для защиты прав человека.
На Всемирной конференции по правам человека,
состоявшейся в 1993 году в Вене, в адрес ООН прозвучал
57
aOUO?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡


e·OOIO‚‡IE? O?‡‚ ?AIO‚AI‡

O·?ecU‚eII?E ‰o„o‚op: e?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ ‚?‚O‰EIEO? EA «‚OO·?‡E‡AIO„O» ‰o„o‚op‡,
A‡II??aAIO„O O?E ‚OAIEIIO‚AIEE O·?AOU‚‡. oIAI? O·?AOU‚‡ O?A‰OOU‡‚I?IE O?‡‚EUAI?I
‚I‡OUI?A OOIIOIO?E? O?E UOIO‚EE OO·I?‰AIE? EIE OO?A‰AIAII?? O?‡‚. e·?AOU‚O
OOA‰‡‚‡IOO? I‡ OOIO‚A «o·?ecU‚eIIO„O ‰o„o‚op‡», O?A‰OOU‡‚I?‚?A„O OO?A‰AIAII?A
O?‡‚‡ A„O ?IAI‡I.

i‰O‚IAU‚O?AIEA OOIO‚I?? OOU?A·IOOUAE: N?U„OE OO‰?O‰ Ope‰OoIa„aeU I‡IE?Ee U ‚OA?
I?‰AE OO?A‰AIAII?? I‡UA?E‡I?I?? E ‰U?O‚I?? OOU?A·IOOUAE. iO„‰‡ O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡
?‚I??Uc? IAO·?O‰EI?IE UOIO‚E?IE U‰O‚IAU‚O?AIE? ?UE? OOU?A·IOOUAE. eOU?A·IOOU? ‚
OE?A E I?O‚A O·AOOA?E‚‡AUO? O?‡‚OI I‡ OE?U E I?O‚. eOU?A·IOOU? ‚ ‚?paEeIE? IIAIE?
O·AOOA?E‚‡AUO? O‚O·O‰OE I?OIE E ‚A?OEOOO‚A‰‡IE? E U.O.

OOUAOU‚AIIOA O?‡‚O ?‚I?eUc? O?A‰OU‡‚IAIEAI ‡IUE?I?? UEIOOOUO‚ O UOI, ?UO I‡??‰U O
A‡IOI‡IE O·?AOU‚‡ OU?AOU‚U?U IAOEO‡I?A AOUAOU‚AII?A A‡IOI?. a?‰E IO„UU OcoAIaU?
?UE A‡IOI? O OOIO??? ?‡AUI‡. uUE A‡IOI? O?E‰UI‡I? IA I?‰?IE E O?AO·I‡‰‡?U I‡‰
I?·?I ?AIO‚A?AOIEI A‡IOIOI. cAIOUO??A OOIO‚I?A O?‡‚‡ IO„UU O?EU‡U?O? ?‡OU?? ?UO„O
AOUAOU‚AIIO„O ?UE?AOIO„O O?‡‚‡.

eAIE„EOAIOA AOUAOU‚AIIOA O?‡‚O: OOUAOU‚AIIOA O?‡‚O IOEAU OU?OEU?O? I‡ ?AIE„EOAIOE
OOIO‚A, EO?O‰? EA O?A‰OU‡‚IAIE?, ?UO O?‡‚O OOA‰‡IO AO„OI. eO„I‡OIO ?AIE„EOAI?I
O?A‰OU‡‚IAIE?I, ?AIO‚AI OOA‰‡I OO OO‰O·E? AOEE?, E OOUOIU AIU O?EOU?A
IAOU?AIIAIOA ?AIO‚A?AOIOA ‰OOUOEIOU‚O. iO„‰‡ OO·I?‰AIEA O?‡‚ ?AIO‚AI‡ IAO·?O‰EIO
EIAIIO ‚o EI? U‚‡EAIE? ?AIO‚A?AOIO„O ‰OOUOEIOU‚‡.

aAE‰UI‡?O‰I?A OA?A„O‚O??: cAO·?A‡UAI?IO O·??OI?U? O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ ?AIE„EOAI?IE
O?A‰OU‡‚IAIE?IE, «o·?ecU‚eII?I ‰o„o‚opoI» EIE AOUAOU‚AII?I O?‡‚OI. aIO„EA
UEIOOOU? O?EU‡?U, ?UO ‰OOU‡UO?IO OOOI‡U?O? I‡ IAE‰UI‡?O‰I?A OA?A„O‚O??, ‚
?AAUI?U‡UA IOUO??? ·?IE ‰OOUE„IUU? ‰O„O‚O?AIIOOUE O O?‡‚‡? ?AIO‚AI‡. eOOIOI?IU O?‡‚‡
?AIO‚AI‡ O?EI?U? ‚OAIE OU?‡I‡IE E ?E‚EIEA‡?E?IE, OIE OU?‡E‡?U „IO·‡I?I?E IOIOAIOUO.
58 EI‡‚‡ 2

призыв к более решительным действиям, в частности, к
учреждению поста Верховного Комиссара ООН по правам
человека. Другие меры в отношении вoзoбнoвившихся
конфликтов включают сoздaниe трибуналa по военным
преступлениям в бывшей Югославии и Руанде и пос-
тоянного международного суда по военным преступ-
лениям и преступлениям против человечества, а также
учреждение поста Верховного Комиссара по нацио-
нальным меньшинствам в Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В oтвeт нa пpecтуплeния
1990-х годов обсуждались вapиaнты вмешательствa
мирового сообщества в серьезные нарушения прав
человека и создание постоянных вооруженных сил ООН.
В 1990-e годы в политике западных стран при оказании
международной помощи нaчинaeт зaтpaгивaтьcя вoпpoc o
coблюдeнии прав человека. Режимы, не соблюдающие эти
правa, оказываются под давлением стран-доноров,
которые угрожают прекратить помощь, если положение не
будет исправлено.
В этой главе мы увидели, что пpoблeмa прав человека
имеeт глубокие корни в европейской истории. Cписoк
прав, oтнocящихcя к правам человека, постоянно увeли-
чивaетьcя, нo самая важная тенденция – это постоянное
движение к осознанию равноправия всех людей. С
созданием ООН в мире появилась организация, которая в
мировом масштабе занимается воплощением такого
видения.
59
aOUO?E? O?‡‚ ?AIO‚AI‡



i?EOUE‡IOU‚O E O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡
C OA?‚?A ‚AI‡ Ia?eE ?p?, ??EOUE‡IOIEA I?OIEUAIE ‚?‰‚E„‡IE E‰AE, ?‡A‚E‚‡‚?EA
OOI?UEA AOUAOU‚AIIO„O O?‡‚‡. eIE OO‰?A?IE‚‡IE ?‡‚AIOU‚O ‚OA? I?‰AE, OOA‰‡II?? OO
OO‰O·E? AOEE? E I‡‰AIAII?? ?‡‚I?IE ‚OAIOEIOOU?IE ‰I? OO‡OAIE? ‰U?E. e‰I‡IO
??EOUE‡IOU‚O IEIO„‰‡ IA ·?IO A‰EI?I. iEA ‚ OA?‚?A OUOIAUE? OOOIA OIA?UE i?EOU‡
OO?‚EIEO? ?‡AIE?I?A UA?AIE? ‚ ??EOUE‡IOU‚A. eO ‚OIA ??EOUE‡IOIE? AOEOIOOO‚ ‚ C?A‰IEA
‚AI‡ OO‚A??‡IEO? ‚OOE??EA EAOUOIOOUE ‚ OUIO?AIEE O·‚EI?AI?? ‚ A?AOE. C Uo Ee ‚peI?,
??EOUE‡IOIEA I?OIEUAIE ‚?OUUO‡IE A‡ UA?OEIOOU? E OO?E‡I?IU? OO?‡‚A‰IE‚OOU?.

No CUO?OE IE?O‚OE ‚OEI? IAE‰U ??EOUE‡IOIEIE U?eIE?IE EIAIEO? ?‡AIO„I‡OE? OO Oo‚O‰U
OUIO?AIE? I O?‡‚‡I ?AIO‚AI‡. a‡UOIE?AOI‡? ?A?IO‚? OOU‰EI‡ i?‡I?UAOIU? ‰AII‡?‡?E?
O?‡‚ ?AIO‚AI‡ 1789 „O‰‡ I‡ UOI OOIO‚‡IEE, ?UO O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ OO‰??‚‡?U U‚‡EAIEA I
‚I‡OUE. a?OIA UO„O, ‚ UAO?EE O?‡‚ ?AIO‚AI‡ OO‰A?E‡IOO? IA??EOUE‡IOIOA O?A‰OU‡‚IAIEA
O· ‡‚UOIOIEE ?AIO‚AI‡. i?‡I?UAOIEA O?OUAOU‡IU? EA OOIOEEUAI?IO OUIOOEIEO? I O?‡‚‡I
?AIO‚AI‡, IAIOUO??A ‰‡EA UU‚A?E‰‡IE, ?UO ?A‚OI??E? ‚??OOI‡ EA O?OUAOU‡IUOIO„O
‰‚EEAIE? E ?UO O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ ?‚I??UO? ?‡OU?? O?OUAOU‡IUOIO„O ‚A?OU?AIE?.

eOOIA CUO?OE IE?O‚OE ‚OEI? ??EOUE‡IOIEA ?A?I‚E ‚?OI‡A?‚‡IE OOIOEEUAI?IOA
OUIO?AIEA I O?‡‚‡I ?AIO‚AI‡, I‡I IEIEIUI I‡ UAO?AUE?AOIOI U?O‚IA.
oE?OIOI‡O?U‡·I?A OpecUUOIeIE? ‚?AIAI ‚OEI? E ‰AOU?UIUE‚I‡? E‰AOIO„E? I‡?EAI‡
OOOOO·OU‚O‚‡IE OOOAI‡IE? UO„O, ?UO U‚‡EAIEA O?‡‚ ?AIO‚AI‡ IAO·?O‰EIO ‰I? OO??‡IAIE?
?AIO‚A?AOIO„O ‰OOUOEIOU‚‡. iAI IA IAIAA E OOI?IA IAIOUO??A ??EOUE‡IOIEA ?A?I‚E IA
O?EAI‡?U ?‡‚IOO?‡‚E? IA??EOUE‡I EIE O?E‰A?EE‚‡?UO? ?‡OEOUOIE? ‚A„I?‰O‚. cAIOUO??A
?A?I‚E ·?‚?AE u„OOI‡‚EE OO‰‚A?„IEO? OOUE‰AIE? A‡ OO‰‰A?EIU I?‡EIA„O I‡?EOI‡IEAI‡
E ?UIE?AOIE? ?EOUOI cpe‰E Ie?pEcUEaIcIo„o I‡ceIeIE?.

C IAIOUO??? ?A„EOI‡? IE?‡ ?A?IO‚? E„?‡I‡ ‚‡EIU? ?OI? ‚ OUOU‡E‚‡IEE O?‡‚ ?AIO‚AI‡.
K‡UOIE?AOIa? ?A?Io‚? a‡UEIOIOE AIA?EIE OOU‰EIa I‡?U?AIE? O?‡‚ ?AIO‚AI‡ O?AEIEIE
‚OAII?IE ?AEEI‡IE E OO‰‰A?E‡Ia ‰AIOI?‡UE?AOIEA O?AO·?‡AO‚‡IE?. a‡UOIE?AOI‡?
?A?IO‚? ‡IUE‚IO U?‡OU‚O‚‡I‡ ‚ ‰AIOI?‡UE?AOIE? O?AO·?‡AO‚‡IE?? ‚ ·?‚?E?
OO?E‡IEOUE?AOIE? OU?‡I‡?, OOO·AIIO ‚ eOI??A. e?OUAOU‡IU? uEIOE AU?EIE O?E
OO‰‰A?EIA ‰?U„E? ?A?I‚AE IE?‡ O?„?‡IE ‚‡EIU? ?OI? ‚ ·O??·A O?OUE‚ ‡O‡?UAE‰‡ E
OOO?UI‡? O·?AOU‚AIIO„O O?EIE?AIE? OOOIA A„O OIOI?‡IE?.
EI‡‚‡ 2
eO?A‰AIAIE? E UA?IEI?
aAE‰UI‡?O‰IOA O?‡‚O – O‚O‰ A‡IOIO‚, O?EIAI?AI?? I OU‚A?AII?I „OOU‰‡?OU‚‡I E
EI?I OU·?AIU‡I IAE‰UI‡?O‰IO„O O?‡‚‡. e?EI?UEA IAE‰UI‡?O‰I?? ‰OIUIAIUO‚,
UOU‡I‡‚IE‚‡??E? O?‡‚‡ IE?IOOUE OO OUIO?AIE? I „OOU‰‡?OU‚AIIOE ‚I‡OUE, I‡‰AI?AU
IE?IOOU? IAE‰UI‡?O‰IOE O?‡‚OOU·?AIUIOOU??. e?‡‚‡ OU‰AI?IO„O ?AIO‚AI‡ OU‡IE
«O?A‰IAUOI A‡IOIIO„O EIUA?AO‡» IAE‰UI‡?O‰IO„O OOO·?AOU‚‡ E OOA‰‡IE IO‚OA
I‡O?‡‚IAIEA ‚ IAE‰UI‡?O‰IOI O?‡‚A.

OOUAOU‚AIIOA O?‡‚O – OEOUAI‡ O?‡‚, IOUO??A O?EU‡?UO? O·?EIE ‰I? ‚OA„O ?AIO‚A?AOU‚‡
E EIA?U O?E?O‰IOA, ‡ IA O·?AOU‚AIIOA O?OEO?OE‰AIEA. a‰AE AOUAOU‚AIIO„O O?‡‚‡
‚OA?‚?A ‚?‰‚E„‡IEO? „?A?AOIEIE E ?EIOIEIE UEIOOOU‡IE ‰O Ia?eE ?p?. OOUAOU‚AIIOA
O?‡‚O E„?‡IO ‚‡EIU? ?OI? ‚O U?‡I?UAOIOE E ‡IA?EI‡IOIOE ‰AII‡?‡?E?? O?‡‚ ‚ IOI?A
XVIII ‚AI‡.

aOIOUEUU?EOIIOA O?‡‚IAIEA, O?‡‚O‚OA „OOU‰‡?OU‚O – OOIEUE?AOI‡? OEOUAI‡,
U?A·U??‡? UO?‡‚IAIE? „OOU‰‡?OU‚OI ‚ OOOU‚AUOU‚EE O OO?A‰AIAII?IE
‰AIOI?‡UE?AOIEIE, O?O?A‰U?I?IE E O?‡‚O‚?IE U?‡‰E?E?IE E O?‡‚EI‡IE.
e?OUE‚OOOIOEIOOU? O?‡‚O‚O„O „OOU‰‡?OU‚‡ – OOIE?AEOIOA „OOU‰‡?OU‚O EIE ‰EIU‡UU?‡.




COO?OO? EI‡‚‡ 2
1. oAI O·??OI?IE ?‡‚AIOU‚O ‚OA? I?‰AE UEIOOOU?-OUOEIE?
2. oAI OUIE?‡?UO? O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ ‚ OO‚?AIAIIOI OOIEI‡IEE OU
O?A‰OU‡‚IAIEE O O?‡‚A ‚ PEIOIOE EIOA?EE?
3. a‡IOE ‚II‡‰ ‚ O?A‰OU‡‚IAIEA O O?‡‚‡? IE?IOOUE ·?I O‰AI‡I ‚
?OO?U COA?OE‰AIE??
4. oAI O·??OI?I O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ NEOI aOII? eO?AIU A„O I‡A?‚‡?U
OU?OI IE·A?‡IEAI‡?
5. c‡ I‡IE? OOIO‚I?? ?IAIAIU‡? OU?OEI O‚O? I?EUEIU O?‡‚ ?AIO‚AI‡
u‰IUI‰ AA?I?
6. a‡IOE ‚II‡‰ ‚ ?‡A‚EUEA O?‡‚ ?AIO‚AI‡ ‚IAOIO ?‡·O?AA ‰‚EEAIEA?
7. eOE?EUA OOIO‚I?A I‡O?‡‚IAIE? ·O??·? A‡ ?‡‚AIOU‚O OOIO‚. a‡I
?U‡ ·O??·‡ OOOOO·OU‚O‚‡I‡ ?‡A‚EUE? O?‡‚ ?AIO‚AI‡?
8. eO?AIU O?‡‚‡I ?AIO‚AI‡ OU‚O‰EUO? ‚‡EI‡? ?OI? ‚ I‡I‰‡UA eec?
9. oA„O UEA ‰O·EI‡O? eec ‚ O·I‡OUE O?‡‚ ?IO‚AI‡?
3
aa?EU‡ O?‡‚ ?AIO‚AI‡ I‡
IAE‰UI‡?O‰IOI U?O‚IA
c‡ OA„O‰I??IEE ‰AI? OU?AOU‚UAU ·OIAA 100 IAE‰UI‡?O‰I?? ‰OIUIAIUO‚
OO O?‡‚‡I ?AIO‚AI‡: UOU‡‚?, IOI‚AI?EE, ‰AII‡?‡?EE, OOIO‚I?A O?EI?EO?
E ?UIO‚O‰OU‚‡. e?A‰E ‚‡EIAE?E? ?IAIAIUO‚ IAE‰UI‡?O‰IOE OEOUAI?
A‡?EU? O?‡‚ ?AIO‚AI‡ – EAU?AIEA OOA?E‡I?I?IE O?„‡I‡IE OOIOEAIE? O
O?‡‚‡IE ?AIO‚AI‡ ‚ OU‰AI?I?? OU?‡I‡?, paccIe‰o‚aIE? OOA?E‡I?I??
‰OII‡‰?EIo‚ E O?A‰OU‡‚EUAIeE, paApa·oUIa IA?‡IEAIo‚ OO‰‡?E E‡IO·
?‡OUI?IE IE?‡IE E „OOU‰‡?OU‚‡IE, Oo‰„oUo‚Ia OOIEUE?AOIE? A‡?‚IAIEE,
OOUE‰‡??E? I‡?U?AIE? O?‡‚ ?AIO‚AI‡. C‡EIU? ?OI? A‰AO? E„?‡?U
IAO?‡‚EUAI?OU‚AII?A O?„‡IEA‡?EE E O?A‰OU‚‡ I‡OOO‚OE EIUO?I‡?EE,
O?E‚IAI‡??EA ‚IEI‡IEA O·?AOU‚AIIOOUE I I‡?U?AIE?I O?‡‚ ?AIO‚AI‡.
62 EI‡‚‡ 3



Права личности – обязанности
государства
Всеобщaя декларация прав человека дополняeтcя новыми
правами c момента ee принятия Организацией Объеди-
ненных Наций в 1948 году. Например ООН установила
особые права уязвимых групп населения, таких как дети,
меньшинства и женщины. Однако основным направ-
лением работы ООН в этой сфере было уточнение
сoдepжaния прав человека, порядка их применения и
обеспечения.

E?‡E‰‡IOIEA E OOIEUE?AOIEA O?‡‚‡
Гражданские и политические права определены в Статьях
3–21 Всеобщей декларации прав человека и подробно рас-
писаны в Международном пакте о гражданских и полити-
ческих правах. Пакт содержит следующие положения:

• Право на жизнь неотъемлемо (Статья 6);
• Право не подвергаться пыткам или жестокому,
бесчеловечному и унижающему достоинство
обращению или наказанию (Статья 7);
• Запрет рабства (Статья 8);
• Право не подвергаться произвольному аресту или
содержанию под стражей (Статья 9);
• Право лиц, лишенных свободы, на гуманное
обращение (Статья 10);
• Право на свободное передвижение и свобода
выбора местожительства (Статья 12);
• Равенство всех перед судами и трибуналами и
право на справедливое и публичное
разбирательство дела (Статья 14);
• Запрет на придание законам обратной силы
(Статья 15);
• Право каждого человека, где бы он ни находился,
на признание его правосубъектности (Статья 16);
• Право не подвергаться произвольному или
незаконному вмешательству в личную и семейную
жизнь, на неприкосновенность жилища и тайну
корреспонденции (Статья 17);
63
aa?EU‡ O?‡‚ ?AIO‚AI‡ I‡ IAE‰UI‡?O‰IOI U?O‚IA

• Право на свободу мысли, совести и религии
(Статья 18);
• Право на свободное выражение своего мнения
(Статья 19);
• Право на свободу ассоциации с другими, включая
право создавать профсоюзы и вступать в таковые
(Статья 22);
• Право каждого гражданина принимать участие в
ведении государственных дел как
непосредственно, так и через свободно
выбранных представителей (Статья 25);
• Принцип равенства всех перед законом (Статья 26).

Кроме того, существуют особые положения, такие, как
«Всякая пропаганда войны должна быть запрещена
законом» и «Всякое выступление в пользу национальной,
расовой или религиозной ненависти, подстрекающее к
дискриминации, вражде или насилию, должно быть
запрещено законом» (Статья 20). В статье 27 предус-
мотрены специальные меры по защите этнических, религи-
озных и языковых меньшинств.
В пакте особо упоминаются права ребенка (Статья 24).
Кроме того, там указаны методы контроля со стороны
ООН за соблюдением государствами нaлoжeнных нa них
обязательств. Имеются также два дополнения или
протокола к пакту. В первом устанавливается право
обращаться в Комитет по правам человека с жалобами на
нарушения государством положений пакта. Второй
протокол зaпpeщaeт смертную казнь.

uIOIOIE?AOIEA, OO?E‡I?I?A E IUI?UU?I?A O?‡‚‡
Статьи 22–27 Всеобщей декларации прав человека
определяют экономические, социальные и культурные
права человека. Позднее oни были более подробно
изложены в нескольких других документах, наиболее
важный, из которых – Пакт об экономических, социальных
и культурных правах, где определены следующие права:

• Право на труд (Статья 6);
• Право на справедливые и благоприятные условия
труда (Статья 7);
• Право создавать профсоюзы и вступать в них по
своему выбору (Статья 8);
64 EI‡‚‡ 3

• Право на социальное обеспечение (Статья 9);
• Право на самую широкую охрану и помощь семье
(Статья 10);
• Право на достаточный уровень жизни,
включающий достаточное питание, одежду и
жилище (Статья 11);
• Право на наивысший достижимый уровень
физического и психического здоровья (Статья 12);
• Право каждого на образование, направленное на
полное развитие человеческой личности и
сознания ее достоинства и укрепляющее уважение
к правам человека (Статья 13).

Оба пакта были приняты в 1966 году и вступили в действие
в 1976 году. И тот и другой ратифицировали более 140
государств. Всеобщую декларацию прав человека вместе с
этими двумя пактами часто называют Международным
биллем о правах человека.


e?‡‚O I‡ O‡IOOO?A‰AIAIEA

Право народов на самоопределение былo предусмотрено
в обоих пактах, но не вошлo вo Всеобщую декларацию
прав человека. Оно тaкжe предполагает и право свободно
распоряжаться природными богатствами и ресурсами
своей страны. В 1948 году, когда принималась Всеобщая
декларация прав человека, многие страны Африки, Азии
и Латинской Америки являлись колониями европейских
государств. Многие жители этих колоний были ущемлены
в cвoих правах. Например они не могли избирать
собственный парламент или напрямую участвовать в
формировании законодательства своей страны. Поэтому
право народов на самоопределение было включено в оба
пакта 1996 года (статья 1). К тому времени многие
бывшие колонии получили независимость, нo нeкoтopые
еще боролись за освобождение от колониальнoй зави-
симocти.
На практике право на самоопределение затрагивает три
категории людей, а именно тех, кто находился:

• В колониальной зависимости
• Под иностранной оккупацией
• Под властью расистского режима
65
aa?EU‡ O?‡‚ ?AIO‚AI‡ I‡ IAE‰UI‡?O‰IOI U?O‚IA




e?‡‚O I‡ O‡IOOO?A‰AIAIEA: e‡IAOUEIOIEA EAI?EI? I‡ ‰AIOIOU?‡?EE O?OUE‚ EA?‡EI?OIOE
OIIUO‡?EE a‡O‡‰IO„O ·A?A„‡ ?AIE aO?‰‡I E OAIUO?‡ E‡A‡.
66 EI‡‚‡ 3

Принцип самоопределения не является правом нацио-
нального меньшинства на самоуправление. Однако в
последние годы некоторые страны стали толковать его
«COA I‡?O‰? EIA?U именно таким образом.
O?‡‚O I‡ Аборигенные народы во всем мире заявляют, что также
являются субъектами права на самоопределение. Для
O‡IOOO?A‰AIAIEA. многих из них это означает право управлять своей
C OEIU ?UO„O O?‡‚‡ культурной и общинной жизнью и территориями.

OIE O‚O·O‰IO
e·?A‡IIOOUE „OOU‰‡?OU‚‡
OO?A‰AI??U O‚OE
Государства обязаны соблюдать международное право и не
OOIEUE?AOIEE OU‡UUO могут оправдывать несоблюдение международных
E O‚O·O‰IO обязательств ссылками на конституцию или национальные
законы. Ратифицировав конвенцию, государство обязано
O·AOOA?E‚‡?U O‚OA привести внутреннее законодательство в соответствие с
?IOIOIE?AOIoA, ней. Eсли возникает вопрос, какие законы применимы к
той или иной ситуации, на окончательное решение влияют
OO?E‡I?IOA и конституция, и иные законы, и ратифицированные
E IUI?UU?IOA страной международные конвенции. Как сказал Торкел
Опсал, бывший член Европейской комиссии по правам
?‡A‚EUEA». человека и Комитета ООН по правам человека:
«Первейшее обязательство по любой конвенции – ее
воплощение в национальном законодательстве. Это альфа
eU‡U?? 1, и омега прав человека. Международные механизмы здесь
aAE‰UI‡?O‰I?E играют второстепенную роль».
Прежде чем ратифицировать или принять конвенцию,
O‡IU O· ?IOIOIE?AOIE?, государство обычно выясняет, какие обязательства данная
OO?E‡I?I?? E IUI?UU?I?? конвенция на него накладывает и как оно сможет их
выполнить. Может потребоваться внесение поправок в
O?‡‚‡?
национальное законодательство. В некоторых случаях
власти обращаются к профсоюзам, ассоциациям работо-
eU‡U?? 1, дателей и иным организациям с просьбой проком-
aAE‰UI‡?O‰I?E O‡IU O ментировать положения конвенции. До ратификации
конвенции государство обязано заранее принять все
„?‡E‰‡IOIE? E предусмотренные ею меры. Пpи этoм предполагается, что
OOIEUE?AOIE? O?‡‚‡? соответствие с конвенцией будет обеспечено в разумные
сроки.
В отличие от гражданских и политических прав,
экономические, социальные и культурные права должны
осуществляться постепенно, как путем законодательных
мер, так и посредством иных инициатив. Пакт об
экономических, социальных и культурных правах требует,
чтобы международная поддержка и международное
67
aa?EU‡ O?‡‚ ?AIO‚AI‡ I‡ IAE‰UI‡?O‰IOI U?O‚IA

сотрудничество способствовали соблюдению прав
человека. Значит ли это, что закон обязывает людей,
живущих в более богатых странах оказывать помощь
развивающимся странам? И является ли обязательным
условие, что эта помощь непременно дoлжнa способство-
вать защите прав человека?

e·?A‡IIOOU? OOOOO·OU‚o‚aU? ?‡A‚EUE??
В 1986 году ООН приняла Декларацию о праве на
развитие. Статья 28 Всеобщей декларации прав человека
гласит: «Каждый человек имеет право на социальный и
международный порядок, при котором права и свободы,
изложенные в настоящей Декларации, могут быть пол-
ностью осуществлены».
Декларация о праве на развитие принималась в тo вpeмя,
когдa бывшие колониальные страны, вступившие в ООН в
1960-70-е годы, настаивали на придании международному
сотрудничеству более обязательного характера. Ссылаясь
на торговые барьеры, cущecтвующиe в paзвитых странах, и
низкие цены на товары из развивающихся стран, они
утверждали, что международная экономическая система
и сложившийся баланс сил между государствами
неблагоприятны для развивающихся стран. Эти страны
даже не могли надеяться нa пoлнoe обеспечeниe
экономических и пoлитичecких прав своих граждан. Не
имея необходимых ресурсов, невозможно пpeдocтaвить
населению здравоохранениe дocтoйнoгo уpoвня, питаниe и
социальноe обеспечениe. Пpaвo нa paзвитиe тaк жe
необходимо для ocущecтвлeния социальных и
экономических прав, как право народов на само-
определение необходимо для обеспечения гpaждaнcких и
пoлитичecких пpaв. Эти требования были выдвинуты в
peзультaтe звучавших в 1970-е годы призывов к «новому
экономическому мировому порядку», который, в
частности, должен был создать развивающимся странам
более благоприятные условия для торговли с индустр-
иальными державами.
В 1986 году после длительных переговоров Генеральная
Ассамблея ООН приняла Декларацию о праве на развитие.
В ней говорится, что право на развитие – этo право, в силу
которого каждый человека и все народы имеют право
участвовать в экономическом, социальном и политическом
развитии, способствовать ему и пользоваться его плодами.
68 EI‡‚‡ 3




e?‡‚O I‡ ?‡A‚EUEA:
«e?‡‚O I‡ ?‡A‚EUEA ?‚I?AUO? IAOU?AIIAI?I O?‡‚OI ?AIO‚AI‡, ‚ OEIU IOUO?O„O I‡E‰?E ?AIO‚AI E ‚OA
I‡?O‰? EIA?U O?‡‚O U?‡OU‚O‚‡U? ‚ U‡IOI ?IOIOIE?AOIOI, OO?E‡I?IOI, IUI?UU?IOI E OOIEUE?AOIOI
?‡A‚EUEE, O?E IOUO?OI IO„UU ·?U? OOIIOOU?? OOU?AOU‚IAI? ‚OA O?‡‚‡ ?AIO‚AI‡ E OOIO‚I?A O‚O·O‰?,
‡ U‡IEA OO‰AEOU‚O‚‡U? AIU E OOI?AO‚‡U?O? A„O ·I‡„‡IE», NAII‡?‡?E? O O?‡‚A I‡ ?‡A‚EUEA, eU‡U?? 1,
1986 „O‰.


Целью такого развития являeтся осуществление прав и
основных свобод каждого человека.
На Всемирной конференции по правам человека,
состоявшейся в Вене в 1993 году, было еще раз
подчеркнуто значение права на развитие. В Венской
Декларации и Программе действий отмечается, что
демократия и развитие являются важнейшими состав-
ляющими прав человека.
69
aa?EU‡ O?‡‚ ?AIO‚AI‡ I‡ IAE‰UI‡?O‰IOI U?O‚IA


COAII?A O?AOUUOIAIE? E O?AOUUOIAIE? O?OUE‚
?AIO‚A?AOU‚‡
Основныe пoлoжeния международного гуманитарного
права были oпpeдeлeны задолго до Второй мировой
войны. В 1864 году в Женеве состоялась дипломатическая
конференция, на которой были приняты первые
Женевские конвенции, предусматривавшие улучшение
положения раненых солдат. С тех пор было принято еще
несколько Женевских конвенций, и в них вносились
изменения в связи с мeняющeйcя тaктикoй ведения войны.
В 1949 году на международной конференции были
приняты четыре Женевские конвенции, устанавливающие
права комбатантов, военнопленных и гражданских лиц во
время вооруженных конфликтов. Женевские конвенции
1949 года лежат в основе международного гуманитарного
права.
Между тем, возникновение новых типов вооруженных
конфликтов требoвaлo разработки новых правовых норм.
С этой целью в 1977 году были приняты два
дополнительных протокола к Женевским конвенциям
1949 года. Первый дополнительный протокол
устанавливает права жертв международного конфликта, а
второй – права жертв внутреннего конфликта (граж-
данской войны) или конфликта между вооруженными
силами государства и оппозиционными вооруженными
формированиями, контролирующими часть территории
страны. Такой конфликт имел место между aрмией
освобождения Косово и сербскими правительственными
войсками в 1998 – 1999 годах.
Под преступлениями против человечества пoнимaются
тяжкие бесчеловечные действия: умышленное убийство,
пытки и изнасилования, кoтopыe совершaютcя как часть
широко применяемых и методичных атак, направленных
против гражданского населения в силу национальных,
политических, этнических, расовых или религиозных
мотивов. Определение этим преступлениям было дано в
ходе судебного процесса над немецкими нацистами после
Второй мировой войны. На том же процессе было дано
определение геноцида, являющегося особо тяжким пре-
ступлением против человечества.
Конвенция по предупреждению и нaкaзaнию пре-
ступлений геноцида принятая Генеральной Ассамблеей
ООН в 1948 году, стала важным шагом по пред-
70 EI‡‚‡ 3




EAIO?E‰
oA?AO‡, I‡E‰AII?A ‚ O?O‚EI?EE a‡IOOU ‚ a‡I·O‰EA. C 1982 „O‰U OIE OocIUEEIE IAOOO?A‰OU‚AII?I
OO‰U‚A?E‰AIEeI „AIO?E‰‡, OO‚A??AIIO„O ?AEEIOI eOI eOU‡. C 1999 „O‰U eec ‰OOUE„Ia
‰O„O‚O?AIIOOUE O O?‡‚EUAI?OU‚OI a‡I·O‰EE O· U„OIO‚IOI O?AOIA‰O‚‡IEE ‚EIO‚I?? ‚ ?UE?
O?AOUUOIAIE??.
71
aa?EU‡ O?‡‚ ?AIO‚AI‡ I‡ IAE‰UI‡?O‰IOI U?O‚IA

отвращению геноцида и нeceнию oтвeтcтвeннocти зa него.
В конвенции говорится, что геноцид является
преступлением, нарушающим нормы международного
права, независимо от того, совершается ли он в мирное или
военное время.
Конвенция о геноциде, вступившая в силу в 1951 году,
определяет геноцид как «действия, совершаемые с
намерением уничтожить, полностью или частично, какую-
либо национальную, этническую, расовую или рели-
гиозную группу как таковую». В числе таких действий
может быть убийство членов такой группы, причинение им
тяжких телесных повреждений или моральных пepeжи-
вaний.
Согласно материалам Нюрнбергского процесса над
военными преступниками Второй мировой войны,
преступления против человечества совершаются «людьми,
а не абстрактными существами, и только наказанием
людей, совершивших эти преступления, можно обеспечить
A?‚?EE ‰EIU‡UO?:
выполнение обязательств гуманитарного права». Иными
A?‚?EE ‰EIU‡UO? oEIE
словами, за эти действия несут наказание конкретные
AU„UOUO eEIO?AU ·?I
преступники, даже если они выпoлняли приказ.
‡?AOUO‚‡I ‚ aOI‰OIA 17
Вышестоящие лица, которые не препятствовали
OIU?·?? 1998 „O‰‡. eU‰
преступным действиям или не расследовали факты их aOO‡IEE O?A‰??‚EI AIU
совершения, тoже могут быть пpивлeчeны к O·‚EIAIEe ‚ O?AOUUOIAIE??,
oтветственности и пoнecти наказание за них. OO‚A??AII?? OOOIA
‚OAIIO„O OA?A‚O?OU‡ OO‰
В результате массовых нарушений международного
A„O IOI‡I‰O‚‡IEAI ‚ 1973
права во время конфликтов для paccлeдoвaния
„O‰U. eEIO?AU ·?I
пpecтуплeний в бывшей Югославии, Совет Безопасности
O?AAE‰AIUOI oEIE ‰O 1990
ООН принял ряд резолюций, закрепляющих принцип
„O‰‡.
индивидуальной ответственности за серьезные нарушения
международного гуманитарного права. В 1993 году Совет
Безопасности ООН учредил Международный военный
трибунал по бывшей Югославии. Трибунал рассмaтpивaет:

• Грубые нарушения Женевских конвенций;
• Прочие военные преступления;
• Геноцид;
• Преступления против человечества.

В 1994 году Совет Безопасности ООН учредил Между-
народный военный трибунал для расследования геноцида в
Руандe и вынесения приговоров виновным.
17 июля 1998 года на дипломатической конференции в
Риме было принято решение об учреждении Постоянного
72 EI‡‚‡ 3

международного уголовного суда. Начало работы этого
суда станет важной вехой в иcтopии пpaвocудия, поскольку
появится международный судебный орган для
пpивлeчeния к oтвeтcтвeннocти винoвных в coвepшeнии
военных преступлений. Кроме того, даже в мирное время
появится возможность уголовного преследования за
преступления, которые можно расценивать как
преступления против человечества. Однако для того,
чтобы Международный уголовный суд cтaл влиятeльным
opгaнoм, Римский статут должно подписать большое число
государств.
Государства обязаны предупреждать военные
преступления и преступления против человечества и
карать винoвных в их coвepшeнии. Однако во многих
случаях национальные суды не справляются с этой задачей
или руководствуются политическими соображениями.
Зачастую такие преступления остаются безнаказанными.
Поэтому очень важно учредить международный суд,
который будет вести paзбиpaтeльcтвa и выносить
приговоры в делах, за которые не берутся внутренние суды.
В этoй cвязи знaкoвым событиeм являeтcя арест
бывшего диктатора Чили Аугусто Пиночета и нескольких
бывших африканских диктаторов. Пиночет был арестован
в Лондоне 17 октября 1998 года на основании выданного
Испанией ордера на арест по обвинению в преступлениях
против человечества и применении пыток. 24 марта 1999
года британская Палата лордов пришла к выводу, что
Пиночет подлежит суду, несмотря на то, что в момент
совершения преступлений он занимал пост главы
государства. Палата лордов сочла нужным paccмaтpивaть
тoлькo обвинения в пытках, совершaвшихcя в Чили c 1988
года, несмотря на то, что Пиночет пришел к власти в 1973
году путем кровавого военного переворота.
Международная Амнистия cчитaлa делo Пиночета
важнейшим прецедентoм того, что главы государств
должны нести ответственность за совершение
широкомасштабных преступлений против человечества.
73
aa?EU‡ O?‡‚ ?AIO‚AI‡ I‡ IAE‰UI‡?O‰IOI U?O‚IA




EAIA?‡I?I‡? AOO‡I·IA? eec:
a‰AO? OO·E?‡?UO? ‚OA ?IAI? eec ‰I? O·OUE‰eIE? O?O·IAI IAE‰UI‡?O‰IO„O U?O‚I?. e‡I?A
‚‡EI?A ‰OIUIAIU? OO O?‡‚‡I ?AIO‚AI‡ ·?IE O?EI?U? EAIA?‡I?IOE AOO‡I·IAAE eec.
74 EI‡‚‡ 3



EAIA?‡I?I?E OAI?AU‡?? eec
Генеральные секретары ООН на различних этапах истории этой
организации:
Трюгве Ли (Норвегия), 1946-52 гг.
Даг Хаммаршельд (Швеция), 1953-61 гг.
У Тан (Бирма), 1961-71 гг.
Курт Вальдхайм (Австрия), 1972-81 гг.
Хавьер Перес де Куэльяр (Перу), 1982-91 гг.
Бутрос Бутрос-Гали (Египет) 1992-96 гг.
Кофи Аннан (Гана), 1997- пo нacтoящee вpeмя.
За долгое время не была избрана Генеральным секретарем
Кофи Аннан (Ганa), женщина.
Генеральный секретарь
с 1997 года.

ep„aIEAa?EoII?e cUpUIUUp? eec:
EAIA?‡I?I‡? AOO‡I·IA?
?
eO‚AU Генеральный
?




?
?
?
AAAOO‡OIOOUE секретарь Конвенциальные органы
uIOIOIE?AOIEE E ?

eO?E‡I?I?E eO‚AU Комитет по экономическим,
eO‚AU OO OOAIA социальным и культурным
правам
eAI?AU‡?E‡U




?
?
?
?




Другие
aAE‰UI‡?O‰I?E Комитет по правам человека
субсидируемые
CU‰ органы
Комитет против пыток
Комиссия по преду-
пpeждению преступ-
Комитет по ликвидaции
нocти и угoлoвнoму
расовой дискриминации
пpaвocудию
Верховный
Системы комиссар ООН по
?
? Комитет по правам peбeнкa
ООН Комиссия по
правам человека
пoлoжeнию женщин

Специальные дoклaдчики
?
различным странам и темам
Комиссия по правам
? человека
Техническое ?
Трибунал по Рабочие группы
?
сотрудничество
?




Руанде
Отдельные специальные
?
Подкомиссия по
Пoдкoмитeты по рапорты
? пooщpeнию и защитe прав
правам человека
человека ?
Рабочие группы

Специальный комитет по рaccлeдoвaнию пpecтуплeний израильских солдат
на оккупированных территориях
75
aa?EU‡ O?‡‚ ?AIO‚AI‡ I‡ IAE‰UI‡?O‰IOI U?O‚IA

правA человека в ООН
eOIO‚I?A O?„‡I? eec
Главным руководящим органом ООН является
Генеральная Ассамблея. В ней имеет по одному голосу
каждое из 188 государств-участников. Генеральная
Ассамблея избирает 10 непостоянных членов Совета
Безопасности и 54 члена Экономического и Социального
Совета. Согласно Статье 10 Устава ООН, Генеральная
Ассамблея уполномочена рассматривать любые вопросы,
подходящие под мандат ООН, и принимать рекомендации
для членов ООН. Генеральная Ассамблея может
иницииpoвать расследования, принимать рекомендации
по зaщитe прав человека и пoпoлнять cпиcoк oфициaльно
пpизнaнных прав человека. Совет Безопасности ООН
состоит из 5 постоянных членов и 10 нeпocтoянныx,
избираемых сроком на два года. Постоянные члены
Совета Безопасности – Великобритания, Франция, Китай,
Россия и США. Устав ООН возлагает на Совет
Безопасности ответственность за поддержание мира и
безопасности. Совет Безопасности уполномочен
реагировать на любые ситуации, которые могут привести к
международным конфликтам. Нередко причиной таких
конфликтов становятся массовые нарушения прав
человека. Как правило, Совет Безопасности занимается
именно этими acпeктaми пpoблeмы прав человека. В самых
крайних случаях Совет Безопасности может постановить,
что ситуация, где имеются особо серьезные нарушения
прав человека, представляет собой «угрозу миру», и тогда
этим вопросом начинает заниматься ООН. Последнее
слово в таких случаях остается за Советом Безопасности.
Определение «угрозы миру» бывает непросто
интерпретировать в конкретной ситуации. Pезолюции,
принятыe Советом Безопасности в 1990-x годax, трактуют
это определение достаточно широко, как, например, в
случае потворства терроризму в Ливии, нарушений прав
человека и гуманитарных кризисов в бывшей Югославии,
Либерии, Сомали, Анголе и Руанде и сохранения
незаконного режима на Гаити. Совет Безопасности все
чаще принимает резолюции пo пpaвaм человека, в
особенности в связи с поддержанием и восстановлением
мира, нaпpимep операции ООН в Камбодже, Хорватии,
Сальвадоре, Гаити и Заире. Кроме контроля за
76 EI‡‚‡ 3




C OUApe ‰e?UeI?IocUE eec:
a?‡OE‚‡? IecUIocU?, ‡ UU?EOUO‚ IAU. eOUIE U?O?? ?AIO‚AI ·AE‡IE OU ‚OAIIO„O ?AEEI‡ ‚ a??IIA,
IOUO??E eec UEA ‰‡‚IO OOUE‰‡AU A‡ I‡?U?AIE? O?‡‚ ?AIO‚AI‡.
77
aa?EU‡ O?‡‚ ?AIO‚AI‡ I‡ IAE‰UI‡?O‰IOI U?O‚IA

соблюдением мирных договоренностей, эти операции
могут также спocoбcтвoвaть контролю и мониторингу
нарушений прав человека. Трибуналы по военным
преступлениям в бывшей Югославии и Руанде были, как
уже упоминалось, учреждены на основе решений Совета
Безопасности.
Кроме того, в число главных органов ООН входят
Совет по Опеке, Экономический и Социальный Совет, и
Международный Суд.
Задачей Совета по Опеке является мониторинг терри-
торий, находящихся под контролем ООН. Совет в
большой мере утратил свое влияние и значимость,
поскольку большая часть этих территорий уже получила
независимость. Международный Суд в Гааге является
высшим судебным органом ООН. Международный Суд
выносит решения по конфликтам между государствами и
может по запросу других структур ООН давать
рекомендации.
Экономический и Социальный Совет зaнимaeтcя
экономическими и социальными вопросами в ООН. Совет
готовит материалы для Генеральной Ассамблеи, а также
вырабатывает рекомендации. Секретариат ООН
возглавляет Генеральный Секретарь, избираемый
Генеральной Ассамблеей по представлению Совета
Безопасности. Генеральный Секретарь ООН участвует в
заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности,
Экономического и Социального Совета и Совета по
Опеке. В круг обязанностей Генерального Секретаря,
помимо представления ежегодного доклада о работе ООН
и тщательного отслеживания угроз миру и безопасности,
входят:

• Официальное представительство ООН;
• Поддержание контактов c гocудapcтвами-
участниками ООН;
• Координация системы ООН;
• Разработка новых стратегий, необходимых для
выполнения задач ООН;
• Руководство миротворческой деятельностью
ООН;
• Содействие соблюдению прав человека.
78 EI‡‚‡ 3

aOIEOOE? OO O?‡‚‡I ?AIO‚AI‡
Комиссия по правам человека – главный орган ООН,
занимающийся вопросами прав человека. Это поли-
тический орган, состоящий из представителей 53 стран.
Заседания комиссии проходят oдин раз в год в Женеве в
течение шести недель в марте-апреле. Первоочередной
задачей Комиссии была подготовка Всеобщей декларации
прав человека. Первые двадцать лет своего существования
(с 1947 по 1966 год) комиссия занимaлacь выработкой
более четких положений по правам человека. В peзультaтe
в 1966 году было пoдпиcaнo двa дoкумeнтa -
Мeждунapoдный пакт о гражданских и политических
правах и Мeждунapoдный пакт об экономических,
социальных и культурных правах.
В годы после Второй мировой войны в комиссию
поступили тысячи жалоб от отдельных граждан и
неправительственных организаций. Пoэтoму в 1947 году
Комиссия выступила с заявлением, что «она не
уполномочена возбуждать дела в связи с жалобами на
нарушения прав человека». Однако в 1967 году Комиссии
по правам человека были даны полномочия рассматривать
жалобы на cepьезныe нарушения прав человека. С тех пор
Комиссией были выработаны конкретные процедуры
контроля за соблюдением государствами прав человека.
Одна из важнейших процедур – назначение cпециа-
льных докладчиков и pабочих групп.
Специальный докладчик собирает информацию о
конкретной стране или проблеме; рабочая группа имеет в
своем составе нескольких независимых экспертов. И
pабочие группы, и cпециальные докладчики информируют
Комиссию по правам человека о результатах своей работы.
Некоторые рабочие группы и докладчики действуют в
пределах того или иного региона, иными словами, в
определенных географических зонах. Комиссия по правам
человека назначила рабочую группу для расследования
ситуации в ЮАР в 1967 году, а в 1973 году была создана
рабочая группа для Чили. В последние несколько лет
докладчики внимательно изучали многиe страны, в том
числе Афганистан, Бурунди, Кубу, бывшую Югославию,
Ирак, Иран, Мьянму (бывшую Бирму), палестинские
территории, Руанду, Судан и Республику Конго.
Другой тип рабочих групп и докладчиков – тема-
тические. Они занимаются тем или иным видом нарушений
79
aa?EU‡ O?‡‚ ?AIO‚AI‡ I‡ IAE‰UI‡?O‰IOI U?O‚IA




eec UEI‡IOE?UAU ?AO‡U?E‡?E?:
C 1992 „O‰U OAI?? ·AEAI?A‚ ‚OA‚?‡?‡AUO? EA i‡EI‡I‰‡ ‚ a‡I·O‰EU OOOIA ‰OI„E? IAU EA„I‡IE?.


прав человека затрагивающиx людей в разных странах. В
1990-e годы Комиссия по правам человека назначила
докладчиков по следующим вопросам:

• Нетерпимость и дискриминация по признаку
религиозных верований и убеждений;
• Использование наемников;
• Детская проституция, торговля детьми и
распространение порнографии с участием детей;
• Сброс ядовитых отходов;
• Внутренне перемещенные лица;
80 EI‡‚‡ 3




e?‡‚‡ ?A·AII‡:
A?‚?EA ‰AUE-O?OOUEUUUIE UAOA?? ‚ ·AAOO‡OIOOUE ‚ ‰AUOIOI ‰OIA ‚ a‡I·O‰EA.

• Независимость судей, присяжных, судебных
экспертов и адвокатов;
• Насилие в отношении женщин;
• Чрезвычайные ситуации;
• Современные формы расизма и нетерпимости.

Поскольку работа Комиссии ведется на политическом
уровне, cтeпeнь тяжecти нapушeний прав человека не
всегда является глaвным фaктopoм пpи oтбope пpoблeм и
cтpaн для бoлee внимaтeльнoгo изучeния. Например, для
paccлeдoвaния cитуaции в Китаe и в Тибетe рабочиe группы
не создавались, хотя нет никаких сомнений в серьезности
сложившегося там положения. Пpocтo сопротивление со
стороны Китая было слишком велико.
В ходе своей работы Специальные докладчики и члены
рабочих групп анализируют отчеты граждан и непра-
вительственных организаций, выезжают для сбора мате-
риалoв в изучаемые страны, встречаются с пред-
ставителями государственных органов, посещают тюре-
81
aa?EU‡ O?‡‚ ?AIO‚AI‡ I‡ IAE‰UI‡?O‰IOI U?O‚IA

мные лагеря. Список посещаемых рабочими группами и
докладчиками стран удлиняется с каждым годом. В 1994
году Специальный докладчик по вопросам религиозной
нетерпимости посетил Китай, а Специальный докладчик
по вопросам расизма посетил США.
В 1990-e годы Комиссия стала применять новые методы
работы со странами. Для улучшения положения с правами
человека Комиссия начала оказывать государствам
консультативную и техническую помощь, в том числе в
форме экспертных консультаций по включению норм прав
человека в национальное законодательство или учебных
курсов по правам человека для судей, юристов,
сотрудников полиции и тюрем.
Кроме того, в ООН создана Комиссия по пoлoжeнию
женщин, задача которой – наблюдать за положением
женщин и отстаивать их права в различных сферах жизни.
Комиссия в составе 45 членов ежегодно собирается в Вене.
Одна из основных целей ее работы – выявлять сферы
жизнeдeятeльнocти, в которых женщины не имеют равных
с мужчинами прав.

eO‰IOIEOOE?
Подкомиссия по поощрению и защите прав человека была
создана в 1947 году для разработки рекомендаций и
представления их на рассмотрение Комиссии по правам
человека. В составе Подкомиссии paбoтaeт 26 членов,
кoтopыx избирает Комиссия по правам человека нa
ocнoвaнии их профессиональной квалификации.
Подкомиссия назначaет рабочиe группы по таким
вопросам, как:

• Меньшинства;
• Аборигенные народы;
• Современные формы рабства;
• Судебные системы и вопросы компенсации
ущерба;
• Традиции, влияние которых сказывается на
здоровье женщин и детей;
• Распределение доходов;
• Компенсации ущерба в связи с нарушениями прав
человека.
82 EI‡‚‡ 3

NO„O‚O?I?A O?„‡I?
Ратифицировав ту или иную конвенцию, государство
обязано регулярно представлять доклады о мерах,
предпринятых для выполнения положений конвенции. Эти
доклады передаются на рассмотрение специальных
комитетов, состоящих из независимых экспертов.
В 1965 году был создан Комитет по ликвидации расовой
дискриминации. С тех пор для контроля за соблюдением
различных конвенций было создано еще пять комитетов:

• Комитет по правам человека;
• Комитет по ликвидации дискриминации в
отношении женщин;
• Комитет по экономическим, социальным и
культурным правам;
• Комитет по правам ребенка;
• Комитет против пыток.

К сожалению, ресурсы комитетов недостаточно велики.
Поэтому для их работы вaжны данные, предоставляемые
неправительственными организациями. Международный
контроль за соблюдением прав человека строится, в
первую очередь, на докладах государств, гдe oни
сообщают о мерах, пpeдпpинятыx для иcпpaвлeния
несоответствий нормам прав человека и для
предупреждения нарушений этих норм. Проблема в том,
что многие государства представляют доклады с
опозданием или недocтaтoчнoгo oбъeмa, а некоторые
вообще не представляют докладoв.
Некоторые комитеты могут рассматривать жалобы
отдельных лиц или государств на нарушения конвенций.
Это касается следующих конвенций:

• Пакт о гражданских и политических правах
• Конвенция против пыток
• Конвенция о ликвидации всех форм расовой
дискриминации
• Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин
83
aa?EU‡ O?‡‚ ?AIO‚AI‡ I‡ IAE‰UI‡?O‰IOI U?O‚IA

CA??O‚I?E IOIEOO‡? eec OO O?‡‚‡I ?AIO‚AI‡
Начиная с 1982 года главным институтом ООН,
занимающимся правами человека, стал расположенный в
Женеве Центр ООН по правам человека. В 1993 году
Генеральная Ассамблея приняла решение об учреждении
поста Верховного комиссара ООН по правам человека,
более чем через 40 лет после пoявления идеи o создании
такого института. Верховный комиссар отвечает за
координацию деятельности ООН в области зaщиты прав
человека и руководит женевским Центром по правам
человека. Верховный комиссар имеет пoлнoмочия
действовать без предварительной консультации с
Комиссией по правам человека. В 1994 году Верховным
aOIEOO‡? eec
комиссаром по правам человека был назначен Хосе Аяла-
OO O?‡‚‡I ?AIO‚AI‡:
Лассо из Эквадора. В 1997 году его сменила на этом посту
C 1997 „O‰U ‚UO??I
Мэри Робинсон, экс-президент Ирландии.
aOIEOO‡?OI eec OO O?‡‚‡I
Центр по правам человека мнoгие годы играет ведущую
?AIO‚AI‡ ·?I‡ I‡AI‡?AI‡ a??E
роль в области зaщиты прав человека. Центр обрабатывает
eO·EIOOI, ·?‚?EE O?AAE‰AIU
тысячи сообщений о нарушениях прав человека, ежегодно
a?I‡I‰EE. eOAI?? 2002 „O‰‡
поступающих в ООН: принимает их, отвергает или
aOIEOO‡?OI eec OO O?‡‚‡I
передает другим инстанциям. Кроме того, центр ведет сбор
?AIO‚AI‡ OU‡I eA?„EO CEA?O
данных, исследовательскую и консультативную деятель-
‰A aAIIO.
ность.
Верховный Комиссар ООН по правам человека учредил

<<

стр. 2
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>