стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

Кафедра гражданско-правовых дисциплин



И.А.Павловский




ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
Конспект лекций




Москва-2004


1
Автор-составитель: Павловский И.А.– старший преподаватель.




Земельное право. Конспект лекций /
Сост. Павловский И.А..М.: МИЭМП, 2004. 70 с.




Конспект лекций предназначен для изучения курса «Земельное
право» студентами, обучающимися по специальности 02.11.00
«Юриспруденция». Вместе с тем, для надлежащего освоения поло-
жений дисциплины «Земельное право», в том числе для успешной
сдачи экзаменов и зачетов, применения знаний на практике, необ-
ходимо самостоятельное изучение студентом земельного законо-
дательства и указанной в конспекте учебной литературы.
Печатается по решению научно-методического совета Москов-
ского института экономики, менеджмента и права.




© Павловский И.А., 2004
© Московский институт экономики, менеджмента и права, 2004



2
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................. 4
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ .............................. 5
ТЕМА № 1. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА .... 6
ТЕМА № 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ ...... 11
ТЕМА № 3. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА ................................... 16
ТЕМА № 4. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ ..................................... 20
ТЕМА № 5. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ .............................. 24
ТЕМА № 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗЕМЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ............. 30
ТЕМА № 7. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА ................................................................ 33
ТЕМА № 8. ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ СДЕЛКИ ........................................ 37
ТЕМА № 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЯ ........................................................................ 42
ТЕМА № 10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ .................................................................................... 46
ТЕМА № 11. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ ...................... 50
ТЕМА № 12. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ.
ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА. ЗЕМЛИ
ЗАПАСА ............................................................................................. 53
ТЕМА № 13. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ,
ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ,
ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И
ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ...................... 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................... 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ 69
3
ВВЕДЕНИЕ

Земельное законодательство Российской Федерации регулирует
общественные отношения в области использования и охраны земель.
Под его функциональным воздействием формируется земельный пра-
вопорядок на всей территории России, в пределах территории субъек-
тов Российской Федерации и муниципальных образований. Земельный
правопорядок — важное условие хозяйственной и иной деятельности
народов, проживающих на соответствующей территории
Тем, кто изучил историю государства российского, известна рас-
пространенная притча, будто древни жители российской территории,
не довольные отсутствием порядка на своей земле, пригласили управ-
лять своими землями князей из рода Рюриковичей.
С тех пор земельный правопорядок российского государства от
века к веку совершенствовался. Российское земельное право функ-
ционирует как одна из важнейших отраслей российской правовой си-
стемы. Знание земельного права, его принципов, земельно-правовых
норм, правовых институтов и их предмета регулирования вооружает
каждого студента юридического института объемом необходимого зна-
ния о сущности земельного правопорядка, который должен сложить-
ся в результате реализации основных задач земельной реформы в
России.
В конспекте лекций изложены основные положения законодатель-
ства, регулирующего земельные отношения на территории Российс-
кой Федерации. Земельное законодательство характеризуется и
анализируется в систематизированном порядке, исходя из положений
учебной программы, разработанной для обучения студентов Московс-
кого института экономики, менеджмента и права. Вместе с тем, для
надлежащего освоения положений дисциплины «Земельное право», в
том числе для успешной сдачи экзаменов и зачетов, применения зна-
ний на практике, необходимо самостоятельное изучение студентом зе-
мельного законодательства и указанной в конспекте учебной
литературы.




4
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Предлагаемый конспект лекций по дисциплине «Земельное пра-
во» предназначен для изучения одноименного курса студентами, обу-
чающимися по специальности 02.11.00 «Юриспруденция».
Основные вопросы, включенные для его изучения, и структура
соответствуют современной концепции науки земельного права. Це-
лью изучения земельного права является приобретение знаний, уме-
ний и навыков о правовом регулировании земельных отношений,
применении земельного законодательства, его реализации субъектами
земельных правоотношений, об охране прав и законных интересов
землепользователей, о системе мер, направленных на предупрежде-
ние правонарушений в сфере землепользования.
Задачи настоящего конспекта лекций по дисциплине «Земельное
право» состоят в том, чтобы помочь выработать умение ориентиро-
ваться в источниках земельного права, самостоятельно вести поиск
необходимых правовых норм, анализировать их и правильно прини-
мать на практике. Помочь освоить основные положения земельного
права как науки.
Следует отметить, что вопросы курса «Земельное право» изложе-
ны максимально компактно, лаконично, порой без деталей и подроб-
ностей. Конспект служит основой, позволяющей определить
направление при самостоятельном изучении земельного права.




5
ТЕМА № 1. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО
ПР АВА

Учебные вопросы:
1. Значение и состояние земель.
2. Понятие земельного права. Предмет, система и структура.
3. Принципы земельного права.
4. Разграничение норм земельного, гражданского и административ-
ного права.
5. Соотношение земельного права с водным, лесным, горным правом
и правовой охраной природы.
Земельное законодательство Российской Федерации регулирует
общественное отношение в области использования и охраны земель.
Под его функциональным воздействием формируется земельный пра-
вопорядок на всей территории России, в пределах территории субъек-
тов Российской Федерации и муниципальных образований. Земельный
правопорядок – важное условие хозяйственной и иной деятельности
народов, проживающих на соответствующей территории.
1. Значение и состояние земель
Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший
природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людь-
ми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельс-
кого хозяйства, размещения жилых и производственных объектов,
получения доступа к другим природным объектам (не драм, лесам и
т.д.).
Понятие земли в земельном праве – это часть окружающей при-
родной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой
земной коры на глубину почвенного покрова в пределах РФ.
В России, как и во всем мире, земли служат неизменным источни-
ком удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее вре-
мя возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором
хозяйственное использование земель, удовлетворение иных обществен-
ных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приво-
дить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению
площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономи-
ческие последствия и угрозу устойчивому развитию общества.
6
В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как
регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых
средств воздействия поддерживается такой режим деятельности об-
щества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потреб-
ностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель
как основы дальнейшего развития общества.

2. Понятие земельного права. Предмет, система и структура
земельного права
Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяет-
ся на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные
структурные элементы.
Отрасль – наиболее крупное структурное подразделение россий-
ского права. Земельное право выступает его традиционной, относи-
тельно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой
системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм),
выражающих волю российского государства и направленную на ре-
гулирование общественных отношений, складывающихся по поводу
рационального использования и сбережения земли как национального
богатства России.
Земельное законодательство регулирует отношения по использо-
ванию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Эти отношения земельный кодекс именует земельными. В этом пони-
мании объектом использования и охраны выступают земли всех кате-
горий и на значений, относящиеся к территории, на которой Российское
государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее
пределы определены в Конституции Российской Федерации.
Если следовать нормативной концепции, земельное право можно
определить как систему юридических норм (и соответственно право-
вых нормативных актов – законов, указов, постановлений, решений,
распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регу-
лирования земельных отношений. Земельное право – самостоятельное
направление правового регулирования, которое сформировалось в
связи с выделением интересов по справедливому распределению зе-
мель между субъектами права, рациональному использованию и ох-
7
ране земель в процессе общественного развития в самостоятельную
категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование та-
кой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эф-
фективное использование земель для удовлетворения экономических
и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как ча-
сти единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития обще-
ства.
Методы регулирования земельных отношений
1. Метод правового регулирования земельных отношений с учетом при-
родного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости.
2. Метод договорного регулирования земельных отношений.
3. Метод обязательности государственного контроля и надзора за ох-
раной и рациональным использованием земель.
Система земельного права
Под системой земельного права понимается совокупность право-
вых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических
норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие
известным единством.
По распространенному правилу в теории права институты земель-
ного права объединяются в общую и особенную части.
Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей
отрасли значение.
Критерием выделения институтов особенной части признается
принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.
Институты, содержащие отправные, общие положения, принци-
пы, действие которых распространяется на все либо большинство ре-
гулируемых земельным правом отношений, составляют в своей
совокупности общую часть земельного права.
Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую фун-
кцию. В ней группируются правовые институты, определяющие пра-
вовой режим отдельных категорий земель.
Многие специалисты различают также специальную часть учеб-
ного курса земельного права, которая включает порядок рассмотре-
ния разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды
юридической ответственности за нарушение сложившегося земельно-
го порядка в Российской Федерации и правила их применения.

8
Структура отражает вертикальное построение права. Каждая от-
расль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального
права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща
сложная внутренняя структура. Основной структурной единицей зе-
мельного права является правовая норма, или принятое в установлен-
ном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения
соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности
правовых норм объединяются и образуют правовые институты по при-
знаку однородности регулируемых общественных отношений. Одно-
родны, к примеру, отношения землепользования. Соответственно
нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и
объектов землепользования, права и обязанности землепользователей,
основания возникновения, изменения и прекращения прав землеполь-
зования, образуют институт права землепользования.

3. Принципы земельного права
1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.
2. Приоритет охраны земли, как важнейшего компонента окружающей
среды.
3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека.
4. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в ре-
шении вопросов, касающихся их прав на землю.
5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними
объектов.
6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраня-
емых территорий.
7. Платность использования земли.
8. Деление земель по целевому назначению на категории.
9. Разграничение государственной собственности на землю на соб-
ственность Российской Федерации, собственность субъектов Рос-
сийской Федерации и собственность муниципальных образований.
10. Дифференцированный подход к установлению правового режима
земель.
11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
12. Принцип разграничения действия норм гражданского и норм земель-
ного законодательства при регулировании земельных отношений.

9
4. Разграничение норм земельного, гражданского и
административного права
Предметом гражданского права являются имущественные и лич-
ные неимущественные отношения, а предметом административного
права – управленческие отношения. Предметом же земельного права
являются земельные отношения, которые представляют собой комп-
лекс имущественных и управленческих отношений. Названные три вида
общественных отношений нельзя отождествлять, хотя не следует и не
замечать их известной близости. Особенность предмета земельного
права состоит в том, что, с одной стороны, земля – имущество, отно-
шения по использованию которого в определенной части мо гут регу-
лироваться нормами гражданского и земельного законодатель ства; с
другой стороны, когда земля выступает как объект властных полно-
мочий, для регулирования земельных отношений применяется метод
административного права с его властными предписаниями о по рядке
предоставления земельных участков, об особом режиме их использо-
вания и т. д.

5. Соотношение земельного права с водным, лесным, горным
правом и правовой охраной природы
Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу
использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловле-
на тем, что Земля – важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех
других связанных с нею природных объектов: лесов, вод, животного
и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей недр
земли. Без использования земли практически невозможно использо-
вание других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по
отношению к земле немедленно или в последующем будет наносить
вред всей окружающей природной среде, приводить не только к раз-
рушению почвы, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому
загрязнению, но и сопровождаться ухудшением условий использова-
ния других природных ресурсов.
Земельное законодательство регулирует отношения по использо-
ванию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
10
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
4. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И.
Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г.
Контрольные вопросы:
1. Понятие и особенности земельных отношений как предмета земель-
ного права.
2. Предмет земельного права.
3. Понятие, принципы и методы земельного права.
4. Система земельного права. соотношение земельного права со смеж-
ными отраслями права (экологическим, гражданским, администра-
тивным и др.)
ТЕМА № 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ

Учебные вопросы:
1. Земельный строй дореволюционной России.
2. Земельное законодательство советского периода.
3. Социально-экономические предпосылки земельной реформы,
начатой в 1990 году, и правовая основа ее проведения.
1. Земельный строй дореволюционной России
Формирование крепостного права уходит во времена становле-
ния Киевской Руси. В то время подлежали усиленной охране все час-
тные землевладения. На это указывает текст статьи 34 «Русской
Правды» (Краткая редакция). В ней был установлен высокий штраф за
порчу межевого знака, чем подчеркивалась забота древнерусского
государства об обеспечении устойчивости земельного правопорядка.
В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские
(обычные) и опричные (особые), включив в последние земли оппози-
ционной княжеско-боярской аристократии.
11
В 1580 г. церковным Собором было принято решение, запрещав-
шее митрополитам, архиереям и монастырям покупать вотчины у слу-
жилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать
каким-либо другим способом свои земельные владения
Во второй половине XVI в. проведена повсеместная опись вот-
чинных земель, информация о которых была занесена в писцовые кни-
ги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем
и служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем государство про-
вело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные
единицы («сохи»). Полученная информация и документация способ-
ствовали созданию системы крепостного права.
В общегосударственном масштабе крепостное право оформилось
Судебником 1497 г, и последующими указами о заповедных и уроч-
ных летах 1591 г. Полное прикрепление крестьянина к земле и подчи-
нение его административной и судебной власти феодала окончательно
оформились Соборным уложением 1649 г.
Земельная реформа 1861 г. была осуществлена на принципах,
сформулированных при императоре Александре П. Ими стали:
а) собственность на землю сохраняется за прежними владельца-
ми-помещиками;
б) крестьяне получают усадебную оседлость и наделы на услови-
ях по следующего выкупа или отработки;
в) крестьяне выступают как социальный субъект земельно-право-
вых отношений только в составе общины;
г) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный ин-
терес при реорганизации земельных отношений.
Первая земельная реформа в России не принесла экономического
процветания крестьянам, получившим за выкупные платежи от 2,5 до
5,7 десятин среднедушевой надельной земли. Они не соответствовали
трудовым силам и потребностям земледельческого населения.
Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в сельском хозяй-
стве и землепользовании России стала именоваться по имени премьер-
министра того времени П.А Столыпина. Эта реформа, не затрагивая
существенно правового статуса помещичьих земель, имела своей це-
лью внести коренные изменения в правовое положение личности и зем-
левладения крестьянства. Так, Указом от 8 ноября 1905 года были
отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестья-
12
нам в ходе реформы 1861 г. В основе последующих указов от 4 марта
и от 15 ноября 1906 г. и Закона от 14 июня 1910 г. лежала концепция
замены общинного крестьянского землевладения и землепользования
частной (подворной).
В период столыпинской реформы окончательно сложился земель-
ный правопорядок Российской империи, который затем существовал
до 1917 г. По правовому режиму земельной фонд России того перио-
да включал:
1. Государственные земли.
2. Монастырские земли.
3. Майоратские земли.
4. Частновладельческие земли.
5. Посессионные земли.
6. Общественные земли.
2. Земельное законодательство советского периода
Первым законодательным актом советского государство стал дек-
рет Всероссийского съезда советов от 26 октября (7 ноября) 1917 г.
«О земле».
Декрет «О земле» действовал в течение шести лет, но его положе-
ния легли в дальнейшем в основу советского земельного законодатель-
ства. Так, были приняты Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. «О запрещении
сделок с недвижимостью», Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах»,
Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли».
С 1922 г. началась кодификация земельного законодательства,
преследовавшая цель: «создать стройный, доступный пониманию каж-
дого земледельца свод законов о земле». Кодификация завершилась
созданием Земельного кодекса РСФСР 1922 г. В его основных поло-
жениях подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы
ведении она ни состояла, составляет собственность рабоче-крестьянс-
кого государства и образует единый государственный земельный фонд.
Первым общесоюзным законом, определившим правовой режим
всех категорий земель, стали Общие начала землепользования и зем-
леустройства, утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г.
Последующие реформы 1953 г., 1965 г., принятие Продовольствен-
ной программы 1982 г. и внедрение методов внутрихозяйственного, арен-
дного и семейного подрядов на селе не дало ожидаемого результата.

13
Нужны были более радикальные изменения в правилах пользования и
владения землями в Российской Федерации. И они были проведены в
последнем десятилетии ушедшего столетия.
3. Социально-экономические предпосылки земельной реформы,
начатой в 1990 году, и правовая основа ее проведения
В сфере земельных отношений все настойчивее возникала необ-
ходимость следующих преобразований:
• придание земле легальной денежной оценки, переход к аренд-
ным отношениям сельскохозяйственных предприятий при передаче зем-
ли в долевую собственность крестьян;
• легализация Других форм частной собственности на землю;
• расширение полномочий местных органов власти в части пла-
нирования использования земли и распоряжения ею;
• разграничение федеральных государственных земель и земель
субъектов РФ, а также местного самоуправления;
• обеспечение реальной информированности общественности о
положении дел в земельном хозяйстве страны и выработка процедуры
ее участия в решении спорных вопросов относительно использования
земли;
• усиление значения экологических критериев, ограничивающих
бесконтрольное создание вредных производств и применение опас-
ных технологий;
• повышение эффективности государственного земельного када-
стра мониторинга и контроля за правильным использованием, ох ра-
ной и улучшением земель.
Мероприятия земельной реформы нашли отражение в специаль-
ных федеральных законах России. Первый Закон «О земельной ре-
форме» был принят Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1990 года
(в ред. 27 декабря).
Положения Закона «О земельной реформе» 1990 года были зак-
реп лены в Земельном кодексе РСФСР, принятом Верховным Советом
РСФСР 25 апреля 1991 года. Более подробно, чем в Кодексе, вопро-
сы реформирования земельных отношений на селе решались в Законе
РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 года, Указах
Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ о порядке реор-
14
ганизации колхозов и совхозов, приватизации государственных сель-
скохозяйственных предприятий и в других нормативно-правовых ак-
тах этого периода земельной реформы.
С 1990 г. вышло множество Указов Президента Российской Фе-
дерации и правительственных правовых актов, направленных на конк-
ретизацию законодательных предписаний о направлениях, порядке и
правилах осуществления земельной реформы и перераспределения зе-
мель между собственниками и пользователями земельными участка-
ми. Особое место среди законодательных предписаний в реализации
земельной реформы стали занимать нормы Гражданского кодекса РФ.
Они способствовали формированию земельного рынка и реализации
сделок о перераспределении земельных участков между собственни-
ками и землепользователями, гражданами и юридическими лицами.
Разработана и утверждена Правительством РФ 26 июня 1999 г.
«Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в
Российской Федерации на 1999-2002 годы»
30 октября 2001 года опубликован и вступил в юридическую силу
Земельный кодекс Российской Федерации.
Основная литература:
1. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
2. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
3. История государства и права России. Исаев Н.Г., Москва, 2002 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И.
Москва, 2002 г.
Контрольные вопросы:
1. Общая характеристика земельно-правого режима России до 1917
года.
2. Правовое регулирование общественных земельных отношений по
советскому земельному праву.
3. Регулирование земельных общественных отношений в период про-
ведения земельной реформы.




15
ТЕМА № 3. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Учебные вопросы:
1. Понятие и классификация источников земельного права.
2. Конституционные основы правового регулирования земельных
отношений.
3. Федеральное земельное законодательство.
1.Понятие и классификация источников земельного права
Источники права представляют собой форму закрепления обще-
обязательных правовых норм. Первичным элементом законодательства
является нормативный правовой акт, который представляет собой до-
кумент, объединяющий совокупность предметно связанных между
собой норм. К ним относятся Конституция РФ, законы, кодексы, пре-
зидентские указы, постановления правительства, ведомственные акты,
конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов
РФ, нормативные постановления и решения местных органов самоуп-
равления.
Во-первых, для понимания структуры законодательства необхо-
димо учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересека-
ющимся линиям. По одной – законодательство, делится на отрасли по
критерию предмета правового регулирования: конституционное, граж-
данское, административное, трудовое, жилищное и т.д. Здесь же вы-
деляется и земельное законодательство. По другой – законодательство
делится на уровни, т.е. имеется законодательство федеральное, субъек-
тов Федерации и нормативные акты местных властей. Состав отраслей
законодательства на каждом уровне частично определен Конституци-
ей РФ, которая в ст. 71 и 72 устанавливает соответственно исчерпыва-
ющий перечень предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и
субъектов РФ. Одновременно в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конститу-
ции РФ вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ве-
дения РФ и субъектов РФ субъекты РФ имеют право развивать
собственное законодательство, которое может формировать дополни-
тельны отрасли. В соответствии с Конституцией РФ земельное законо-
дательство относится к совместному ведению, что означает право
государственных органов Федерации и субъектов РФ принимать нор-
мативные правовые акты по земельным вопросам. Проекты федераль-

16
ных законов по предметам совместного ведения также в соответствии
с Регламентом Государственной Думы РФ проходят процедуру согла-
сования с субъектами РФ.
Во-вторых, распространена классификация нормативных актов по
юридической силе На законы и подзаконные акты.
Таким образом, основную группу источников земельного права
образует законодательство, представленное нормативными правовы-
ми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а так-
же местными органами самоуправления, регулирующими земельные
отношения.
Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников
земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую
очередь связано с определением соотношения системы права и систе-
мы законодательства.
Источниками земельного права являются как земельное законо-
дательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирую-
щие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и
нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законода-
тельства. но регулирующие в отдельных своих положениях земельные
отношения наряду с другими общественными отношениями.
Соответственно в части положений, регулирующих обществен-
ные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участ-
ки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются
источниками земельного права, но остаются в системе своих само-
стоятельных отраслей законодательства.
Вторую группу источников земельного права образуют норматив-
ные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конститу-
цией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российс-
кой Федерации».
2. Конституционные основы правового регулирования
земельных отношений
Конституция РФ выступает в качестве основополагающего источ-
ника практически всех отраслей права. Конституция РФ имеет выс-
шую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей
17
территории страны. Кроме федеральной, в пределах соответствующих
юрисдикций действуют 21 конституция республик. Предусматривает-
ся принятие уставов другими субъектами РФ.
Конституция РФ содержит ряд статей, как прямо, так и косвенно
регулирующих земельные отношения. Заметное место в Конституции
занимают вопросы собственности на землю (ст. 8, 9 и 36).
В ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ определены соответственно сфе-
ры ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Преиму-
щественно регулирование земельных отношений относится к области
совместного ведения, а за РФ остается право управления федеральной
собственностью, в том числе земельной, принятие гражданского зако-
нодательства.
3. Федеральное земельное законодательство
Федеральное земельное законодательство в широком смысле слова
образуют законы и подзаконные нормативные правовые акты, приня-
тые на федеральном уровне. К федеральному земельному законода-
тельству относятся также указы Президента РФ, регулирующие
земельные отношения.
Федеральное земельное законодательство развивается достаточ-
но интенсивно, отражая и закрепляя политику государства по рефор-
мированию земельных отношений.
Земельный кодекс РФ является комплексным кодифицированным
федеральным законом, регулирующим значительное разнообразие зе-
мельных отношений. Он определяет порядок ппредоставления и изъя-
тия земельных участков, использования земель гражданами и
организациями для строительства, ведения фермерского хозяйства,
личного подсобного хозяйства, использования земель. предоставлен-
ных в качестве служебных земельных наделов. Здесь содержатся ос-
новополагающие нормы, устанавливающие правовой режим различных
категорий земель, регулирующие вопросы платы за землепользова-
ние, юридической ответственности за земельные правонарушения.
Финансовые аспекты земельных отношений развиты в Законе «О
плате за землю» 1991 г., пережившем многочисленные изменения. Закон
детально определяет порядок исчисления и взимания платежей за ис-
пользование земель различного целевого назначения, а также распре-
деления полученных средств. Особенностью Закона является то, что
18
он не охватывает все виды земельных плат. Вопросы налогообложе-
ния продажи земельных участков, взимания платы за перерегистра-
цию земельных участков и некоторые другие регулируются отдельно.
Порядок ведения государственного учета земельных участков
установлен в Федеральном законе «О государственном земельном ка-
дастре».
Вопросам охраны земель посвящены Федеральные законы от 10
января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» и от 16 июля 1998 г. №
101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия
земель сельскохозяйственного назначения».
Значительное число земельных норм содержится в федеральных
законах, регулирующих наряду с земельными также иные разновид-
ности общественных отношений. Первое место среди данной группы
законов по объему и значимости правовых норм принадлежит Граж-
данскому кодексу РФ. Фактически все его статьи, где речь идет о не-
движимом имуществе, распространяются на соответствующие
земельные отношения.
Основные процессуальные требования, предъявляемые к юриди-
ческому оформлению права собственности на землю, а также вопросы
организации государственного управления в данной области содержат-
ся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. 122-ФЗ «О государствен-
ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих прин-
ципах организации законодательных (представительных) и испол-
нительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации».
3. Земельный кодекс Российской Федерации.
4. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
5. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И.
Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г.

19
Контрольные вопросы:
1. Понятие и виды источников земельного права.
2. Закон как источник земельного права; соотношение федеральных
законов и законов субъектов Российской Федерации.
3. Подзаконные акты исполнительных органов государственной влас-
ти как источники земельного права.
4. Нормативные правовые акты субъектов российской Федерации как
источники земельного права.

ТЕМА № 4. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Учебные вопросы:
1. Понятие земельных правоотношений. Содержание. Виды.
2. Субъекты земельных правоотношений, объекты земельных
правоотношений.
3. Основания возникновения, изменения, прекращения земельных пра-
воотношений.
1. Понятие земельных правоотношений. Содержание. Виды
По поводу распределения, использования и охраны земель меж-
ду органами власти, организациями и частными лицами складывают-
ся определенные отношения, которые регулируются нормами
земельного права. Тем самым возникают земельные правоотношения.
Под земельными правоотношениями понимаются урегулирован-
ные нормами земельного права общественные отношения, участники
которых являются потенциальными или фактическими носителями
субъективных прав и обязанностей. Иными словами, это отношения,
которые возникают, осуществляются, изменяются или прекращаются
в соответствии с предписаниями норм земельного права.
Права и обязанности участников и субъектов земельных правоот-
ношений, предусмотренные нормами земельного права, составляют
содержание земельных правоотношений.
Земельные правоотношения можно классифицировать на право-
отношения
– собственности на землю;
– землепользования;
– государственного земельного управления;
20
– правоотношения в области охраны земель;
– правоотношения юридической ответственности.

2. Субъекты земельных правоотношенийОбъекты земельных
правоотношений
Различают два аспекта понятия субъектов земельных правоотно-
шений. В первом случае о субъекте говорится как о возможном по
закону участнике земельных правоотношений; во втором случае – как
о реальном носителе субъективных прав и обязанностей.
Субъекты земельных правоотношений могут приобретать специ-
альные наименования. Так, субъектами правоотношений собственно-
сти являются собственники земли, пожизненного наследуемого
владения – владельцы, пользования – землепользователи, аренды –
арендаторы и арендодатели.
Все субъекты земельных правоотношений делятся на две группы:
физические и юридические лица. Особым участником земельных пра-
воотношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образова-
ния. Не во всех случаях физические и юридические лица в полном
составе могут выступать участниками тех или иных видов земельных
правоотношений. В силу различных причин возникает необходимость
ограничения круга субъектов.
Субъекты земельных правоотношений как потенциальные носите-
ли прав и обязанностей должны обладать свойством, которое обей те-
орией государства и права определяется как правоспособность, то есть
способность лица (физического и юридического) иметь права и нести
обязанности.
Кроме того, при рассмотрении данного вопроса возникает поня-
тие дееспособности потенциального субъекта, или способности лица
своими действиями приобретать права, создавать для себя обязаннос-
ти, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.
В земельном праве можно говорить о сложной структуре понятия
«объект земельных правоотношений».
Во-первых, принято говорить о совокупном объекте земельных
отношений. Таким объектом является земля.


21
В земельном законодательстве юридическое понятие земли рас-
крывается при помощи квалификации земель на категории по призна-
ку целевого назначения. Такая квалификация дана в Земельном кодексе
РФ в разделах, устанавливающих правовой режим различных катего-
рий земель.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ все земли РФ делятся на семь
категорий и включают:
– земли сельскохозяйственного назначения;
– земли поселений;
– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио-
вещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения косми-
ческой деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного
специального назначения;
– земли особо охраняемых территорий и объектов;
– земли лесного фонда;
– земли водного фонда;
– земли запаса.
Во-вторых, объектом реальных земельных правоотношений выс-
тупают земельный участок, доля в праве общей собственности на зе-
мельный участки либо часть земельного участка.
Земельный участок – это юридически и физически индивидуаль-
но обособленная часть земель, на который распространяются права и
обязанности конкретных субъектов.
Земельный участок (ст. 6 ЗК РФ) – часть поверхности земли (в
том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостовере-
ны в установленном порядке. Земельный участок может быть дели-
мым и неделимым.
В-третьих, земля юридически является также недвижимым иму-
ществом. При совершении действий с землей как недвижимым иму-
ществом, объектом отношений выступают уже не сам земельный
участок либо доля в праве общей собственности из земель с\х назна-
чения, а юридические права на них.

3.Основания возникновения, изменения, прекращения
земельных правоотношений
Возникновению, изменению и прекращению земельных правоот-
ношений предшествуют юридические факты – события или действия
(бездействия), с которыми право связывает определенные юридичес-
22
кие последствия. Эти юридические факты называются основаниями
возникновения, изменения и прекращения земельных правоотноше-
ний. Общим основанием возникновения, изменения и прекращения
земельных правоотношений являются наличие правовой нормы и дей-
ствия граждан, совершаемые по собственном волевому изъявлению в
соответствии с данной нормой. В большинстве случаев, возникнове-
ние, изменение и прекращение земельных правоотношений требует
соблюдения дополнительных условий. Одним из которых является не-
обходимость получения заинтересованными субъектами специальных
документов, издаваемых госорганами и, по сути, удостоверяющими
право на совершение определенного рода действий, связанных с зем-
лями.
Земельным законодательством предусматриваются и условия, при
которых происходит изменение земельных правоотношений, основа-
нием для этого являются решения соответствующих государственных
органов.
Земельные правоотношения прекращаются при наличии различ-
ных случаев и условий, предусмотренных законодательством.
В обобщенном виде в число оснований прекращения прав на зе-
мельные участки входят добровольный отказ от земельного участка,
отчуждение собственником своего земельного участка, использова-
ние земли не по целевому назначению, истечение срока пользования,
ликвидация юридического лица, смерть гражданина-землепользова-
теля, нерациональное использование земель, использование земель
способами, приводящими к ухудшению их состояния, неуплата земель-
ного налога, изъятие земельного участка для государственных и му-
ниципальных нужд, изъятие земельных участков из земель с\х
назначения в государственную или муниципальную собственность в
порядке обязательного отчуждения, прекращение трудовых отноше-
ний, когда субъектом является служебный земельный надел и некото-
рые другие.
Основная литература:
1. Земельный кодекс Российской Федерации.
2. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
3. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.

23
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И.
Москва, 2002г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г.
Контрольные вопросы:
1. Понятие земельных правоотношений, содержание и виды.
2. Субъекты и объекты земельных правоотношений.
3. Основания изменения и прекращения земельных правоотношений.

ТЕМА № 5. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Учебные вопросы:
1. Современная земельная реформа.
2. Право собственности на землю. Формы, виды, содержание.
3. Право государственной собственности на землю.
4. Право муниципальной собственности на землю.
5. Право частной собственности на землю. Общая собственность.

1. Современная земельная реформа
С образованием России как независимого государства новой де-
мократической властью разрабатывается и претворяется в жизнь ради-
кальная зкономическая реформа. Ее основу составляет идея
крупномасштабной денационализации государственной собственнос-
ти, означающая передачу принадлежащих государству объектов в соб-
ственность граждан и негосударственных организаций.
Важнейшей частью экономических преобразований стала земель-
ная реформа, воплотившая идею приватизации земель, отказа от ис-
ключительной государственной собственности и перехода к множеству
форм собственности. В первую очередь земельная реформа коснулась
аграрного сектора и сельскохозяйственных земель.
Правовую основу земельной реформы составил блок законов и
подзаконных актов, призванных придать законный характер предпри-
нимаемым реформам. Принятые в начале 90-х гг. законы «О земель-
ной реформе», «О собственности в РСФСР», «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве» и Земельный кодекс РСФСР образовали пер-
воначальный правовой фундамент земельной реформы. Важную роль
24
для формирования приватизации земель сыграли указы Президента РФ
«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в
РСФСР» (1991), «О регулировании земельных отношений и развитии
аграрной реформы в России» (1993), «О реализации конституцион-
ных прав граждан на землю» (1996).
Мероприятия на краткосрочную перспективу по дальнейшему ре-
формированию земельных отношений определены в Федеральной це-
левой программе «Развитие земельной реформе в РФ на 1999-2002
годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 июня
1999 г. № 694. В соответствии с Постановлением Россия прошла лишь
первый этап земельных преобразований, связанный с принципиальны-
ми, глубинными изменениями в формах собственности на землю. Це-
лью следующего этапа провозглашено повышение эффективности
использования земли, создание условий для увеличения инвестици-
онного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощ-
ный ссамостоятельный фактор экономического роста.

2. Право собственности на землю. Формы, виды, содержание
Институт права собственности приобретает особое значение как в
теории, так и в практике земельного права. Важным моментом в раз-
витии данного института стало юридическое признание земли, собствен-
но как и других природных объектов, недвижимым имуществом. В
результате земля была включена в категорию объектов гражданских
правоотношений. Содержание права собственности на землю состав-
ляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК).
Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юриди-
ческий аспект. Право владения означает право собственника обладать
земельным участком, т.е. беспрепятственно входить на участок, нахо-
диться на нем, держать под контролем земельный участок, включая
право не допускать на него иных лиц. Право пользования предполага-
ет возможность собственника извлекать пользу из земельного участ-
ка для удовлетворения различных собственных материальных и
нематериальных потребностей. Право распоряжения, или право опре-
делять юридическую судьбу земельного участка, включает право от-
чуждать земельный участок путем совершения сделок купли-продажи,
мены, дарения, право передавать земельный участок в пользование, в
25
некоторых случаях в доверительное управление, передавать по наслед-
ству, а также право залога. Новеллой земельного законодательства
служит появление обязанности произвести отчуждение земельного
участка либо доли в праве общей собственности, т.е. совершить обя-
зательную земельно-правовую сделку. Условия такого отчуждения
установлены ст. 5 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения».
Полного, законченного перечня форм собственности на землю не
существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий под-
ход, в соответствии с которым, допускается установление любых форм
собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обяза-
тельного максимума. Статья 9 Конституции РФ предусматривает: «земля
и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государ-
ственной, муниципальной и иных формах собственности». Использу-
емое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также
допустимость иных форм собственности, как представляется, прида-
ют ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о
формах собственности, не будучи связанными жесткими временны-
ми, территориальными и иными критериями.
На практике представлены все три перечисленные в Конституции
РФ формы собственности па землю:
– государственная;
– муниципальная;
– частная.
Степень правовой разработанности каждой различается, что сви-
детельствует о том, что институт права собственности на землю нахо-
дится на стадии формирования и не достиг своего полного развития.

3. Право государственной собственности на землю
Право государственной собственности означает принадлежность
правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Госу-
дарство как субъект права государственной собственности представ-
лено не одним ведомством, а целым рядом различных органов
государственной власти, между которыми распределяются правомо-
чия собственности.

26
Учитывая федеративное устройство России и существование двух
уровней государственной власти, предусматривается, что право госу-
дарственной собственности существует в виде:
– федеральной собственности;
– собственности субъектов РФ (т.н. субъектной).
Объектом права государственной собственности выступают ин-
дивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в соб-
ственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований
(ст. 214 ГК).
Статьи 16-18 ЗК РФ указывают на три вида собственности: – го-
сударственную, – федеральную собственность на землю, – также соб-
ственность субъектов РФ.
На основании этих статей можно считать, что до тех пор, пока
государственная собственность не разграничена между РФ, субъекта-
ми РФ и муниципальными образованиями, на нее распространяется
право государственной (т.е. той самой «общей», но не разграничен-
ной) собственности с особым правовым режимом.
Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собствен-
ностью осуществляется соответственно органами государственной вла-
сти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя пока в большинстве
случаев принцип раздельного управления не реализуется.
4. Право муниципальной собственности на землю
Право муниципальной собственности на землю – правомочия вла-
дения, пользования, распоряжения земельными участками, принадле-
жащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно
14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального об-
разования полномочия собственника реализуют органы местного са-
моуправления (ст. 125, 215 ГК). В этом качестве органы местного
самоуправления земельные участки во временное и постоянное владе-
ние и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам,
аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать
иные сделки.
Объектами права муниципальной собственности являются земель-
ные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную
собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при
разграничении государственной собственности на землю. Кроме это-
27
го, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выку-
па) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муници-
пальную собственность, конфискации земельного участка у граждан
и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхо-
зяйной (ст. 53 ЗК, ст. 225 ГК).
В муниципальной собственности могут находиться земельные уча-
стки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципаль-
ных образований, так и за их пределами.
Территорию муниципального образования составляют:
– земли городских;
– сельских поселений;
– прилегающие к ним земли общего пользования;
– рекреационные зоны;
– земли, необходимые для развития поселений;
– и другие земли в границах муниципального образования неза-
висимо от форм собственности и целевого назначения.
Порядок установления и изменения границ муниципальных обра-
зований определяется законами соответствующих субъектовРФ. Осо-
бый порядок формирования муниципальной собственности установлен
для городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга.
Основное назначение муниципальных земель – обеспечение про-
живания, работы и отдыха населения.
5. Право частной собственности на землю. Общая собственность
Право частной собственности означает принадлежность правомо-
чий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо
долями в общей собственности отдельным конкретным физическим
или юридическим лицам, которые выступают субъектами права част-
ной собственности на землю..
Соответственно по субъектам право частной собственности де-
лится на два вида:
– право частной собственности физических лиц;
– право частной собственности юридических лиц.
Объектами права частной собственности выступают земельные
участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом
смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения,
приобретение права частной собственности на которые, фактически не
28
ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения мо-
гут быть приобретены в частную собственность в пределах установ-
ленных предельных размеров. В отличие от этого, право частной
собственности не может быть установлено на земли лесного фонда,
земли, занятые объектами обороны, земли общего пользования в по-
селениях и некоторые другие (ст. 27 ЗК РФ).
Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть
ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на
праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они дол-
жны своевременно платить земельный налог, осуществлять мероприя-
тия по охране земель, соблюдать требования градостроительных
регламентов, своевременно приступать к использованию земельного
участка, эффективно использовать землю в соответствии с целевым
назначением и др. (ст. 40, 42 ЗК РФ).
Право частной собственности возникает в результате различного
рода сделок – купли-продажи земельных участков, приватизации,
мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собствен-
ности на земельный участок, находящийся в государственной или му-
ниципальной собственности (приватизации). Право частной
собственности удостоверяется свидетельством о государственной ре-
гистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями
юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой
регистрации.
Право общей собственности на земельные участки означает при-
надлежность правомочий владения, пользования, распоряжения кон-
кретным земельным участком двум и более индивидуально определенным
физическим и юридическим лицам, которые выступают сособствен-
никами.
Общая собственность существует в виде долевой или совмест-
ной. В первом случае каждому сособственнику определяется и фик-
сируется в соответствии с персональным регистрационным документом
(свидетельством о регистрации права собственности) его доля. Во вто-
ром случае доля каждого не определяется (ст. 244 ГК).
Объектами права общей собственности выступают земельные уча-
стки, образуемые путем добровольного объединения гражданами или
юридическими лицами принадлежащих им на праве частной собствен-
ности земельных участков (долей).
29
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Земельный кодекс Российской Федерации.
4. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
5. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И. Мос-
ква, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г.
Контрольные вопросы:
1. Понятие и особенности права собственности на землю.
2. Субъекты и объекты права собственности на землю.
3. Содержание права собственности на землю.
4. Основания возникновения и прекращения права собственности на
землю.
ТЕМА № 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗЕМЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Учебные вопросы:
1. Общая характеристика, система и структура государственного
земельного управления.
2. Система органов государственного земельного управления.
3. Функции государственного земельного управления
1. Общая характеристика, система и структура
государственного земельного управления
Государственное земельное управление – часть управленческой
деятельности государства в целом, это организующая исполнительно-
распорядительная деятельность компетентных государственных орга-
нов по практическому осуществлению целей и задач, стоящих перед
государством и выраженных в законодательстве. Одновременно, спе-
цифика земельных правоотношений придает государственному управ-
лению в данной области особенные черты, отражающиеся на
содержании функций государственного земельного управления, сис-
теме и структуре государственных органов. Субъектом отношений
30
государственного земельного управления, с одной стороны выступает
государство, представляемое соответствующими государственными
органами либо иными органами и организациями, которым переданы
государственные полномочия. С другой стороны субъектом выступа-
ют граждане, государственные и негосударственные организации. От-
ношения между государственными органами с одной стороны и
физическими или юридическими лицами с другой, урегулированные
нормами права, именуются управленческими.
2. Система органов государственного земельного управления
Систему органов государственного земельного управления обра-
зуют органы государственной исполнительной власти, объектом управ-
ленческой деятельности которых выступают земельные правоотношения,
включая вопросы собственности на земли, предоставление государствен-
ных земель, учет и контроль за землепользованием. Иными словами –
система высших органов исполнительной власти в РФ, министерств и
ведомств, в компетенцию которых входит обеспечение исполнения зе-
мельного законодательства. Могут входить также органы местного са-
моуправления в той степени, в которой им переданы полномочия
государственного земельного управления.
Исходя из смысла Конституции РФ, государственное земельное
управление входит в совместное ведение РФ и её субъектов.
Государственное земельное управление на федеральном уровне
представляет собой деятельность федеральных органов исполнитель-
ной власти по обеспечению исполнения федеральных законов, регули-
рующих земельные отношения.
На субъектном уровне распространяется на земли, находящиеся в
пределах субъекта, а также на земли, приобретенные на территории
др. субъектов.
На третьем, низовом уровне вертикале государственного земель-
ного управления находится местное самоуправление. Занимает оно это
место только в том случае, когда соответствующие полномочия и фун-
кции государственного земельного управления им переданы.
Управленческие полномочия местных органов самоуправления рас-
пространяются на земельные участки в пределах муниципальных обра-
зований, а также на земельные участки, находящиеся в муниципальной
собственности за пределами границ муниципальных образований.
31
3. Функции государственного земельного управления
Функции государственного земельного управления – виды дея-
тельности государственных органов исполнительной власти, необхо-
димые для организации исполнения земельного законодательства.
а – Нормативно-правовое регулирование;
б – предоставление и прекращение прав на земельные участки;
в – землеустройство;
г – территориальное планирование и зонирование;
д – учет земель и ведение земельного кадастра;
е – регистрация прав на земельные участки;
ж – контроль за использованием и охраной земель, включая мо-
ниторинг.
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О
системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
4. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
5. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И.
Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г.
Контрольные вопросы:
1. Общая характеристика и система государственного земельного уп-
равления.
2. Структура государственного земельного управления.
3. Система органов государственного земельного управления и их
функции.
4. Земельное управление на местном уровне.




32
ТЕМА № 7. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ВЕДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА

Учебные вопросы:
1. Понятие землеустройства и порядок осуществления
землеустроительных мероприятий.
2. Понятие и назначение государственного земельного кадастра.
3. Содержание земельного кадастра.
4. Порядок ведения государственного земельного кадастра.
5. Доступ к сведениям государственного земельного кадастра.

1. Понятие землеустройства и порядок осуществления
землеустроительных мероприятий
Рациональное использование земель предполагает обеспечение
такого использования, при котором учитываются географические, при-
родно-климатические, ландшафтные и почвенные характеристики зе-
мель, потребности в создании комфортных и безопасных условий для
проживания и жизнедеятельности населения в сочетании с интересами
экономически эффективного землепользования, сохранения целостно-
сти земельных участков и предупреждение их дробления, охраны зе-
мель и других природных объектов, предупреждения опасных
негативных изменений в их состоянии. Одним из средств обеспечения
рационального землепользования являются мероприятия по землеуст-
ройству территории.
Значение землеустройства в условиях современной реформы воз-
растает, учитывая происходящий интенсивный процесс распре деле-
ния и перераспределения земель. Реорганизация колхозов и совхозов,
появление на их территории множества новых землевладений и земле-
пользовании, выделение в пределах этих земель водоохранных зон,
защитных и охранных зон требует надлежаще го упорядочения границ
земельных участков в процессе земле устройства.
Землеустройство представляет собой последовательность взаимо-
связанных картографических, инженерно-технических, инвентариза-
ционных работ по изучению состояния земель, а также по организации
территории, включая установление границ объектов землеустройства
на местности, выполняемых в соответствии с установленной процеду-

33
рой и нацеленных на обеспечение рационального землепользования,
охраны земель, создания благоприятной окружающей среды и улуч-
шения ландшафтов.
Землеустройство включает:
– проведение кадастровых съемок;
– аэросъемочных;
– топографо-геодезических;
– почвенных;
– геоботанических и других обследований и измерений;
– межевание границ;
– разработку предложений о рациональном использовании земель.
Землеустройство делится на:
– территориальное и
– внутрихозяйственное.
Территориальное землеустройство направлено на изучение со сто-
яния земель, организацию их рационального использования, опреде-
ление административно-территориальных границ и границ земельных
участков, межевание объектов землеустройства.
Внутрихозяйственное землеустройство нацелено на организацию
рационального землепользования в пределах уже выделенных земель-
ных участков для сельскохозяйственного производства, а также на
организацию территорий, используемых общинами коренных малочис-
ленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Землеустройство проводится по решению органов государствен-
ной власти РФ, субъектов РФ или местного самоуправления соответ-
ственно применительно к землям, находящимся в федеральной
собственности, собственности соответствующих субъектов РФ или
муниципальной собственности, либо в соответствии с судебным ре-
шением.
Для соответствующего земельного участка, иного объекта зем-
леустройства готовится землеустроительное дело, которое включает
планы, проекты, материалы обследований земельных участков, оцен-
ки качества, тематические карты и атласы.
Утвержденная землеустроительная документация служит основа-
нием для отвода земельного участка в натуре с установлением меже-
вых знаков.

34
2. Понятие и назначение государственного
земельного кадастра
Государственный земельный кадастр – систематизированный свод
документированных, получаемых в результате государственного ка-
дастрового учета земельных участков сведений о местоположении, ка-
дастровой стоимости земельных участков, целевом назначении и
правовом режиме земель РФ, сведений о территориальных зонах, о
размерах земельных участков и наличии рас положенных на земель-
ных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого иму-
щества.
Цели ведения государственного земельного кадастра заключают-
ся в информационном обеспечении государственного и муниципаль-
ного управления земельными ресурсами, государственного контроля
за использованием и охраной земель, мероприятий, направленных на
сохранение и повышение плодородия земель, государственной регис-
трации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустрой-
ства, экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе
природных ресурсов, установления обоснованной платы за землю, иной
связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными
участка ми деятельности.

3. Содержание земельного кадастра
Объектом государственного кадастрового учета выступают все
земельные участки в пределах территории РФ независимо от их целе-
вого назначения и формы собственности.
По результатам государственного кадастрового учета ведется Еди-
ный государственный реестр земель.
Содержание государственного земельного кадастра составляют
сведения о землях (земельных участках) в пределах территории РФ,
занесенные в соответствующие документы государственного земель-
ного кадастра.
Документы государственного земельного кадастра подразделя-
ются на основные, вспомогательные и производные.
К основным относятся документы, содержащие сведения о зе-
мельных участках:
– Единый государственный реестр земель,
– кадастровые дела,
35
– дежурные кадастровые карты (планы).
Вспомогательные документы включают разнообразную учетную
документацию, например – книги учета документов, – книги учета
выданных сведений.
Кадастровые номера присваиваются каждому земельному участ-
ку, который учитывается как объект имущества, права на который под-
лежат государственной регистрации в Едином государственном реестре
прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Порядок ведения государственного земельного кадастра
Ведение государственного земельного кадастра – постоянная ра-
бота, которая заключается в сборе сведений о земельных участках, их
документировании в Едином государственном реестре земель, на ка-
дастровых картах, накоплении, обработке, учете и хранении.

5. Доступ к сведениям государственного земельного кадастра
Сведения государственного земельного кадастра относятся к го-
сударственным информационным ресурсам и являются государствен-
ной собственностью. Они открыты и общедоступны, за исключением
сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
Сведения государственного земельного кадастра, носящие обще-
доступный характер, могут быть получены по письменному заявле-
нию заинтересованного лица с указанием объема и характера
запрашиваемых сведений.
К государственной тайне отнесена информация об отводе земель
для режимных и особо важных объектов. Эти сведения предоставля-
ются по государственным разрешениям, полученным в установлен-
ном порядке. Одновременно не подлежат засекречиванию сведения о
состоянии экологии и сельского хозяйства.
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О
системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
4. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
36
5. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И.
Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С.А. Москва, 2002 г.
Контрольные вопросы:
1. Землеустройство – понятие и назначение.
2. Порядок осуществления землеустроительных мероприятий.
3. Государственный земельный кадастр – понятие, назначение и содер-
жание.
4. Порядок ведения государственного земельного кадастра и доступ к
его сведениям.
ТЕМА № 8. ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ СДЕЛКИ

Учебные вопросы:
1. Понятие земельно-правовой сделки.
2. Купля-продажа права собственности на земельный участок.
3. Приватизация земель.
4. Иные земельно-правовые сделки.
5. Государственная регистрация земельно-правовых сделок.
1. Понятие земельно-правовой сделки
Земельно-правовые сделки – действия граждан и юридических
лиц по установлению, изменению или прекращению гражданских прав
и обязанностей по поводу земли как природного объекта и недвижи-
мого имущества.
Объектами земельно-правовых сделок выступают права граждан
и юридических лиц на индивидуально-обособленные земельные учас-
тки, находящиеся в их собственности либо принадлежащие им на дру-
гих титулах. Объектами сделок могут быть также права на земельные
участки, закрепленные за государственными или муниципальными
органами.
В зависимости от объема передаваемых гражданских прав и обя-
занностей на земельные участки земельно-правовые сделки можно
разделить на две группы:
37
– сделки, связанные с передачей всех правомочий собственнос-
ти и отчуждением земельного участка;
– сделки, в результате которых передается часть правомочий соб-
ственности.
К первой группе относятся такие виды сделок, как купля-прода-
жа права частной собственности на земельный участок, мена, даре-
ние, различные формы приобретения права частной собственности на
земельные участки, находящиеся в государственной или муниципаль-
ной собственности, изъятие путем выкупа земельного участка для го-
сударственных или муниципальных нужд.
Часть правомочий собственности передается в результате сделок
аренды, пользования (временного, постоянного, ограниченного), по-
жизненного наследуемого владения, ренты, залога, передачи в дове-
рительное управление.
К земельно-правовым сделкам не относятся действия, связанные
с принудительным изменением либо прекращением прав на земельные
участки. В эту категорию не попадают принудительное прекращение прав
на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками ввиду
ненадлежащего использования земельного участка, изъятия земельно-
го участка, находящегося в частной собственности, используемого с
различного рода нарушениями, реквизиция, конфискация и национали-
зация.
2. Купля-продажа права собственности на земельный участок
Это – возмездная сделка, в которой одна сторона передает право
собственности на земельный участок другой стороне в обмен на де
нежную компенсацию.
Порядок купли-продажи распространяется также на право арен-
ды. Продажа или передача права собственности на государственные
или муниципальные земли гражданам и юридическим лицам осуще-
ствляется в соответствии с особыми правилами, в порядке приобре-
тения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или
муниципальной собственности (ст. 28 ЗК).
Купля-продажа права частной собственности на земельный уча-
сток оформляется договором продажи недвижимости, по общему пра-
вилу, не подлежащим нотариальному заверению (ст. 550 ГК). Объектом
купли-продажи может быть только земельный участок, прошедший
государственный кадастровый учет.
38
Он составляется между продавцом и покупателем в письменном
виде в соответствии с установленной типовой формой.
В договоре, помимо данных об участниках сделки, указываются
кадастровый номер земельного участка, его площадь, целевое назна-
чение, местоположение, нормативная цена и стоимость земельного
участка, обременения (ограничения).
По особой процедуре продается земля крестьянских хозяйств и
сельскохозяйственных организаций (сельскохозяйственных угодий).
Преимущественным правом покупки таких земельных участков пользу-
ются субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ,
местный орган самоуправления, которые должны быть извещены в
письменной форме продавцом (заказным письмом с уведомлением о
вручении) о намерении продать земельный участок. Продавец может
продать свой земельный участок третьему лицу, только если высший
орган исполнительной власти субъекта РФ или местный орган само-
управления не уведомил продавца о намерении приобрести такой уча-
сток в течение месяца.

3. Приватизация земель
Приватизация земель – сделка, в результате которой происходят
отчуждение государственной или муниципальной собственности и ее
передача в частную собственность граждан и юридических лиц. В ре-
зультате приватизации меняется форма собственности – государствен-
ной или муниципальной на частную.

стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>