<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Около 40 тысячелетий назад появились первые люди, и их миграция в различные регионы послужила основой появления многочисленных расовых типов.
2. Столкнувшись с персами и египтянами, греки увидели их различия в понимании мира.
3. В XIV веке появилась концепция "азиатского деспотизма", она связывалась с отсутствием частной земельной собственности и правовых гарантий личности.
4. История культуры началась на Востоке, именно там зарождались древнейшие очаги цивилизации.
5. Древние культуры возникли почти одновременно в трех областях земного шара : в VI тыс. до н.э. зародилась шумеро-вавилонская, египетская и эгейская культуры, в III тысячелетии до н.э. появилась доарийская культура, и наконец, во II тысячелетии до н.э. возникла архаическая культура Китая.

Задание 13. Опишите возникновение культуры на Востоке, охарактеризуйте ее основные черты, изложите различные точки зрения. Воспользуйтесь следующим планом и материалом текста.

1. Начало культуры на Востоке. Точки зрения Л.С. Васильева и К. Ясперса.
2. Периодизация Восточных цивилизаций.
3. Характеристика ранней и поздней древности.
4. Преодоление европоцентризма.


РАЗДЕЛ III


ГРАММАТИКА
Обстоятельство времени (обозначение периодичности повторения действия)
Вид глагола (повторяемость действия, отношения одновременности и следования действий без ограничительного значения)
Обстоятельство времени (обозначение периодичности повторения действия)


Значение
вопрос
Средства выражения
Примеры
Периодичность повторения действия
Как часто?
наречие
Часто, редко, всегда, никогда
Анна Михайловна часто ходила с учениками на экскурсии
Винительный падеж
Каждую субботу
Каждые два дня
Каждый год Анна Михайловна ездила к сыну
Виинительный падеж + винительный падеж с прелогом "в"
Раз в неделю
Два часа в день
Два раза в неделю была репетиция оркестра
Дательный падеж с прелогом "по"
по понедельникам,
по утрам, по вечерам, по ночам
По воскресеньям Николай Иванович любил заниматься резьбой по дереву
Повторяемость действий
Несовершеннный вид
По дороге в музей Анна Михайловна раза три пересчитывала своих учеников

Совершенный вид
Наташа пересчитала всех два раза и сказала: "Пятнадцать"

ВИД ГЛАГОЛА
(отношения одновременности и следствия)


Значения
Средства выражения
Примеры
Полная одновременность
Глагол несовершенного вида - глагол несовершенного вида

Деепричастие несовершенного вида - глагол несовершенного вида
Николай Иванович работал и с удовольствием слушал музыку

Возвращаясь домой, Анна Михайловна думала о своих учениках
Частичная одновременность
Глагол несовершенного вида - глагол совершенного вида

Деепричастие несовершенного вида - глагол совершенного вида
Николай Иванович слушал радио, когда в прихожей раздался звонок

Подходя к школе, Анна Михайловна услышала крик, смех.
Следования без ограничительного значения
Глагол совершенного вида - глагол совершенного вида

Деепричастие совершенного вида - глагол совершенного вида
Николай Иванович пошел на кухню, открыл холодильник


Осмотрев отдел древнерусского искусства, они перешли в залы, где были картины художников XIX века.


РАЗДЕЛ IV

Задание 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Обращение к концепции Ясперса позволяет выяснить специфику Востока с точки зрения его развития в древности и до наших дней, а именно установить причину исчезновения великих культур древности, просуществовавших целые тысячелетия.
Согласно К.Ясперсу , "осевая эпоха" - это время между 800 и 200 гг. до н.э. В данный период возникают духовные движения в Китае, Индии, Палестине и Древней Греции, сформировавшие тот тип личности, который существует и в настоящее время. Главной отличительной чертой "осевой эпохи" является прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу "доосевых культур". На смену политеизму и мифологическому сознанию приходят мировые монотеистические религии и философии. Человек как бы впервые пробуждается к ясному мышлению, проявляет недоверие к непосредственному опыту и эмпирическому знанию.
Он осознает конечность своего существования, ставит "философские вопросы бытия"и создает идеи и образы, которые помогают ему выжить, т.е. создает религии спасения, рационализирует свое существование. В этих условиях мышление, рефлексия, рациональность побеждают мифологические образы, эмпирический опыт, т.е. логос побеждает миф.
Пробуждение духа является, по Ясперсу, началом подлинной истории человечества. "Осевое время" служит тем масштабом, который позволяет определить историческое значение отдельных народов. К "осевым народам" Ясперс относит те народы, которые совершили духовный прорыв от мифа к логосу и продолжили свою историю, - китайцев, индийцев, иранцев, иудеев и греков.
Некоторые народы великих культур древности не ваышли за рамки мифологического мышления, не смогли прорваться за пределы непосредственного существования и оставались такими же, как прежде. Достигнув значительных успехов в области организации государственной и общественной жизни, в архитектуре и искусстве, они все же были обречены на медленное умирание и перерождение, как это произошло с Месопотамией и Египтом.
Культуру Египта и Вавилона можно сопоставить с культурами Китая на ранних стадиях его развития и Индии в III тыс. до н.э., но не Китая и Индии вообще.
Теория "осевого времени" Ясперса позволяет увидеть, что такие специфические особенности восточных культур, как традиционализм, неподвижность и т.п. в большей степени относятся к "доосевому времени", как и целый ряд других особенностей традиционных обществ, собственно и составляющих, воплощающих феномен Востока.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Вы знаете, что момент действия (вопрос - когда) обозначается наречиями : сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра, рано, поздно, давно, недавно, скоро, сейчас, вовремя, потом, утром, днем, вечером, ночью, зимой, летом, весной, осенью; Существительными в винительном падеже, предложном падеже с предлогами : два часа назад, в понедельник, на следующий день, через два дня, в январе и т.д. В научной речи эти средства более многообразны.

Задание 2. Прочитайте следующие предложения. Найдите в них обстоятельства времени, обозначающие момент действия. На какой вопрос они отвечают?

1. Между 800 и 200 годами до н.э. наступает "осевое время".
2. В данный период возникают ряд духовных движений.
3. Человек впервые пробуждается к ясному мышлению.
4. К концу XIX века исследователи поняли роль Востока в развитии цивилизации.
5. С древних времен и до наших дней Восток привлекал внимание ученых.
6. Около 40 тысячелетий назад появились первые люди.
7. Почти одновременно возникли древние культуры.
8. Примерно в V веке новой эры возникло Средневековье.

Задание 3. Замените следующие устойчивые словосочетания синонимичными. Определите значение этих словосочетаний. Составьте предложения с некоторыми из них.

а) выяснить специфику, установить причину, проявлять недоверие, ставить вопросы, выйти за рамки, достигнуть значительных успехов;

б) отличительная черта, монотеистическая религия, непосредственный опыт, эмпирическое значение, мифологические образымифологическое мышление, мифологическое миросозерцание, подлинная история, значительные успехи, специфические особенности;

в) специфика Востока, феномен Востока, вопросы бытия, пробуждение духа, прорыв от мифа к логосу, культуры древности, рамки мифологического мышления.

Задание 4. Как вы понимаете следующие предложения ? Выразите мысль этих предложений по-иному.

1. Главной отличительной чертой "осевой эпохи" является прорыв мифологического миросозерцания.
2. Мифологическое миросозерцание составляет духовную основу "доосевых культур".
3. Логос побеждает миф.
4. Некоторые народы великих культур древности не вышли за рамки мифологического мышления.


Задание 5. Скажите :
а) в чем состоит основной смысл теории "осевого времени" К.Ясперса? Ответьте на этот вопрос кратко, 1-2 предложения.
б) Какое значение имеет теория "осевого времени" для изучения , сопоставления культур Востока и Запада ?

Задание 6. Расскажите о теории "осевого времени" К. Ясперса.

Задание 7. Прочитайте текст "Особенности древнейших цивилизаций Востока". Составьте план текста.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА

Традиционное общество воспроизводит уже имеющиеся экономические и духовные отношения на протяжении длительного времени. Оно характеризуется определенными особенностями, основные из которых :
* Неизменность социально-экономического уклада; новаторство почти отсутствует или играет в данном обществе подчиненную роль;
* Сакрализация власти правителя и возникновение феномена власти- собственности; абсолютная власть порождает абсолютную собственность, неограниченное право ею распоряжаться;
* Основная производственная единица - земледельческая община, привязанная к водным артериям, что требует коллективных усилий и организации совместной деятельности;
* Деспотическое государство с развитым централизованным бюрократическим аппаратом. Резкое поляризование общества на привилегированные слои, причастные к аппарату власти, и простых производителей;
* Господство общинных связей, коллективизм. От рождения судьба человека определяется принадлежностью к социальной группе (касте, роду, сословию, общине и т.п.) За социальной группой закрепляется вид деятельности и профессия, что позволяет без особых изменений технологии и орудий труда усложнить деятельность за счет специализации. Это - эффективный способ организации коллективной деятельности;
* Мировосприятие человека в традиционном обществе, определяемое мифом, магией и религией, характеризует неотделимость человека от окружающей живой природы и собственной телесности. Природное и социальное воспринималось как единое, неразрывное и гармоничное.

Указанные особенности находили свое конкретное воплощение в каждой из древнейших цивилизаций Востока в той или иной мере. Именно эти особенности и обусловили возникновение дихотомии Восток-Запад. И с этой точки зрения Восток стал восприниматься уже не как географическое понятие, а как иной мир, предполагающий свои законы, порядки, логику существования. Поэтому со времен античности начинает осознаваться разница между европейским и неевропейским миром. Так были заложены основы востоковедения как науки.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ ! ВСПОМНИТЕ!

Глаголы несовершенного вида могут обозначать :
-длительное действие (долго читал),
-повторяемость действия (часто плакал)
-констатацию факта действия (вчера передавали сообщение)

Глаголы совершенного вида могут обозначать : завершенность, результат действия ( нашел книгу).

Задание 1. Определите значение глаголов несовершенного вида. Подумайте, какое из известных вам значений характерно для научной речи ?

1. В западной истории государтсво возникло как следствие выделения человеческих индивидуальностей с их жаждой власти и собственности.
2. В результате появляется необходимость в стоящей над обществом власти.
3. Эта власть охраняла новый порядок, она позволяла сохранять выделившейся группе ее преимущество.
4. Она умеряла индивидуальные и групповые столкновения.
5. Иначе говоря, на Западе возникновению государства предшествовало проявление человеческой свободы.
6. Государство создавалось как ответ на своевольные проявления свободы.
7. Государство защищало свободу своих граждан.

Задание 2. Определите значения глаголов своершенного вида.

1. В восточной истории потребность в государстве возникла раньше, чем обнаружили себя ростки проявлений свободы и индивидуальности человека.
2. Уже в III тысячелетии до н.э. на территории Египта, Междуречья и Индии возникают первые восточные государства.
3. Этот тип государства родился не из потребностей социальной свободы, а из потребностей жесткого объединения.

Задание 3. Прослушайте и запишите лекцию "Восточная деспотия как социальная основа древнейших культур".


ВОСТОЧНАЯ ДЕСПОТИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ДРЕВНИХ КУЛЬТУР

В западной истории государство возникает как следствие выделения человеческих индивидуальнойстей с их жаждой власти и собственности. В результате появляется необходимость в стоящей над обществом власти. Эта власть ( государство) охраняла новый порядок : с одной стороны, позволяла выделившейся группе сохранять свое преимущество, а с другой - умеряла индивидуальные и групповые столкновения, вводила их в общественно приемлемые рамки. Иными словами, на Западе возникновению государства предшествовало проявление человеческой свободы, происходившее в варварской форме. Государство Запада - это форма социального осуществления свободы. Оно создавалось как ответ на своевольные проявления свободы, но оно же и защищало свободу своих граждан.
В восточной истории потребность в государстве возникла раньше, чем стали обнаруживать себя явные ростки внешних проявлений свободы и индивидуальности человека. Дело в том, что выжить на Востоке можно, лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна ( на случай неурожая, стихийных бедствий и т.п.) Все это требовало огромной и планомерной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в одно целое. Так уже в III тысячелетии до нашей эры на территории Египта, Междуречья и Индии возникают первые восточные государства. Этот тип государства родился не из потребностей социальной свободы, а из потребностей жесткого объединения. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом и состоит духовная суть восточной деспотии. Такой тип государственности характерен для всех стран Древнего Востока - Египта, Индии, Шумера, Китая.
Восточная деспотия управляется огромным бюрократическим аппаратом, а ее единство олицетворено фигурой правителя, обладающего абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. Если в западной истории государство зависит от общества и так или иначе выражает интересы группы свободных людей, то тут все обстоит иначе. Здесь нет свободных людей - свободных воинов и собственников, а есть только государственные рабы, крестьяне и чиновники.
Верховный властитель почитается не за свое личное мужество или силу. Он выступает как высшая функция государства, как воплощение божественного "величества". Достоинство восточного владыки - это божественное достоинство, воплощение бога.


ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ


Задание 1. Составьте простой и сложный планы текста. Простой план состоит из двух пунктов. В сложном плане в каждом из пунктов выделяются подпункты.

Древнеиндийская цивилизация - одна из самых величайших и таинственных на Востоке. На ее основе сформировался индо-буддийский тип культуры, отличающийся оригинальностью и своеобразием и существующий до настоящего времени, причем не только на территории Индии.
Цивилизация на полуострове Индостан возникла позднее шумерской и египетской. К середине III тыс. до н.э. относится возникновение культурно-исторического комплекса, получившего в науке название "индская цивилизация".
Мощного расцвета культура Индии достигает в конце I тыс. до н.э. при династии Маурьев (322 -185 до н.э.), когда после отражения натиска войск Александра Македонского почти вся территория Индии была объединена в единое государство.
Таким образом, История Древней Индии охватывает огромный период - от возникновения первых государств и переселения индоарийских племен до создания и последующего упадка мощных государств - империй Маурьев, Кушанской и Гунтской.
По своим размерам Древняя Индия превосходила во много раз все другие древневосточные государства и отличалась большим разнообразием природных условий, благоприятным для земледелия климатом.
Кроме земледелия широкое развитие получили ремесла и торговля.
Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что древнеиндийские города достигали больших размеров, население могло доходить до 100 тыс. Застройка городов производилась, скорее всего, по плану, улицы были параллельные и пересекались под прямым углом. По архитектуре здания довольно просты, но вполне благоустроены. Так, система городской канализации в Мохендто -Даро является одной из самых совершенных на Древнем Востоке.
Кастовое деление общества представляло собой систему социального и внеэкономического принуждения, обеспечивающую сохранение привилегий высших варн, сословную солидарность и организационную структуру при всех возможных колебаниях в соотнесении сил при политических изменениях в условиях этнической пестроты.
Характерным для общественного строя Индии было существование на протяжении всего периода древности многочисленного слоя общинного крестьянства. Это был слой свободных тружеников.
В наиболее освоенных районах Индии земля была частной собственностью, хотя община контролировала ее использование. Кроме земледельцев, в общину входили кузнецы, плотники, сторожа и др., что делало ее самостоятельным экономическим организмом, мало связанным с политической жизнью государства.

Задание 2. При помощи плана и материала текста ответьте на следующие вопросы:

1. Когда возникла цивилизация на сотрове Индостан?
2. Когда произошел расцвет культуры Индии и ее упадок?
3. Что способствовало развитию земледелия в Древней Индии ?
4. Какова особенность древнеиндийских государств?
5. Чем отличалось общественное, социально-экономическое устройство Индии ?

Задание 3. Продолжите следующие предложения.

1. На основе древнеиндийской цивилизации сформировался ...
2. Индо-буддийский тип культуры отличался ...
3. Индо-буддийский тип культуры существует ...
4. Цивилизация на полуострове Индостан возникла ...
5. К середине III тысячелетия до новой эры сложился ...
6. Культурно-исторический комплекс получил в науке ...
7. Мощного расцвета культура Индии достигает ...
8. История Древней Индии охватывает ...
9. По своим размерам Древняя Индия превосходила ...
10. После земледелия широкое развитие получили ...
11. Данные археологических раскопок свидетельствуют ...

Задание 4. Определите значение видов глагола в следующих предложениях.

1. Застройка городов производилась по плану.
2. Кастовое деление общества представляло собой систему социального и внеэкономического принуждения.
3. В общину входили кузнецы, плотники, сторожа.
4. Цивилизация на полуострове Индостан возникла позднее шумерской и египетской.
5. Мощного расцвета культура Индии достигла в конце I тысячелетия до новой эры.

Задание 5. Расскажите о культуре древней Индии.


ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Задание 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы по тексту.

Одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшая тысячелетия и сохранившая, несмотря на все катаклизмы,свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация , сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры. Синтез этих культур на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, создавшей величайшую цивилизацию древности.
Название "ханьцы", или "ханьжень" (так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности - Хань (202 г. до н.э. ). А к названию ее предшественницы - Цинь восходят европейские названия Китая со времен античности : лат. - sinae, фр. - chine, англ. - china.


ВОПРОСЫ:

1. Когда и как сформировалась китайская цивилизация?
2. Каково происхождение названий, связанных с китайской цивилизацией ?

Задание 2. Составьте план текста.

Задание 3. Расскажите о том, как сформировалась китайская цивилизация, каково происхождение ее названия.


ЗАДАНИЯ К ТЕСТУ " АНТИЧНОСТЬ - ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ"

Задание 1. Прочитайте следующие слвовосочетания. Определите их значение. Замените их синонимичными.
* Древневосточные цивилизации, античная цивилизация, европейская цивилизация, европейская ментальность, гомеровская Греция, Эгейская культура, крито-микенская культура, восточное Средиземноморье, высокий уровень, дальнейшая судьба, общественное развитие;
* Утратить приоритет, уступить место, получить название, обратиться к началу, отличаться высоким уровнем развития, отличаться своеобразием, повлиять на ее судьбу;
* В начале первого тысячелетия, приоритет в общественном развитии, история и культура Древней Греции и Древнего Рима, по сравнению с древневосточными обществами, достижения древних греков и римлян, начало европейской цивилизации, центр эгейской цивилизации.

Задание 2. Прослушайте следующие предложения. Повторите каждое из них за преподавателем. Следите за слитностью чтения синтагм, интонацией.

1. В начале I тысячелетия до н.э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии.
2. Древневосточные цивилизации уступили место новому культурному центру.
3. Новый культурный центр возник в Средиземноморье.
4. Он получил название "античная цивилизация".
5. К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима.
6. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях.
7. В экономических, политических и социальных отношениях она была более динамичной.
8. По сравнению с древневосточными обществами новая цивилизация была более динамичной.

Задание 3. Прочитайте следующие предложения. Выразите их содержание по-иному, может быть, с использованием слов, стоящих в скобках.

1. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях. (быть основанной, принцип, фундамент и т.д.).
2. Следует обратиться к началу европейской цивилизации. (исток(и), происхождение, зарождение и т.д.)
3. Античная цивилизация исчисляется от гомеровской Греции. (начинать(ся), появляться и т.д.)
4. Античная цивилизация многими достижениями обязана древней крито-микенской культуре. (основать, базироваться, заимствовать и т.д.)
5. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития. (быть, находиться, развиться и т.д.)

Задание 4. Как вы понимаете следующие высказывания? Прокомментируйте их, выскажите свое мнение.

1. Греция и Рим, два вечных спутника, сопровождают европейское человечество на всем его пути.
2. Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи.

Задание 5. Прочитайте текст "Античность - основа европейской цивилизации". Ответьте на вопросы.

АНТИЧНОСТЬ - ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ"

В начале I тыс. до н.э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в Средиземноморье и получившему название "античная цивилизация". К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях, и в экономических, политических и социальных отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами.
Достижения древних греков и римлян поразительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Греция и Рим, два вечных спутника, сопровождают европейское человечество на всем его пути. "Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи", - сказал Якоб Буркхардт. Возникновение европейской ментальности, особенности европейского пути развития невозможно понять, не обратившись к самому началу европейской цивилизации - античной культуре, сформировавшейся в Древней Греции и Древнем Риме в период с начала I тыс. до н.э. по V в. н.э.
Античная цивилизация, если исчислять ее от гомеровской Греции (XI - XX вв. до н.э.) до позднего Рима (III - V вв. н.э.) многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III - II тыс. до н.э. Центрами эгейской цивилизации был остров Крит и город на юге Греции Микены. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития и своеобразием, однако нашествия ахейцев, а затем дорийцев повлияли на ее дальнейшую судьбу.

ВОПРОСЫ:

1. Когда возникла "античная цивилизация"?
2. Почему "античная цивилизация" пришла на смену древневосточной цивилизации ?
3. На каких качественно иных основаниях базировалась новая цивилизация?
4. Какая культура лежала в основе античной цивилизации?
5. Почему эгейская культура не получила возможности дальнейшего самостоятельного развития?

Задание 6. Обратите внимание на вид глаголов в следующих предложениях. Определите видовое значение. Подумайте, возможно ли заменить глаголы совершенного вида глаголами несовершенного вида настоящего времени ?

1. Древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру.
2. Этот центр возник в Средиземноморье и получил название "античная цивилизация"
3. Античная культура сформировалась в Древней Греции и Древнем Риме.

Задание 7. Расскажите о возникновении нового культурного центра, отметьте причины его появления, источники и его значение в развитии европейской культуры.

Задание 8. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Ответьте на вопросы.


Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Рим называли "вечным городом", а поговорка "Все пути ведут в Рим" сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватишее все территории, примыкающие к Средиземноморью, и величие которого измерялись не только обширностью территории, но и культурными ценностями входивших в нее стран и народов.
В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности Египта. Однако на раннеримскую культуру наибольшее влияние оказали племена материков, населявших область Лаций (где и возник город Рим), а также греки и этруски.
Особая роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала грекам. Как писал римский поэт Гораций, "Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла". У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на совное которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотека, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития, породившего дихотомию Восток - Запад.

ВОПРОСЫ :

1. Почему римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры?
2. Из каких составляющих сформировалась римская культура?

Задание 9. Разделите текст на 2 части. Озаглавьте каждую часть.

Задание 10. а) Обратите внимание на третье предложение текста. Это сложное предложение, состоящее из 5 предикативных единиц. Запишите смысл этого предложения в форме нескольких простых предложений.
б) В последнем предложении текста:
-Замените причастные обороты придаточными предложениями;
-Выразите мысль этого предложения в форме 4 простых предложений.

Задание 11. Расскажите о римской цивилизации по материалам текста.



ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ "АРХАИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, КУЛЬТУРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ"

Задание 1. Прослушайте лекцию. Запишите ее.


АРХАИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, КУЛЬТУРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ

Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации - Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного мира. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота.
Архаическая революция была своего рода социальной мутацией, поскольку в истории она по своим результатам единственная и уникальная. Арахаическая революция позволила сформировать античное общество, опирающееся на частную собственность, чего ранее нигде в мире не было. Выход на передний план частнособственнических отношений, появление товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, способствовали возникновению и других структур, определявших специфику античного общества. К ним относятся различные политические, правовые и социокультурные институты : появление полиса как основной формы политической организации; наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты прав и свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства; система социокультурных принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а в конечном счете - расцвету античного искусства.
Благодаря всему этому античное общество стало принципиально отличаться от всех других, а в цивилизованном мире возникли два разных пути развития, породивших в дальнейшем дихотомию Восток - Запад.
Небывалое ранее в истории ощущение человека как свободного гражданина находило свое отражение в художественной культуре, искусстве, обусловило их необычайный взлет и расцвет. Достижение древних греков и римлян столь грандиозны, что вся история мирового искусства немыслима без античных сюжетов, греческой и римской мифологии, античных канонов и образцов.
Античное искусство V - IV вв. до н.э. справедливо называют классикой, так как оно являлось образцом для подражания в воплощении совершенной красоты, где добродетель души, сила ума всецело слиты с соразмерной красотой тела. Наиболее полно это можно было передать в скульптуре. На значимость скульптуры в жизни греков обращал внимание Плутарх, отметивший, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей.
Величие римской культуры также проявляется в скульптуре. Исторические рельефы прославляют подвиги римских воинов, мудрость правителей, достойно украшают триумфальные арки.
Доведенное до совершенства искусство ярко индивидуализированного портрета, полностью раскрывающего внутренний мир человека, - это, несомненно, достижение римской культуры.
Наряду со скульптурой, высочайшего расцвета достигла античная архитектура, многие памятники которой, к счастью, дошли до наших дней. Великий Парфенон, развалины Колизея впечатляют своей красотой и величием даже сегодня.
Среди разнообразных развлечений, так любимых в античности, театр занимал особое место в жизни древних греков и римлян - он выполнял различные функции, в том числе морально-этические, воспитательную, гуманистическую. Наиболее популярными были трагедии трех величайших афинских драматургов : Эсхила, Софокла и Еврипида.
Расцвет другого жанра - комедии связан с именем Аристотеля. Сюжеты для комедий были взяты из тогдашней политической жизни Афин, в отличие от трагедий, сюжеты которых основывались на мифологическом прошлым.
С античным театром тесно связано развитие античной литературы, которая выросла из фольклора, из героических преданий о прошлом. Письменный период древнегреческой литературы начинается поэмами Гомера. "Золотым веком" для римской поэзии был период правления Октавиана Августа (27 г. до н.э. - 4 г. н.э.) . В "век Августа" жили и творили три самых знаменитых римских поэта : Вергилий, Гораций, Овидий.
С развитием литературы в Древнем Риме была тесно связана риторика. Наследие выдающегося римского оратора Марка Туллия Цицерона - его судебные речи, сочинения по ораторскому искусству - является золотым фондом античной культуры, предметом изучения до сегодняшних дней.
Римское искусство с его темой величия государства, трагедией несовместимости имперской власти и свободы граждан завершает античную художественную культуру.
Античная цивилизация заложила основы европейской культуры, создала неповторимые классические образцы в самых различных сферах жизни общества, сформировала активно-преобразовательную позицию человека в европейской культуре, заложив тем самым основы динамичности и ускоренного темпа развития европейской цивилизации.




ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВРЕМЕНИ
(обозначение момента действия)

ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО И СОВЕРШЕННОГО ВИДА ГЛАГОЛА


ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВРЕМЕНИ
(Обозначение момента действия)

Значение
Вопрос
Средства выражения
Примеры
Момент действия
Когда ?
Наречия
Сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра;
Рано, поздно, давно, недавно, скоро, сейчас, вовремя, потом, утром, днем, вечером, ночью;
Зимой, летом, весной, осенью

Винительный падеж без предлога с наречием назад
Двадцать минут (два часа, неделю, месяц, год) назад
Неделю назад Александр уехал в Москву на конкурс песни.
Винительный падеж с предлогом в, на
В понедельник, во вторник, в этот день, на следующий день
Александр должен вернуться во вторник.
В этот выходной день Николай Иванович решил остаться дома и заняться своим любимым делом.
Николай Иванович начал работать в 10 часов утра.
Винительный падеж с предлогом через
Через минуту (час, день, неделю, два месяца, тридцать лет)
Александр должен вернуться через два дня.
Предложный падеж с предлогом в, на
В январе, в феврале, в этом ( прошлом, будущем) году, в тысяча девятьсот семьдесят седьмом году; в этом (прошлом, следующем) месяце; в прошлом (двадцатом) веке, на этой (прошлой, будущей) неделе
Он родился в марте. Он вернулся в Ленинград на прошлой неделе.


ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО И СОВЕРШЕННОГО ВИДА

Значение
Средства выражения
Примеры
Длительное действие, процесс
Несовершенный вид
Иван Сергеевич и Вася долго спорили, что-то доказывали друг другу.
Повторяемость действия
Несовершенный вид
По воскресеньям Николай Иванович занимался своим любимым делом.
Констатация факта действия
Несовершенный вид
Вчера по радио передавали выступления московских строителей.
Завершенность действия, результат
Совершенный вид
В столе Николай Иванович нашел книгу "Кулинария"


Раздел IV
Культура Средневековья, возникновения, просвещения.

Задания к тексту "Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека".

Задание № 1. Прочитайте следующие предложения. Обратите внимание на способ выражения обстоятельств, характеризующих действия. Составьте вопросы, уточняющие характер действия.
1. Картина мира формируется в рамках религии, философии, науки, искусстве, идеологии.
2. Бесписьменная народная культура лишь недавно привлекла внимание историков.
3. Историки пытаются реконструировать бесписьменную культуру по письменным источникам.
4. Вера в магию занимала большое место в средневековом сознании.
5. новый расцвет колдовства, демонологии, оккультизма приходится на XV-XVI вв.
6.
Задание №2. Прочитайте следующие слова и словосочетания. Определите их значение, попытайтесь заменить их синонимами.
Мироощущение, представление, картина мира, универсализм, воззрение, оккультизм, реконструкция, пережитки язычества.

Задание № 3. Выразите мысль следующих предложений по-иному.

1. Каждый период исторического и культурного развития имеет свое мироощущение, свою картину мира.
2. Средневековый период исходил из картины мира. Выработанной католичеством.
3. Церковь является носительницей авторитета веры.
4. Общим для всей средневековой культуры являлось стремление к универсализму.
5. Схоластике - значительнейшая система знаний того времени.
6. Наибольшую важность представляла собой задача согласовать "истины веры" и "истины разума".
7. Под средневековой культурой в большинстве случаев имеется в виду официальная культура созданная в церковной, феодальной или городской среде.
8. Однако средневековую народную культуру нельзя сводить лишь к пережиткам язычества и примитивным верованиям.

Задание № 4. Прочитайте текст "средневековые картины в мире, системе ценностей, идеалы человека". Ответьте на вопросы.
Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека.

Каждый период исторического и культурного развития имеет свое мироощущение, свои представления о природе, времени и пространстве, порядке всего существующего, об отношении людей друг к другу, т.е. то, что можно назвать картинами мира. Они формируются в рамках религии, философии, науки, искусства, идеологии. Средневековый человек исходил из картины мира, выработанной христианством, точнее, западной его формой, получившей название католичества.
Церковь - носительница религиозного и нравственного предания, перешедшего от Христа к апостолам, а затем к их ученикам; она также сфера реального присутствия Христа, дающего безошибочность веры.
Победа над злом возможна лишь при подчинении разума авторитету веры, носительницей которого является церковь.
Общим для всей средневековой культуры является стремление к универсализму, целостности, что отразилось на формировании схоластики - значительнейшей системы знаний того времени. Схоластика - средневековая религиозная философия. Опыту и наблюдению над природой схоласты отводили гораздо меньшую роль, чем чисто логической связи понятий. Наибольшую важность представляла собой задача согласовать "истины веры" и "истины разума". Воззрение почти схоластов были близки формуле Петра Дамиани (XIв.): "Философия есть служанка богословия".
Когда речь идет о средневековой культуре, в большинстве случаев имеется в виду официальное, высокая культура, созданная в церковной, феодальной или патрицианско - городской среде. Бесписьменная народная культура лишь недавно привлекла внимание историков, которые пытаются реконструировать ее по письменным источникам.
В средневековом сознании, как народном так и элитарном, большое место занимала вера в магию, ведавство. Новый расцвет колдовства, демонологии, оккультизме приходится на XVI век.
Однако средневековую народную культуру нельзя сводить лишь к пережиткам язычества и примитивным верованиям. Созданный ею мир образов дал богатейший материал для искусства средних веков европейской художественной культуры.

Вопросы:

1. Что такое "картина мира"?
2. Чем отличается "картина мира" средневекового человека?
3. Какова роль церкви в средневековой "картине мира"?
4. Какую общую черту средневековой культуры вы могли бы назвать главной?
5. Как вы понимаете термин "схоластика"?
6. Какие общие черты можно назвать в официальной средневековой культуре, так и в народной бесписьменной культуре?
7. Каково значение народной средневековой культуры для дальнейшего развития европейской художественной культуры?

Задание № 5. Продолжите следующее предложение.

1. Если мы обратимся к философии, науке, искусству средневековья, то...
2. Средневековый человек исходил из картины мира, которая...
3. По мнению средневекового человека, победа над злом возможна лишь тогда,...
4. Как считали представители средневековой культуры, ...
5. Общее для культуры средневековья - стремление к универсализму, что...
6. Опыту и наблюдению схоластики отводили гораздо меньшую роль, чем...
7. Петр Дамиани высказал мысль о том, что...
8. Когда речь идет о средневековой культуре...

Задание № 6. Замените часть предложения другой, выразив ту же мысль.
А) 1. Когда речь идет о культуре средневековья, имеется в виду официальная культура. - если речь идет о культуре средневековья, имеется в виду официальная культура.

1. Когда речь идет о средневековом сознании, мы говорим о вере в магию, колдовство.

Задание № 7. Разделите по смыслу текст на 4 части. Озаглавьте каждую часть. Выразите в форме 1-го, 2-х, 3-х предложений содержание каждой части. Запишите эти предложения - вы составили краткий контекст текста.


Задания к тексту "Художественная культура и искусство средних веков".

Задание 1. Прочитайте следующие словосочетания. Если вам непонятен их смысл, обратитесь к словарю.

Предания церкви, религиозная литература, долги католицизма, светская литература, героический эпос, рыцарский роман, кельтские сказания, трагическая любовь, прекрасная дама, культ прекрасной дамы, куртуазная культура, излюбленный жанр, сатирический эпос.

Задание 2. Прочитайте текст "Художественная культура и искусство средних веков". Ответьте на вопросы.


Художественная культура и искусство средних веков.

Средневековая книга, как правило, в той или иной священна. Писание и предание церкви - это заветы Бога, записанные на человеческом языке.
Наибольшим уважением пользовалась религиозная и научная литература. Ее содержание составляли догмы католицизма, их защита от иноверцев и еретиков, а также учения и идеи, обсуждавшиеся в школах и университетах.
Самым древним по своему происхождению жанром светской литературы явился героический эпос: "Сказание о Беовульфе" (англосаксы), песни "о Роланде" (французы), "песнь о Нибелунгах" (германцы).
В середине XII в. возник рыцарский роман. Главным его источником стали кельтские сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, о трагической любви Тристана и Изольды, о подвигах Ланселота, Персевеля, Амадиса, популярные во всей Европе рассказы о поисках Грааля - волшебной чаши с кровью Христа.
Культ прекрасной дамы - необходимая часть куртуазной культуры. Любовное "служение" стало своего рода религией высшего круга. Не случайно в это же время стало сильно развиваться почитание Девы Марии.
С XI века центрами культурной жизни становятся города. Излюбленными жанрами становятся стихотворные новеллы, басни, шутки, выдвигающие нового героя - неунывающего, смышленого и ловкого типичного горожанина. Складывается городской сатирический эпос - французский "Роман о Лисе", переведенный на все европейские языки.

Вопросы:

1. Какова основная черта религиозной и научной литературы?
2. Какой жанр светской литературы является самым древним?
3. Что явилось основным источником рыцарского романа?
4. Что характеризовало куртуазную, светскую культуру?
5. Каков излюбленный жанр городской светской литературы?

Задание 3. Расскажите о культуре и искусстве средних веков по следующему плану:

1. религиозная и научная литература
2. героический эпос
3. рыцарский роман
4. городская литература, новый герой.

Задания к тексту "Формирование религиозных представлений".

Задание 1. Прочитайте следующие словосочетания, определите их смысл. В случае необходимости обратитесь к словарю.

а) подчеркивать важность, подчеркивать влияние, составлять основу, обратить внимание, отличать черту, заявлять о существовании, указывать на закономерность.
б) возникновение религии, влияние на общество, философствование первобытного дикаря, существование семи уровней материального мира, развитие анимализма, выделение одного вида.
в) гносеологические основы религии, изначальная религиозность человека, сверхъестественное воздействие на природу, первобытные религиозные верования.

Задание 2. Прочитайте следующие предложения. Как вы понимаете их смысл? Выразите содержащуюся в каждом из них мысль по-иному.

1. Возникновение религии связывалось со страхом людей перед силами природы.
2. Если мы говорим о расцвете колдовства, демонологии, оккультизме, мы имеем в виду время XV-XVI вв.
3. Чтобы говорить о европейской художественной культуре, мы должны многое знать о культуре средневековья.
Б) Образец.
Общим для средневековой культуры являлось стремление к универсализму, и это отразилось на формировании схоластики. - общим для средневековой культуры являлось стремление к унивнрсализму, что отразилось на формировании схоластики.

1. Каждый период исторического и культурного развития имеет свое мироощущение, представление о природе, времени и пространстве, и это можно назвать картиной мира.
2. Наибольшую важность представляла собой задача согласования "истины веры" и "истины разума", и это одна их характерных черт схоластики.
3. Картины мира формируются в определенный период развития общества, и это отражено в рамках религии, философии, науки, искусстве, идеологии.

В) Образец.
Средневековый человек исходил из картины мира, выработанной христианством.

1. Победа над злом возможна лишь при подчинении разума авторитету веры, и носительницей этой веры является церковь.
2. Схоластика - средневековая религиозная философия, она опыту и наблюдению над природой отводила небольшую речь.
3. Бесписьменная народная культура привлекла внимание ученых, они пытаются реконструировать ее.
4. Корни релии не на небе, а на земле.
5. Религия - одна из форм общественного сознания, в которой превратно отражена социальная реальность.
6. Корни анимизма ученый видел в "философствовании первобытного дикаря".
7. В прошлом человек обладал способностью общения с материальными мирами.
8. Первобытный человек пытался воздействовать на природу при помощи особых магических обрядов.
9. Тотелизм, фетишизм - культ поклонения тотему, фетишу, что характерно для верований первобытного человека.

Задание 3. Прослушайте лекцию на тему формирование религиозных представлений. Запишите ее основные положения - т.е. составте конспект лекции.
(текст "Формирование религиозных представлений").

Задание 4. Прочитайте конспект лекции. Расскажите о различных точках зрения о возникновении религии.


Формирование религиозных представлений.

Вопрос о возникновении религии и ее влиянии на развитие общества и искусства вызывает немало споров. Ученые-материалисты обычно заявляют о наличии длительного "безрелигиозного" периода первобытной истории. Идеалисты, наоборот, подчеркивают важность влияния религии на развитие производства, искусства, мышления и т.д.
Показательны в этом отношении мнения о причинах возникновения религии. Античный атеист Критий (V в. до н.э.) указывал, что религия возникла из обмана, ее выдумали люди, стоящие у власти, чтобы держать в повиновении рабов и бедняков. Эту точку зрения в XVIII в. поддержал Вольтер. Лукреций Кар отказался от столь поверхностного отношения к этой проблеме. Он связывал возникновение религии со сновидениями, воображением и страхом людей перед силами природы, что невольно рождало образы всемогущих богов.
Немецкий материалист Л. Фейербах подчеркивал, что корни религии не на небе, а на земле. Страх и невежество первобытных людей (главное - страх смерти) составили основу религиозности. "могила человека есть место рождения богов", - писал он.
К. Маркс и Ф. Энгельс впервые обратили внимание на гносеологические (познавательные) основы религии. Они отмечали, что религия - одна из форм общественного сознания, в которой превратно отражена социальная реальность. Таким образом, возникновение религии - это одна из форм общественного сознания и культуры.
Крупнейший английский этнограф Э. Тейлор считал, что в основе религии лежит вера в духовные существа, т.е. в души и духов. Эту веру Тейлор назвал анимизмом (от лат. - душа). Корни анимизма ученый видел в "философствовании первобытного дикаря", который интересовался такими явлениями, как сон, сновидение, смерть.
Существует еще одна гипотеза, объясняющая изначальную религиозность человека. Современные мистики, экстрасенсы заявляют о существовании семи уровней материального мира. Мы живем в седьмом (последнем) мире грубой материи и не способны видеть или ощущать более тонкие материальные миры. Но это - сейчас, а в прошлом человек обладал способностью общения с тонкоматериальными мирами. Поэтому миры, сказки о привидениях, русалках и домовых, о непосредственных контактах с божествами не выдуманы, они свидетельствуют о реально пережитом. В этих вопросах трудно отделить правду от вымысла. Но фактом остается то, что первобытный человек нередко приписывал себе возможность оказывать сверхъестественное воздействие на природу, животных и растения. Это воздействие осуществлялось при помощи особых колдовских (магических) обрядов.
Постепенно в процессе развития анимизма произошло выделение из всей массы промысловых зверей (и растений) какого-то одного вида, который признавался тотемом - родоначальником, общим предком племени, ему поклонялись, приносили жертвы. Таким образом возник тотемизм - еще один вид первобытных религиозных верований. Культ неодушевленных предметов получил название фетишизм (фр. - идол, талисман).
Фетиш наделался сверхъестественными свойствами, что привело в дальнейшем к вере в чудодейственную силу амулетов, талисманов. Даже русский обычай брать с собой горсть родной земли, отправляясь на чужбину, имеет очевидную связь с фетишизмом.

Задания к тексту "Возрождение и реформация".

Задание 1. Прочитайте следующие предложения. Обратите внимание на различное толкование термина "Возрождение".

1. Терминами "Возрождение" и "Реформация" называют целую эпоху в западноевропейской истории - переход от средневековья к новому времени, от феодальных отношений к буржуазным.
2. Термином "Возрождение" обозначают эпоху перехода от средневековья к новому времени, , от феодальных отношений к буржуазным.
3. Термин "Возрождение" используется для обозначения второго этапа в развитии западноевропейского возрождения.
4. Термин "Возрождение" используется как обозначение этапа развития стран Центральной и Северной Европы.
5. Иногда этап развития стран Центральной и Северной Европы обозначают термином "Северное Возрождение".
6. Впервые термин "Возрождение" появился в работах итальянского художника и искусствоведа Дж. Визари.
7. Содержание понятия "Возрождение" формировалось на протяжении трех веков.


Задание 2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Терминами "Возрождение" и "Реформация" называют целую эпоху в западноевропейской истории, обозначавшую переход от средневековья к Новому времени, от феодальных отношений к буржуазии. Возрождение - понятие более широкое, его используют для обозначения этого времени в целом. Реформация часто рассматривается как второй этап в развитии западноевропейского Возрождения и относится к странам Центральной и Северной Европы (Северное Возрождение). Происхождение понятия "Возрождение" (Ренессанс) восходит к XVIв., к работам итальянского художника и историка искусства Дж. Вазари. Содержание этого понятия формировалось на протяжении трех веков (XIV-XVI вв.). предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл: во-первых, оно трактовалось как возвращение к идеалам и ценностям античности; во-вторых, отождествлялось с Христовым Воскресеньем - пасхой (возрождением к новой жизни после страданий и смерти). Свою эпоху современники Возрождения переживали как время перехода от "средневековой дикости, темноты и невежества" (состояние смерти) к свету культуры и человечности" (радостное и светлое состояние возвращения к новой жизни - Воскресение).

вопросы:

1. Как следует понимать термины "возрождение" и "реформация"?
2. Каково понимание "возрождения" в XIV-XV вв.?


Задание 3. Разделите текст на 2 части (по смыслу). Озаглавьте каждую часть. Закончите следующее предложение.

1. Понятие "Возрождение" - более широкое, чем...
2. Термин "возрождение" - более многозначителен, чем...
3. Термином "возрождение" называют...
4. Термин "возрождение" используют, как...
5. В термин "возрождение" вкладывают обозначение различных понятий: во-первых...
6. Термином "возрождение" обозначают...
7. Термином "возрождение" обозначается...

Задание 5. Расскажите, 1) что обозначается термином "возрождение" и "Реформация" 2) происхождение термина "возрождение".

Задания к тексту "Хронология Возрождения".

Задание 1. Найдите синонимы к следующим словам:

зарождаться, формироваться, распространяться, проявляться, воплотиться, означать, датироваться.

Задание 2. Напишите существительные, однокоренные со следующими глаголами.

Появляться, зарождаться, соединять, воплотиться, сопровождать, происходить, выражаться, совпадать, направлять, обнаруживать.

Задание 3. Выразите мысли следующих предложений по-иному, используйте глаголы и существительные из заданий 1 и 2.

1. В Италии зарождается эпоха Возрождения.
2. Из Италии "Возрождение" движется по восточной Европе.
3. Хронология "Возрождения выглядит следующим образом.
4. Предвозрождение в Италии представлено художниками, поэтами, мыслителями.
5. Бердяев считал проторенессанс наиболее совершенным проявлением возрожденческой культуры.
6. Проторенессанс соединяет гуманизм и религиозную духовность.
7. Раннее "возрождение нашло выражение сначала в литературе.
8. Высокое Возрождение воплотилось в творчестве целой плеяды блистательных талантов.

Задание 4. Закончите следующие устойчивые сочетания соответствующим глаголом.

Иметь свою +, найти выражение, найти отражение, найти воплощение.


Задание 5. Продолжите следующие словосочетания.

распространяться в... (чем?)
быть проявлением... (чего?)
утратить... (что?)
произойти... (от, из-)чего?)
соединять... (что, с чем?)
проявиться ... (в чем?)
быть представленным... (чем?)
воплотиться ... (во что?)
сопровождаться... (чем?)
выразиться... (в чем?)
совпадать... (с чем?)
означать... (что?)
обнаруживаться... (в чем?)

Задание 5. 1. Прослушайте лекцию " Хронология Возрождения". Запишите основные положения.

Задание 6. На основе контекста лекции ответьте на следующие вопросы.

1. Где и когда появляется эпоха Возрождения и сам термин "возрождение"?
2. К какому времени относится Предвозрождение или Проторенессанс?
3. Почему русский философ Бердяев считал Проторенессанс совершенным проявлением Возрождения?
4. Где и как проявилось раннее Возрождение?
5. В творчестве каких философов, художников воплотилось Возрождение?

Хронология Возрождения.

В Италии не только появляется термин "Возрождение", там эта эпоха зарождается, там формируются ее основные черты и особенности. Из Италии возрожденческая культура распространяется по всей Европе. Хронология Возрождения выглядит следующим образом.
XII -XIV вв. - Проторенессанс или Предвозрождение в Италии. Представлено именами художников Джатто, поэта Данте, мыслителя и монаха Франциска Ассизского.русский философ Н. Бердяев именно Проторенессанс считал наиболее совершенным проявлением возрожденческой культуры, так как с его точки зрения в это время человек еще не утратил связи со своим духовным центром, с Богом, как это произошло в более позднее время. Проторенессанс, по мнению Бердяева, потому так совершенен, что соединяет, - гуманизм и религиозную духовность.
XIV - XV вв. - раннее Возрождение, проявившееся сначала в литературе, а затем в изобразительном искусстве, представленное, в частности, именами Петрарки, Боккачо (литература), Данателло, Вероккьо (живопись, скульптура).
Период с XV в. (конец) по XVI в. (20-40-е годы) - Высокое Возрождение, воплотившееся в философском, научном, художественном творчестве Л. Валли, Пико делла Мирандолы, Д. Бруно, Н. Маккиавелли, Леонардо да Винчи, других блистательных талантов.
XVI в.(с 1520 по 1540 г. и с 1570 по 1590 г.) - позднее Возрождение. Это закат - возрожденческой культуры в Италии, сопровождавшийся экономическим кризисом, наступлением церковной реакции. В XVI в. происходит кризис ренессансных гуманистических идеалов, нашедший выражение в позднем творчестве Микельанджело и Тициана, в Манаризме - художественном направлении, во многом противоположном Ренессансу (Корреджо, Аменти, Челини и др.).
Кризис итальянского Возрождения совпадает с развитием и расцветом Северного Возрождения (Реформации) в Германии, на севере Франции, в Нидерландах и Англии. Термин "Реформация" (лат. - преобразование) означает мощное религиозное движение в Центральной и Западной Европе, направленное против безраздельного господства католической цкркви и поддерживаемых ею феодальных порядков Северное Возрождение, или Реформация, имеет свою собственную периодизацию. Истоки Северного Возрождения обнаруживаются в 20-30-е годы XVв., а само Северное Возрождение, как уже отмечалось, датируется XVI веком.


Высокое Возрождение?
6. К какому периоду относится позднее Возрождение?
7. Каковы характерные черты Северного Возрождения (Реформации)?


Задания к тексту "Картины мира нового времени".

Задание 1. Прочитайте следующие сложные предложения. Выразите мысль каждого предложения по-иному, в форме простого предложения или сложного предложения другой структуры.

1. Новой историей называют период, который начинается с первой половины XVII в. и завершается в 80-е годы XIX в.
2. Еще в XIV-XVI веках, когда был расцвет Возрождения и Реформации, сформировались существенные культурные и исторические особенности нового времени.
3. Труд превращается в дело, главной целью которого является получение прибыли.
4. Революция в науки второй половины XVII века создала естесственно-научную картину мира, что выразилось в росте достоверности научных знаний, в росте их практической применимости.
5. Просветители считали, что обществу свойственно постепенное развитие.
6. Основные постулаты позитивизма состоят в том, что подлинное знание может быть получено как результат.
7. Если обобщить сказанное, идея процесса является итогом развития картин нового времени.
8. Как утверждали просветители, невежество, мракобесие, религиозный фанатизм - главные причины людских бедствий.

Задание 2. Продолжите синонимические ряды слов.

1. Эволюция...
2. Концепция...
3. Свойство...
4. Невежество...
5. Бедствие...
6. Постулаты...
7. Результат...
8. Существенный...
9. Способствовать...
10. Положительный...

Задание 3. Напишите слова

Период, прибыль, рост, темп, основа, просветитель, невежество, фанатизм, прогресс.

Задание 4. Определите значение следующих словосочетаний.

а) обращать на себя внимание, создать естественнонаучную картину мира, выступать в качестве мировоззрения, совершенствовать человеческий разум, продолжить традиции Просвещения, сформироваться в эпоху Возрождения, стремиться к непрерывному росту прибыли;
б) существенные особенности нового времени, нерелигиозный характер картин нового времени, качественный рост достоверности научных и технических знаний, практическая применимость научных и технических знаний. Распространение концепций эволюции, концепций эволюции видов, отличительные черты науки нового времени, математизированный и экспериментальный характер науки, неуклонное совершенствование человеческого разума.

Задание 5. Прочитайте текст "Картины Нового времени". Ответьте на вопросы.

Картины мира Нового времени.

Период с первой половины XVII в. по 80-е годы XIX в. обычно называют Новым временем, Новой историей.
Наиболее существенные исторические и культурные особенности нового времени сформировались в эпоху Возрождениея и реформации (XIV-XVI вв.).
Труд превращается в "дело" (бизнес), главной целью и критерием успеха которого является получение прибыли, ее постоянный рост и связанное с этим расширение дела.
Стремление в непрерывному росту дела ускоряло темп жизни, способствовало разрыву с традициями, нарушению органичности развития. Прежде всего обращает на себя внимание нерелигиозный характер картины Нового времени. Духовный мир человека связан прежде всего с достижениями человеческого разума.
Революция в науке второй половины XVII в. создала естественно-научную картину мира, что выразилось в качественном росте достоверности, точности, математической обоснованности научных и технических знаний, в росте их практической пременимости.
В ествознании XIX в. наступил период распространения концепций эволюции, саморазвития природы. Теория развития в биологии XIX в. выразились в концепциях эволюции видов. (Ламарк, Дарвин).
Отличительными чертами науки Нового времени стали ее математизированный и экспериментальный характер.
Развивается философия Просвещения. Просвещение выступало в качестве мировоззрения, претендующего на исправление человека и общества согласно "естесственному закону". Общественные отношения должны быть приведены к гармонии с закономерностями окружающей и человеческой природы. Просветители считали, что обществу свойственно постепенное развитие на основе неуклонного совершенствования человеческого разума.
Для просветителей невежества, мракобесия, религиозный фанатизм - главные причины людских бедствий.
В XIX в. традиции Просвещения продолжает позитивизм, основные постулаты которого состоят в том, что все подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных наук и их синтетического объединения.
Таким образом, идея прогресса является итогом развития картин Нового времени.


Задание 7. Прослушайте лекцию на тему: "Художественные стили в искусстве Нового времени". Запишите основные положения лекции.
(текст...)

Задание 8. На основе контекста лекции составьте сообщение о художественных стилях в искусстве Нового времени. Охарактеризуйте стиль барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.


вопросы:

1. Какой период времени принято называть Новым временем, Новой историей?
2. Как изменилось в период XVII-XIX века отношение к труду?
3. Как изменилось в этот период отношение к религии?
4. В чем состоит особенность научных знаний в Новое время?
5. В каком направлении развивается философия Нового времени?
6. Как понимаются общественные отношения в этот период?
7. В чем заключаются основные постулаты позитивистов?

Задание 6. Расскажите о картине мира Нового времени. Воспользуйтесь следующим планом:

1. Периодизация Нового времени.
2. Отношение к труду.
3. Революция в науке
а) естествознание
б) философия
в) общественные отношения
4. Позитивисты.

Художественные стили в искусстве Новог времени.

В области искусства во второй половине XVII в. наблюдается расцвет стиля барокко, который был тесно связан с церковной и философской культурой того времени. В нем проявились тенденции к прославлению жизни, всего богатства реального бытия. Пышность, аллегоричная замысловатость, патетика и театральность художественного стиля барокко, сочетание в нем иллюзии с реальностью получили развитие во многих памятниках культуры.
Иного рода эстетика характеризует стиль классицизма, который также характерен для европейского искусства этого времени. Классицизм обращался к античным нормам искусства как к совершенным образцам, для него были свойственны рационалистическая четкость и стройность. Свое наиболее полное выражение классицизм получил во Франции в XVII-XVIII вв.
В русле просветительского искусства XVIII в. во Франции развивался и сентиментализм, который прославлял свободу естесственного человеческого чувства, показывал его несовместимость с сословным неравенством.
Среди многообразных проявлений духовной культуры XIX в. особо заметное распространение получил романтизм, который запечатлелся в виде направления в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре.
Романтические герои (творчество Байрона) заражены меланхолией, душевной тоской, "мировой скорбью", это мятущиеся свободолюбивые натуры, страдающие из-за разлада между их высокими духовными устремлениями и несовершенством мира.
В 30-40-е годы XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и живописи утверждается реализм. Обращаясь к разнообразным проявлениям жизни, социальной проблематике.(Бальзак, Стендаль, Диккенс).
Общественную, гражданскую заостренность реализма четко выразил Диккенс: "Когда писал, я служил своей стране. Я хотел разобраться в социальной несправедливости и помочь правильно решить общественные вопросы".


Раздел V. Россия и Новое время.

Задания к тексту "Россия в эпоху Нового времени".

Задание 1. Прочитайте следующие словосочетания, определите их значения, попытайтесь заменить синонимичными.

а) Занимать особое место, сформироваться как цивилизованное неоднородное общество, представлять собой конгломерат народов, относиться к разным типам развития, испытывать различные влияния, затронуть систему ценностей российского общества, влиять на эти процессы, играть большую роль в жизни сословий, изменить ценностей жизни;
б) цивилизованное неоднородное общество, геополитическое положение, исторически сложившийся конгломерат народов, относящийся к разным типам развития, радикальные изменения, техногенная цивилизация, рационалистическое мышление традиционные ценностные представления, широкие дружеские связи, радикально настроенная интеллигенция, обостренное чувство ответственности, ценностные установки буржуазного образа жизни.

Задание 2. Выразите мысль следующих предложений по-иному. В форме сложных предложений.

1. Россия сформировалась как цивилизованное неоднородное общество, представлявшее собой конгломерат народов.
2. Наличие радикальных изменений в эпоху Нового времени затронуло и систему ценностей российского общества.
3. Оставаясь патриархальной, русская семья еще долго руководствовалась "Домострой".
4. Противоречивость эпохи проявлялась в достижениях дворянской "усадебной культуры" и наличии крепостнических нравов.
5. Будучи радикально настроенной, интеллигенция имела обостренное чувство ответственности за судьбу народа.
6. В связи с появлением новой российской буржуазии, утвердились целостные установки буржуазного образа жизни.
7. Под влиянием западноевропейских идей формировались новое миропонимание, стиль жизни, нравы.
8. Однако, не смотря на все изменения, в эпоху Нового времени Россия имела европейскую голову и азиатское туловище.


Задание 4. Прочитайте текст "Россия в эпоху Нового времени". Ответьте на вопросы.

Россия в эпоху Нового времени.


XVII- XIX столетия занимают особое место в российской истории. В это время Россия сформировалась как цивилизованное неоднородное общество, которое в силу своего геополитического положения представляло собой особый, историчечки сложившийся конглометраж народов, относящихся к разным типам развития, испытывающим как западные, так и восточные влияния.
Радикальные изменение во всех сферах жизни в эпоху Нового времени затронули и систему ценностей российского общества. Важнейшим фактором, повлиявшим на эти перемены, явилось становление техногенной цивилизации, буржуазных общественных отношений, рационалистического мышления.
В обществе однако сохранились традиционные ценностные представления, образ жизни. Одна из главных таких ценностей в жизни высших и низших сословий - семья и семейные традиции. Русская семья оставалась патриархальной, еще долгое время руководствуясь домостроем "Домостроем" - старинным сводом житейских правил и наставлений.
В системе ценностей российского общества большую роль играли изменения в личной и общественной жизни сословий.
Одной из особенностей личности дворянина стала способность к общению, наличие широких дружеских связей. Появился новый тип женщины - образованной, следующей европейским нормам жизни. (Е. Дашкова - первый президент первой Российской академии наук, Е. Растопчина - писательница, М. Волконская и другие жены декабристов).
Противоречивость эпохи проявлялась в "возвышенных" достижениях дворянской "усадебной культуры" и наличии крепостнических нравов. Именно тогда образование, талант ученых и литературные успехи стали главными критериями чести и достоинства дворянина.
Передовую интеллигенцию объединяло неприятие российской действительности, ее деспотических нравов, произвола, беззакония. Радикально настроенную интеллигенцию отличило наличие идей социального переустройства, обостренное чувство ответственности за судьбу народа.
В свете новой российской буржуазии утверждались ценностные установки буржуазного образа жизни. Здесь проявилось стремление к европейскому образованию, воспитанию, меценатству и благотворительности.
Таким образом, под влиянием западноевропейских идей формировались новое миропонимание, стиль жизни, нравы, изменившие систему ценностей русской элиты. Однако в результате всех трансформаций в эпоху Нового времени Россия стала Европой, она, по образному выражению Г.В. Плеханова, "имела европейскую голову и азиатское туловище". Соединение европейских и традиционных ценностей привело к возникновению проблемы "интеллигенция и народ" - вечной российской проблемы.




вопросы:

1. Почему мы считаем, что XVII- XIX века занимают особое место в русской истории?
2. Какова роль семьи и семейных традиций в российском обществе?
3. Какие изменения произошли в жизни сословий?
4. В чем заключалось новое миропонимание, стиль жизни, нравы?
5. Почему и как возникла вечная российская проблема - "интеллигенция и народ"?


Задания к тексту "Духовная культура России нового времени".

Задание №1. Прослушайте текст "Духовная культура России нового времени". Обоснуйте следующий тезис:
Способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность, характеризовали русскую культуру XVIII веке.

Духовная культура России Нового времени.

В духовной культуре новой эпохи происходил сложный процесс дифференциации, развивались такие ее сферы, как наука, художественная литература и искусство, образование, многочисленные социокультурные учреждения.
Светский характер, открытость, способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность и целостность, характеризовали русскую культуру XVIII века.
Распространение печатного слова и грамотности, пополнение интеллигенции и среднего сословия разночинцами способствовали преодолению разрыва между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями.
Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру.
На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль.
Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.


Задания к тексту "Художественная культура Нового времени в России".

Задание №1. Прослушайте лекцию на тему "Художественная культура Нового времени в России". Запишите основные положения лекции.

Задание №2. На основе предыдущих текстов и записи лекции подготовить сообщение на тему: "Россия и Новое время".


Художественная культура Нового времени в России.

В эстетической мысли утверждался принцип общественного назначения искусства.
В XVIII веке в России были представлены различные художественные стили. на первую половину XVIII века приходится расцвет барокко, который характеризуется грандиозностью, пышностью, динамикой, пристрастием к различного рода эффектам, яркой зрелищностью.
Взгляды Просвещения в России находили выражение в классицизме, который опирался на античные традиции, заимствовал основные принципы, сюжеты , элементы архитектуры и изобразительностью искусства этой эпохи. В первую очередь русский классицизм вошел в литературу - возникали такие ее жанры, как ода, элегия, басня, трагедия, комедия (Г.Р. Державин).
Классицисты выделяли три "знатнейших художества" - архитектуру, скульптуру и живопись. Строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов отличали архитектуру классицизма.
Впечатляющими в XVIII веке были успехи классической скульптуры. Один из лучших памятников в истории русской скульптуры связан с именем Э. Фальконе - это памятник Петру Великому, знаменитый "Медный всадник". Строгость и красота силуэта, эмоциональность образа, воплощение идеи гражданского долга сделали эту скульптуру одной из любимых в России.
Живопись классицизма отличалась логическим развертыванием сюжета, ясностью, четкостью композиции. Художников увлекал внутренний мир человека, - новый тип человека, более свободного и сильного душой. / К. Брюллов, А. Иванов "Явление Христа народу".
На смену "аристократическому" классицизму пришли более "демократические" направления - сентиментализм и романтизм.
Сентиментализм, родоначальником которого считают Н. Карамзина, воспевал "естественную красоту" и не испорченность веяниями западной цивилизации.
Романтизм выражал недовольство расхождениями действительности и идеалов, был своеобразной формой бунтарства. В романтических стихотворениях А. Пушкина, К. Рылеева, К. Кюхельбеккера, М. Лермонтова с огромной силой прозвучали мотивы протеста против произвола тиранов и жажда общественных перемен. Социальный характер русского романтизма стал его отличительной особенностью по сравнению с более возвышенным о отвлеченным европейским романтизмом.
Чуть позже романтизма (в 30-40-е годы) появился реализм. Этот художественный стиль называют социально-историческим и критическим реализмом. Его характеризуют общий с романтизмом интерес к духовному миру человека, исторической судьбе своего народа, страны, критическое отношение к действительности. Русский реализм отличался остротой постановки нравственных проблем, которые в наибольшей мере проявились в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, ставших лидерами мировой литературы в конце XIX века.
Блестящие образы реализма давало изобразительное искусство. Реалистические тенденции проявлялись и в музыке XIXв. (Глинка, Борадин).

Задания к тексту "Серебряный век русской культуры".

Задание №1. Прочитайте следующие словосочетания, определите их значения, по возможности замените их синонимичными.

а) Прилив творческой энергии, синтез всех искусств, переход от реализма к символизму, появление новых архитектурных стилей, тенденция к синтезу искусств, эпоха выдающихся.

Задания к тексту "Серебряный век русской культуры".

Задание 1. Прочитайте следующие словосочетания, определите их значения, по возможности замените синонимами.

а) прилив творческой энергии, синтез всех искусств, переход от реализма к символизму, появление новых архитектурных стилей, тенденция к синтезу искусств, эпоха выдающихся художников, время создания новых направлений и открытий, сила реализма и романтизма, наследие этого периода, эпоха выдающихся художников
б) подготовить почву для символистов, играть исключительную роль в жизни страны, выразится в переходе от реализма к символизму, пытаться в разных направлениях, составлять золотой фонд отечественной культуры, входить в литературу.
в) старшее поколение символистов, культурная жизнь страны, важная роль в культурной жизни, духовно-религиозные идеалы, новые литературные течения, новые архитектурные стили, богатейшее культурное наследие, золотой фонд мировой культуры.

Задание 2. Прочитайте следующие сложные предложения. Выразите мысль каждого предложения в форме простого предложения.

1. После того, как окончилось время депрессии 80-х годов, начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни.
2. Такие выдающиеся русские поэты, как С. Надсон, К. Случевский, которые писали в 80-е годы, подготовили почву для декадентов 90-х годов.
3. Если определить основную тенденцию рубежа веков, то следует говорить о синтезе всех искусств.
4. В литературе, которая продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны, синтез всех искусств выразился в переходе от реализма к символизму.
5. Когда наступило время конец XIX - начало XX века, появились новые архитектурные стили.
6. Поскольку проявляется тенденция к синтезу искусств, в архитектуру вводятся элементы живописи, скульптуры.
7. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого взлета, как в России.
8. Несмотря на то, что речь идет о начале века, о первом десятилетии XX века, это создание новых направлений и открытий.

Задание 3. Вспомните, что вы знаете о таких русских поэтах, как В. Маяковский, Б. Пастернак, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева? Какие их стихотворения вы знаете? Можете ли рассказать о творчестве одного из поэтов?

Задание 4. Прочитайте текст "Серебряный век русской культуры". Составьте план текста.

Серебряный век русской культуры.

После безвременья, депрессии 80-х начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни. Поэты - восьмидесятники (С. Надсон, К. Случевский) подготовили почву для декабристов 90-х годов ( или старшего поколения символистов).
Основной тенденцией, характерной для рубежа веков, был синтез всех искусств. В литературе, которая продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны, эта тенденция выразилась в переходе от реализма к символизму.
В 1900-е годы младшие символисты - А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие, стали искать исцеления от недугов декадентства в духовно-религиозных, нравственно-эстетических и общественных идеалов, пытаясь совместить общественные интересы с личными.
К началу второго десятилетия XX века в литературу начинали входить новые крупнейшие русские и будущие советские поэты и прозаики: В. Маяковский, Б. Пастернак, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Толстой и др. На смену символизму в этот период приходят другие литературные течения. Черты символизма проявлялись в таких разных, соперничающих между собой направлениях, как футуризм, акмеизм, новокрестьянская поэзия.
Конец XIX - начало X века отличается появлением новых архитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассицизма. Сказывается тенденция к синтезу искусств, в архитектуру вводятся элементы живописи, скульптуры.
(В.М. Васнецов, М.А. Врубель, А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь и др.)
Серебряный век в русской культуры - это эпоха выдающихся художников, писателей, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и открытий.
Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в России.
Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.
Богатейшие культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры.

Задание 5. Обоснуйте следующие тезисы.

1. Основной тенденцией, характерной для рубежа веков, был синтез всех искусств.
2. Период начала века составляет золотой фонд русской культуры.

Задание 6. Прочитайте широко известные слова Герцена о роли литературы в духовной жизни общества. Прокомментируйте это высказывание. Согласны ли вы с автором этих слов? Если согласны, то приведите примеры из творчества русских писателей, подтверждающие высказанную мысль.

"У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмушения и своей совести".


Задания к тексту "Советское общество. Культура " и "Культурная жизнь в годы войны".

Задание 1. Прочитайте текст " Советское общество. Культура ". Ответьте на вопрос:

1. В чем состоит сложность и противоречивость процессов в сфере культуры в 20-30-е годы?


Советское общество. Культура (20-30-е годы).

В 20-30-е годы сложные и противоречивые процессы происходили в сфере культуры. Стихия разрушения, вызванная к жизни революцией , нанесла ощутимый удар по православной культуре, культуре русской провинции, усадебной культуре. Вместе с тем усилиями энергией творческого культурного возрождения в начале 20-х годов началось много новых художественных течений, научных школ в социологии, психологии, в революции одновременно проявилась как разрушительная сила, так и социдательная сила.

Культурная жизнь в годы войны.

Для того. Чтобы выстоять в тяжелой войне, потребовалась опора на глубтнные пласты культуры, сознания, которые стали своего рода спасательным кругом, позволившим обществу удержаться на плаву. Один из таких "спасательных кругов" - мощный патриотический подъем.


Обстоятельство времени
(обозначение срока действия)
Несовершенный вид глагола в значении констатации факта действия.
Вид глагола при выражении одновременности действия с ограниченным значением.


Группа
Обстоятельство времени
(обозначение срока действия)


Значение
вопросы
Средства выражения
Пример:

Срок дейтвия

На сколько времени?
На какое время?
На какой срок?



Винительный
падеж с предлогом на

На минуту
На два часа
На всю жизнь

Александер уехал в Москву на неделю.





Несовершенный вид глагола
( констатации факта действия)


Значение
Средства выражения
Пример:

Констатация факта

Несовершенный вид глагола

Вчера по телевизору передавали заключительный концерт участников конкурса песни.

- Вы смотрели заключительный концерт по телевизору?
- Нет, не смотрел.



Вид глагола при выражении одновременности действия с ограничительным значением.


Значение
Средства выражения
Пример:


Одновременность с ограничительным значением




- пока + глагол несов.
- вида - глагол несов. вида.

- пока + глагол несов. вида - глагол совершенного вида.


Пока поднимались на смотровую площадку, Иван Степанович разговаривал с экскурсоводом.

Пока Александр ходил в магазин, Николай Иванович привел все в порядок.





Грамматика: Обстоятельство времени
Придаточные времени (отношения предшествования и следования).


Значение
Средства выражения
Пример:


Предшествования
без ограничительного значения












Родительный падеж с предлогом до
до того как

Творительный падеж с предлогом -
перед
перед тем как
прежде чем

Билеты раскупили до начала гастролей.

Билеты раскупили до того, как начались гастроли.

Перед спектаклем мы осмотрели выставку в фойе.
Перед тем, как пройти в зал, мы осмотрели выставку в фойе.
Прежде чем лечь спать, Николай Иванович написал письмо.



Предшествование с ограничительным значением


Винительный падеж с предлогом - до

Винительный падеж с предлогом за + до того, как

Родительный падеж с предлогом -
до
пока не


- В театр Рудины пришли за двадцать минут до начала спектакля.
- В театр Рудины пришли за двадцать минут до того, как начался спектакль.
- Рудины спорили о спектакле до двух часов ночи.
- Николай Иванович слушал радио пока не вернулся Шурик.
- Ждали до тех пор, пока не стемнело.



Следование без ограничительного значения

Родительный падеж с предлогом -
после
после того как

После концерта участники конкурса встретились с
А. Пахмутовой.

После того как кончился концерт, учатники конкурса отправились на экскурсии.






Следование без ограничительного значения

Винительный падеж с предлогом через + родительный падеж с предлогом после

Винительный падеж с предлогом через + после того как


Через полчаса после возвращени Анны Михайловны из музея сели обедать


Примечания:

1. Глагол в придаточной части с союзами прежде чем, перед тем как и до того как при тождестве субъектов в главной и придаточной частях может иметь форму инфинитива.

2. В главной части предложений с союзами до того как, перед тем как, прежде чем употребляется совершенный вид за исключением тех случаев, когда речь идет о повторяющихся действиях.

3.


Программа курса:

"Перевод языка делового общения" для иностранных студентов, обучающихся по специальности "Лингвистика".

3 курс, 2-й семестр (2 часа в неделю).

Цель курса: ознакомление с навыками перевода в различных сферах делового общения, формирование уровня языковой и речевой переводческой компетенции в области перевода и составления деловой подписки.

Содержание курса: темы лекционных и практических занятий:

1.
2.
Литература:

1. Лукьянова Н.А. Настольная книга бизнесмена,- М.: "ГИС", 1998.
2. Изральевич Е.Е. деловая корреспонденция и документация на английском языке. - М,: "ЮНВЕС", 2000.
3. Самуэльян Н.А. Настольная книга секретаря-референта, - М.: "Менеджер", 2000.
4. Англо-русский учебный словарь по экономике и бизнесу. Ростов/н/Дону; Феникс, 1997.
5. Шевелева С.А. English on Economics. - М.: "Юнити", 1998.
6. Webster's Dictionary. USA, Nickel press, 1991.
7. Applied Economics, USA, Princeton, 1990.
8. Воронцова И.И. и др. английский язык для студентов экономических факультетов, М., 1998
??

??

??

??




1



<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ